Поиск

Татьяна Колчанова: кавалер пера и шпаги

Татьяна Колчанова

Текст: Наталья Арсеньева
Фото: Юлия Кривич

Про таких людей говорят, что их поцеловал Господь. Иначе как объяснишь, что происходящие в их жизни события для других могли бы стать фатальными, а эти гнутся, да не ломаются. Такова наша героиня. Она наделена сильным характером, обладает тонким чувством юмора и самоиронией и смотрит на выпавшие на ее долю обстоятельства философски и без страха. Эта замечательная женщина — Татьяна Ивановна Колчанова, генеральный директор Союза предприятий зообизнеса.

Еще лет десять тому назад Татьяна Колчанова была невероятно далека от зообизнеса. Нет, животных она любила всегда, особенно кошек, но все же главными в ее жизни были неразлучные перо и шпага, точнее рапира — более тридцати лет Татьяна Ивановна посвятила спортивной журналистике и еще больше — любимому фехтованию.

Преодоление

Маленькая Таня и думать не могла о том, что ее жизнь как-то будет связана со спортом: даже от школьных уроков физкультуры у нее было освобождение. Дело в том, что в детстве Татьяна Колчанова перенесла полиомиелит, и вся левая сторона ее тела была парализована. Для того чтобы, поставить дочку на ноги, в прямом смысле этого слова, мама Галина Стефановна Колчанова, ведущий научный сотрудник одного из киевских НИИ, ушла с работы и закончила курсы массажистов. А еще она не побоялась дать согласие на то, чтобы ее дочери ввели тогда еще экспериментальную, не опробованную на людях вакцину против полиомиелита. Благодаря ее неустанным стараниям Таня стала ходить, но, как сама вспоминает, падала постоянно и рвала чулки.

О том, что Танечка станет потомственным журналистом, как папа, никто в ее семье не сомневался. Известный киевский журналист Иван Маркович Карпенко зачитывал дочке свои статьи вслух и вообще активно посвящал ее в тонкости профессии. Еще в школе Таня Колчанова начала писать для весьма серьезных изданий.

Но тут ее подружке захотелось романтики, и она уговорила тринадцатилетнюю Татьяну пойти за компанию в спортивную школу и записаться в группу фехтования. Брали всех. Через некоторое время подружка благополучно занятия бросила, постепенно группа распалась, а Татьяна осталась. Чего ей стоили эти тренировки, может понять только человек с таким же диагнозом. Но Колчанова сдаваться не привыкла: не может стоять в правой стойке, так как нет опоры на больную, левую ногу — не страшно, по предложению тренера стала левшой. Однако и левая рука тогда «работала» не очень хорошо, рапиру приходилось приматывать к кисти бинтом! Но уже через два года Татьяна Колчанова стала чемпионкой Украины.

Вжик! Вжик! Вжик! Кто на новенького?!

Потом были школа олимпийского резерва при «Динамо» и замечательный тренер Семен Колчинский, не побоявшийся взять «сложную», но такую талантливую девочку. Татьяне Колчановой приходилось выигрывать все отборочные соревнования, чтобы доказать, что она достойна быть в сборной Украины по фехтованию. Неимоверное упорство и трудолюбие девушки заметил великий тренер сборной СССР Иван Ильич Манаенко и пригласил в Москву. Пришлось переводиться из Киевского университета, куда Татьяна только что поступила на факультет журналистки, в МГУ.

Жизнь в общежитии ужаснула домашнюю девочку из благополучной семьи, и, помыкавшись по подругам, она приняла решение: чтобы получить свою, пусть даже служебную, жилплощадь, устроиться работать в ЖЭК тренером спортивного кружка. Друзья помогли с инвентарем, и вскоре Колчанова организовала Фехтовальный клуб при ЖЭКе №18. На первых же соревнованиях ее ученики выступили настолько удачно, что Татьяне, студентке пятого курса, предложили пойти работать тренером в общество «Динамо». И тут она оказалась перед выбором: ее уже звали к себе на работу как журналиста газета «Комсомольская правда», журнал «Смена», телевидение. Но детей она бросить не смогла и стала сотрудничать со СМИ внештатно. А через несколько лет Татьяна Колчанова уже занимала пост заместителя директора ДЮСШОР «Динамо».

Со своим будущим мужем Александром Ворониным, известным велогонщиком, призером олимпийских игр, чемпионом СССР, Татьяна Колчанова познакомилась в детском спортивном лагере, куда оба приехали работать тренерами. Влюбились, поженились, родили дочку Ксению.

— Все как у всех, — улыбается Татьяна Ивановна. — Дочка, несмотря на то, что в детстве занималась фехтованием, а потом закончила Институт стран Азии и Африки, сейчас работает журналистом, занимается аналитикой.

