Поиск

Террариумистика, маленькая, да удаленькая

Террариумистика

Текст: Николай Чечулин
Фото: Depositphotos.com

Николай Чечулин, фотоТеррариумистика имеет незначительную долю в общем объёме рынка товаров и услуг для домашних животных, однако является стабильно растущим сектором. Экономические проблемы и падение доходов населения практически не влияют на спрос. При этом вход в этот бизнес сегодня относительно дёшев, поскольку давно сформировалась инфраструктура поставок и достаточное число компаний, которые предлагают всё необходимое для любителей террариумных животных. Наконец, практически полностью решены все проблемы с государственным регулированием.

Террариумистика в России зародилась в начале XX века. В 1903 году был образован Московский кружок любителей аквариума и террариума. В 1911 году в Петербургском Зоологическом музее состоялась первая выставка аквариумов и террариумов. Центрами развития террариумистики были Москва, Петербург, Киев, Харьков, Рига, Баку. Конечно, увлечение террариумными животными не носило массового характера, оно было уделом довольно узкого круга любителей.

В советское время террариумистика получила более широкое развитие. Уже после Гражданской войны появились специальные пособия для любителей террариумных животных, которые вошли в учебники по биологии для средней школы. Заведующий террариумом Московского зоопарка В. В. Черномордиков разработал экологические основы содержания и разведения амфибий и рептилий в неволе. Впрочем, нужно признать, что большинство владельцев таких животных имели мало специальных знаний, да и разнообразия животных не было — преобладали ящерицы желтопузики, среднеазиатские и средиземноморские черепахи.

ТеррариумистикаТак сложилось, что продажа террариумных животных развивалась параллельно аквариумистике. Однако между аквариумом и террариумом есть принципиальная разница. В последнем нет воды и обязательно присутствует дверца, а также обогрев, вентиляция и зачастую специальное ультрафиолетовое освещение. В советские годы ультрафиолетовые лампы не продавались в зоомагазинах, что сдерживало развитие этого направления. Применялись кварцевые лампы, плохо подходящие для использования в домашних условиях. В целом для полноценного развития террариумистики в советский период не было оборудования и достаточного разнообразия животных. Сейчас все эти проблемы полностью решены.

Важную роль в развитии террариумистики до недавнего времени сыграли птичьи рынки, где можно было купить гекконов, молочных змей и некоторых других животных. Например, на московском птичьем рынке уже в 90-е было два ларька, в которых рептилии стабильно присутствовали в продаже. Однако полноценное развитие началось только в новом тысячелетии, когда пошли массовые поставки в Россию ультрафиолетовых ламп. Первые два зоомагазина, которые предлагали широкий ассортимент для террариумистики, открылись в Москве примерно в 2006-2007 году — это магазины «Гекко» и «Папа Карло».

Рынок террариумистики и его перспективы

Объёмы рынка террариумистики помогают оценить специализированные выставки. Скажем, самая большая в мире выставка-продажа террариумных животных проходит 4 раза в год в немецком городе Хамм. Она собирает до 20 тыс. посетителей. В России два года назад появилась выставка «Рептилиум», она уже несколько раз проводилась в Москве и недавно впервые в Петербурге. Выставка проходит два раза в год и собирает порядка 3 тыс. человек.

Сегодня основной объём продаж террариумных животных и, соответственно, всего необходимого для их содержания приходится на Москву — это примерно 60–70% рынка. Ещё 20% продаж даёт Санкт-Петербург, всё остальное распределяется по регионам, то есть там рынок совсем маленький. Впрочем, есть исключения, например, Барнаул — небольшой и небогатый город, но благодаря энтузиастам террариумистика развита в нём довольно хорошо. Такая фрагментарность рынка объясняется тем, что не везде есть кормовые объекты: змей надо кормить мышами, ящериц — сверчками и обязательно живыми, то есть нужны люди или компании, которые производят корма. Но если на них нет спроса, то такие люди и компании не появятся. Получается замкнутый круг: нет животных — нет кормов, и наоборот. Рубить этот гордиев узел помогают сублимированные корма — консервы для рептилий, благодаря им такие животные становятся всё более доступны в регионах.

