Поиск

Татьяна Колчанова дала интервью о зообизнесе «Российской газете»

Интервью о зообизнесе

Зообизнес в России стремительно развивается. В Москве и Санкт-Петербурге рост предприятий зообизнеса составляет 20% в год, а в регионах страны эта цифра доходит до 50%. Зообизнес — это рынок животных: домашних питомцев и всё, что связано с их кормлением, лечением, уходом. Если раньше зообизнес ограничивался только кормами и лекарствами для животных, то сейчас эта отрасль значительно расширилась и включает в себя парикмахерские, дома, одежду, гостиницы и другие удобства.

При этом не создан понятийный аппарат в ветеринарном российском законодательстве. Речь идёт о вопросах, связанных с оборотом ветеринарных лекарственных средств и регистрацией добавок. Союз предприятий зообизнеса (СПЗ) бьётся над проблемой уже не первый год. Предложения по решению этой задачи были разработаны еще в 2010 году и нашли поддержку со стороны Минсельхоза и Россельхознадзора. Правительство страны обязывало Минсельхоз принять новый закон «О ветеринарии» вместо давно устаревшего документа 1993 года, в котором отсутствуют термины и определения, выделив в отдельную категорию «непродуктивных» животных. К сожалению, в течение четырёх лет главный ветеринарный закон страны неоднократно переделывался, и срок его внесения в Госдуму вновь отодвинут до конца 2014 года. При этом, если закон вступит в силу, для его эффективной работы потребуется дополнительно принять множество нормативных документов. Оптимистических прогнозов на быстрое издание всех актов, исходя из практики, нет.

Тем более что подобный опыт уже был, когда вступил в силу закон об обращении лекарственных средств, который регламентирует обращение как медицинских лекарств, так и ветеринарных препаратов. Согласно этому закону предприниматели должны выполнять правила хранения, оптовой и розничной торговли, изготовления и транспортировки лекарственных средств, утверждать которые для медиков должен Минздрав, для зообизнеса — Минсельхоз. Минздрав с этой задачей давно справился, а в зоологической отрасли не принято ни одного из перечисленных правил.

К чему это приводит? При проведении проверок объектов зообизнеса контролёры пользуются либо медицинскими требованиями, что запрещено законом о проверках, либо изобретают требования по собственному усмотрению. В итоге предприниматели не знают, как правильно организовать свой бизнес, а представители контролирующих органов получают простор для фантазий. Надо ли говорить о последствиях? Единицы законопослушных граждан отстаивают свои права в судах, а остальные решают эти проблемы старым известным методом — дают взятки.

При этом некоторые меры всё же были приняты до вступления в силу новой версии закона. Было отменено требование о получении в Россельхознадзоре разрешения на ввоз и вывоз готовых кормов и кормовых добавок для «непродуктивных» животных. Затратная процедура регистрации кормовых добавок стала бессрочной. Также близится к завершению принятие приказа Минсельхоза о выдаче ветеринарных сопроводительных документов на подконтрольные ветеринарному надзору товары в электронном виде на безвозмездной основе. Сейчас, для того чтобы завезти на склад оптовой компании корм для кошек и собак в заводской упаковке, подвергнутый термической обработке, а следовательно, безопасный во всех отношениях, требуется на каждую партию за деньги получить справку в ветеринарной службе региона. Даже если владелец двух-трех зоомагазинов хочет перевезти мешок корма из одного магазина в другой, процедура повторяется. На практике никто эти корма многократно не осматривает, но деньги за справки предприниматель должен платить.

Кроме того, в прошлом году в КоАП были внесены поправки. Наказание за перемещение груза без ветеринарных сопроводительных документов (к этой группе относится как мясо, молоко, другая сельхозпродукция для людей, так и корма для кошек и собак) для юридических лиц составляет от 300 до 500 тыс. руб. Это только один из барьеров, который встаёт на пути предпринимателей в сфере зообизнеса.

Несладко приходится и предпринимателям, работающим с зоогигиенической и зоокосметической продукцией, а также с лакомствами для «непродуктивных» животных. Так как эта продукция нигде не была поименована, чиновники с большим удовольствием относили её к лекарственным средствам. А это значит, что производитель должен был иметь лицензию на производство лекарственных средств, реализатор этой продукции — лицензию на фармацевтическую деятельность, продавец шампуней и кремов — диплом о высшем или среднем ветеринарном образовании. Также производитель должен был зарегистрировать каждое наименование зоокосметики как лекарственное средство, а это 150 тыс. руб.

Тем не менее национальные стандарты, разрабатываемые техническим комитетом СПЗ, становятся ориентиром для отрасли. В конце прошлого года Росстандарт утвердил систему добровольной сертификации продукции и услуг для «непродуктивных» животных «Росзообизнес». Это станет своеобразным подспорьем для законопослушных предпринимателей. В перспективе СПЗ — создание центра по обучению персонала зоомагазинов (продавцов, менеджеров), которых сегодня не готовит ни один вуз страны.

http://www.rg.ru/2014/06/03/zoo.html