Кина не будет!

— Тренер в фехтовании — это совсем не то, что тренер по плаванию, — рассказывает Татьяна Колчанова. — Все приемы и удары ученики отрабатывали на мне. Приходилось быть в постоянном напряжении, оставаться такой же быстрой и ловкой, как они, к тому же их было море. А у меня тогда уже была семья, ребенок. И в какой-то момент я поняла, что очень устала физически.

И тогда Колчанова принимает предложение от командования Пограничных войск организовать для них спортивный клуб, так как после разделения КГБ на ФСБ и Погранвойска, последние остались совсем без спорта. После недолгих раздумий Татьяна Ивановна становится заместителем руководителя спортивного клуба погранвойск. Нужно было написать устав клуба, зарегистрировать его, найти помещение, купить мебель и тому подобное, при этом существовала странная для нее субординация: даже на телефонные звонки не полагалось отвечать, для этого имелся личный адъютант. Одновременно Татьяна Колчанова создала региональную организацию фехтовальщиков, защищала их права, выбивала им экипировку, находила спонсоров.

Когда же от военных мундиров и бесконечных «так точно!» стало уже мутить, Татьяне Ивановне позвонила институтская подруга с неожиданным предложением: «Колчанова, а ты не хочешь стать директором кинотеатра? Приезжай, поговорим!» Представить себя в этой роли, Татьяна Ивановна решительно не могла, но повидаться поехала.

В общем, как сейчас сама понимает, вопреки здравому смыслу, Татьяна Колчанова согласилась стать директором кинотеатра «Эльбрус». Хотя кинотеатром в то время язык не поворачивался его назвать — серая бетонная коробка четыре с половиной тысячи квадратных метров, внутри которой все было разрушено, даже экран сожгли бомжи. Татьяна Ивановна сразу поняла, что кино здесь крутить не получится, и стала думать, как привести в чувство бетонную развалину. Вместе с такими же, по ее словам, ненормальными энтузиастами, как она сама, Колчанова, полгода не получая зарплату, создала уникальный Центр молодежной культуры. Художники-графити, музыкальные и творческие коллективы, роллеры и скейтбордисты съезжались сюда со всей Москвы и России. В общем, «Эльбрус» простоявший в полуразрушенном состоянии более четырех лет, стал лакомым кусочком для ловких коммерсантов, и Колчанову мягко, но настойчиво, попросили здание освободить, сказали, что тут теперь кино крутить будут. Прошло всего два сеанса и «Эльбрус» опять заколотили. Колчанова пережила и это.

От клинка к клыку

После распада союза и в перестроечное время для государственных чиновников спорт по своей значимости оказался на последнем месте. В этот период тяжелее пришлось мужу Татьяны Колчановой Александру Владимировичу — в отличие от супруги у него второй профессии не было, с 14 лет он был в сборной и умел, по его словам, лишь крутить педали и обучать этому других. Спасали золотые руки: велотрек сменил на автосервис, но что-то там не заладилось.

И снова, как снег на голову, неожиданное предложение друга Александра Владимировича попробовать себя в качестве директора зоомагазина. Видимо, все в семье Ворониных-Колчановых склонны к авантюрам, на семейном совете предложение было принято. Пока в магазин набирали штат продавцов, Татьяна Ивановна вместе с дочкой Ксенией с огромным удовольствием стояли за прилавком, взвешивали корма и продавали поводки. Так в семье появились первые слова, начинающиеся с «зоо». Между прочим, Александр Владимирович до сих пор работает директором, правда уже другого зоомагазина.

А Татьяне Колчановой судьба вновь предоставила возможность полностью поменять вид деятельности. Александр Теренин, президент Российской Ассоциации зоотехнии, ветеринарии и зооиндустрии, в тот момент остро нуждался в толковом управленце. И в 2001 году предложил Татьяне Ивановне поработать у него. Несмотря на все доводы Колчановой о том, что она ничего не понимает ни в ветеринарии, ни в зообизнесе, уговорил ее хотя бы месяц поработать. Неожиданно ей понравилось. Начала она с того, что стала изучать нормативную базу.

— И с удивлением поняла, что наши собаки кошки, птички и рыбки находятся вне всяких законов, они распространяются только на сельхозживотных, — вспоминает Татьяна Ивановна.