Террариумистика

В последние несколько лет рынок ежегодно увеличивается на 15–20%. Общей официальной статистики нет, но я могу судить по нашей компании, которая работает во всех секторах: у нас есть онлайн-магазин, офлайн-магазин «Планета экзотики», оптовая компания Simple Zoo и собственное производство террариумов. По всем направлениям мы развиваемся очень успешно. Показательны последние три месяца. Примерно на 30–40% снизились продажи в офлайн-магазине, зато в онлайне они выросли на 20–30%. Большого скачка продаж в марте-апреле, как у зоомагазинов со стандартным набором товаров, не было, зато потом не было и резкого падения. Сейчас продажи немного выше, чем средние по году. Мы заметили, что больше стали покупать комплекты — животное, террариум и полный набор всего, что нужно для животного. Это значит, что появилось много новых клиентов, тех, кто решил, наконец, завести террариум. Также увеличивается число заказов из других регионов. Первое время были проблемы с отправкой животных из-за карантина, но сейчас всё наладилось.

В целом российские регионы таят огромный потенциал роста. Если в каком-то даже небольшом городе, где террариумистика в зачаточном состоянии, а таких большинство, один зоомагазин активизируется в этом направлении, то очень быстро займёт лидирующие позиции на местном рынке и привлечёт к себе практически всех террариумистов — они слетятся, как бабочки на свет, поскольку очень активно общаются. Кроме того, наличие в магазине экзотики привлечёт ещё больше владельцев собак и кошек, хотя бы потому, что им будет интересно посмотреть на диковинных тварей. И велика вероятность, что кто-то из них купит такое животное. Сегодня во многих зоомагазинах стоит один террариум, а в нём — маленькая ящерица. Это не работает. Нужно, чтобы, даже если это смешанный магазин, в нём был полноценный отдел террариумистики, тем более что завести и содержать его гораздо проще и дешевле, чем отдел аквариумистики. Необходимо выделить хотя бы 5 м2 под террариумы и держать хотя бы 7 видов животных, чтобы был выбор. Это сразу придаёт более высокий статус всему магазину. Также нужно иметь профессионального сотрудника со специальной подготовкой. Как правило, в магазинах террариумистики работают люди, которые давно и по собственной воле увлечены этими животными.

Главным стимулом для развития рынка и главным аргументом для покупателей является то, что террариумные животные в основной своей массе просты в содержании и требуют всего пару часов в неделю на уход и кормление. Нужно поставить «банку», провести в неё тепло и свет, насыпать грунт и положить корягу — для большинства рептилий этого достаточно. Рассмотрим, к примеру, расходы на одно из самых популярных животных — бородатую агаму. Полный комплект оборудования вместе с животным будет стоить от 12 до 23 тыс. рублей. Это дешевле, чем дорогая порода собаки или кошки. Лампочки в террариуме нужно менять раз в полгода, а то и реже. Ежемесячные расходы на корм составят 300–400 рублей. Рептилии холоднокровные, поэтому они меньше едят и значительно меньше гадят, то есть их можно намного реже кормить и от них меньше запаха.

Кроме того, не нужно забывать, что рептилии не вызывают аллергии, что является очень большим плюсом, особенно в крупных городах. И наконец, рептилии хороши тем, что идеально подходят непоседливым людям. Если вы уехали на неделю, то животное этого даже не заметит. Например, взрослую змею надо кормить раз в 2–3 недели. У хомяка надо убирать в клетке раз в 3 дня, а у рептилии — раз в 1–2 месяца.

Бестселлеры и поставки

В процессе развития рынка спрос на террариумных животных меняется. Скажем, лет пять назад значительно более востребованными были редкие и экзотичные виды. Сейчас основная масса продаж приходится на ограниченный круг животных и вместо редкого вида рептилии люди предпочитают купить змею с необычным окрасом (морфой), нежели какой-то редкий вид, который потом сложно содержать дома.