За годы работы удалось добиться многого: отменено лицензирование ветеринарной деятельности, теперь миски и поводки не причисляются к ветеринарным препаратам, отменена регистрация кормов, и собаки с кошками стали полноправными членами зоосообщества. Стараниями Татьяны Колчановой Ассоциация вступила в ТПП и стала членом «Опоры России». Однако за годы сотрудничества с Александром Терениным Колчанова поняла, что он в большей мере заинтересован в лоббировании собственных интересов, а Ассоциация для него лишь способ их реализации, и проблемы ее членов его мало волнуют. Назрела проблема в создании нового союза, способного по настоящему защитить права предприятий зообизнеса. Татьяна Ивановна его возглавила, с головой окунувшись в новую работу: она постоянно в переписке то с Федеральной антимонопольной службой, то с президентом, помогает всем, кто обращается за помощью и советом. Консультируются в Союзе предприятий зообизнеса даже сотрудники из территориальных подразделений Россельхознадзора, звонят и пишут предприниматели со всей страны, и еще не было случая, чтобы Колчанова кому-то отказала.

— Обидно, что большинство наших предпринимателей совершенно не знают законодательства, и нам приходится их постоянно учить, — рассказывает Колчанова. — Мы стараемся вывести наш зообизнес на более высокий правовой уровень, доказать, что взятками ничего не решается, а вымогателей нужно привлекать к уголовной ответственности.

Полное свинство

О том, что Татьяна Колчанова — дама с потрясающим чувством юмора, теперь знают не только ее близкие знакомые, но и весь мир! Одни поросячьи бега чего стоят, уж не говоря о создании федерации спортивного свиноводства!

— Сначала мы все шутили, что неплохо было бы поросячьи бега устроить как в царское время, — с улыбкой вспоминает Татьяна Ивановна. — А пять лет назад решили воплотить. Народ плакал от смеха, журналисты висели друг у друга на головах, дабы увидеть и заснять все самое интересное. Потом пришла идея с федерацией, ведь поросята настоящие спортсмены, их специально тренируют для бегов. Построили для этого «спортивную базу», а точнее евросвинарник со всеми удобствами. Теперь планируем развивать свинский спорт, на повестке дня зимние виды спорта — бег и плавание наши подопечные уже освоили, — смеется Колчанова.

Но не в поросятах счастье, в квартире такого хрюкающего спортсмена очень обременительно содержать. Поэтому у Татьяны Ивановны и ее мужа дома живут две кошки Кися и Мася, точнее Мася гостит на регулярной основе, так как она считается кошкой дочки Ксении. Периодически к кошкам присоединяются то хорьки, то еще какая-то живность, которым, по мнению Александра Владимировича, скучно в выходной день в магазине. Даже старшая Кися сначала жила в магазине. Туда ее принесли добрые люди, подобрав сбитую машиной на МКАД. Воронин кошку возил на операции, выхаживал, а потом принес домой, не желая оставлять ее одну на Новый год в магазине. Нужно ли говорить, что после праздников Кися в магазин уже не вернулась — теперь она предпочитает спать под боком у хозяйки. По мнению Татьяны Ивановны, она в своей жизни не встречала кошки благодарней и ласковей.

 

уДачная жизнь

Точно так же, как и все в ее жизни, полной неожиданностью для Татьяны Колчановой случилась покупка ныне горячо любимой дачи. Хотя представить себя фермершей, владелицей нескольких соток, исправно поливающей грядки с редиской и цветочки, она раньше не могла даже в страшном сне. А вот сейчас, говорит, зацепило. Нет, конечно, до посадки картошки дело не доходит, но теперь всегда есть свежая зелень на столе и ухоженные любимые клумбы радуют глаз. А в прошлом году муж одну из гостевых комнат своими руками переоборудовал в настоящую финскую сауну, потому как баня для спортсменов дело первостатейное. Парятся по всем правилам: с травяными чаями, скрабами и масками.

Но даже на даче Колчанова предпочитает… работать. Берет с собой бумаги, компьютер и телефон, как же без выхода в интернет? Говорит, что нигде так хорошо не работается и не пишется, как в собственном саду. Даже во время готовки на кухне, она не разлучается с компьютером, и, судя по восторженным отзывам коллег о кулинарных талантах Татьяны Ивановны, одно другому не мешает.

«В свободное» от основной работы время Колчанова пишет статьи во всевозможные спортивные издания, ездит на соревнования и олимпиады как комментатор. Параллельно является главным редактором сайта Международного благотворительного фонда «За будущее фехтования». Написала книгу «Фехтование в лицах».

На вопрос о том, не жалеет ли Татьяна Ивановна, что столько раз круто меняла свою деятельность, и что дела всей ее жизни — журналистика и фехтование, отошли на второй план и стали хобби, Колчанова ответила, ни минуты не раздумывая: «Я счастлива от того, что мне удается помогать людям, защищать их интересы, как никогда, я ощущаю себя на своем месте и менять свою работу я больше не собираюсь!»

«Зообизнес в России» 4’08