рынок террариумистикиОтдельно хочется рассказать, кто из рептилий и амфибий пользуется наибольшим спросом на рынке террариумистики в России. Из ящериц самые востребованные у нас пятнистый эублефар, бородатая агама, реснитчатый бананоед, синеязыкий сцинк, капский варан и зелёная игуана. Самые популярные змеи — маисовый полоз, молочная змея, императорский удав и королевский питон. Ящерицы и змеи примерно одинаковы по популярности, но в содержании змеи несколько проще. Есть любители ядовитых змей, но это отдельное направление, зоомагазины таким не торгуют. Ядовитых змей можно найти только у частных владельцев: небольшим спросом пользуются кобры и различные виды бойг. Из лягушек люди покупают красноглазых квакш, жабу-агу, лягушек-рогаток и лягушку-помидор. Среди черепах всё ещё популярны среднеазиатские и красноухие черепахи. Последние продаются в основном на птичьих рынках и у уличных торговцев, которые всё ещё сильны на Юге России.

Примерно 80% всех продающихся в России на рынке террариумистики рептилий уже много поколений разводятся в неволе. Есть виды, которые в природе практически исчезли, а в террариумах отлично живут и размножаются, например реснитчатые бананоеды. В Новой Каледонии, где они обитают в естественных условиях, их практически истребили. Притом в неволе они живут примерно в пять раз дольше, чем в природе, поскольку нет болезней, бактерий, опасных хищников. Ещё один яркий пример плюсов содержания дома — обыкновенная озёрная лягушка: в природе живёт максимум три года, этот вид погибает на дорогах, на него охотятся птицы, в огромных количествах замерзает зимой, особенно уязвимы маленькие лягушата, в то время как в неволе лягушка живёт 15 лет и больше.

В России успешно разводятся многие виды террариумных животных: маисовые полозы, королевские питоны, императорские удавы, бородатые агамы и хамелеоны. Остальная половина животных завозится из Европы, там разведение поставлено на поток, и заказать животных оттуда зачастую бывает заметно дешевле. Есть виды, которые ни у нас, ни в Европе толком не разводятся, например, зелёные игуаны. А в США, где существуют огромные игуановые фермы, они стоят очень дёшево, и этот вид животных экспортируется оттуда. Аналогично красноухие черепахи в больших объёмах разводятся в Китае, а в России продаются по 50 рублей. Основные импортёры террариумных животных «Аква Лого», которая официально привозит из Европы, США и Индонезии. Большая часть импортируемых животных разведены в неволе и малая часть забирается из природы.

Портрет и поведение потребителя

террариумистика в РоссииТеррариумных животных покупают люди трёх типов. Самая большая группа клиентов магазинов террариумистики — это неформалы, которым нравится всё необычное, они стараются выделяться в образе жизни, поведении. Часто предпочитают тяжёлую музыку, броско одеваются, делают татуировки. На наших специализированных выставках таких людей довольно много. Вторая большая группа — это свободомыслящие и хорошо образованные родители с детьми, которые не прочь купить змею или ящерицу своим чадам для их воспитания и развития интереса к природе. Они, кстати, отличаются самым большим чеком. И третья группа — люди, которые любят всех животных, у таких покупателей может быть десять птиц, три собаки, две кошки и стадо гекконов. Мужчин и женщин в нашей целевой аудитории поровну. Основная возрастная группа — 25–35 лет.

Структура покупки на рынке террариумистики сильно отличается от покупок владельцев кошек и собак. На последних зоомагазины зарабатывают благодаря кормам, ветпрепаратам и игрушкам. У рептилий игрушек нет вообще, есть укрытия и декорации, как у рыбок. На кормах магазины зарабатывают очень мало, их держат в ассортименте только для того, чтобы люди постоянно возвращались в любимый магазин и потихоньку приглядывались к следующему питомцу. В маркетинге это называется «тропинка возврата». Примерно через 9—12 месяцев человек покупает новое животное и постепенно начинает их коллекционировать. Это довольно частый сценарий владения террариумными животными. Следовательно, задача магазина не в том, чтобы человека привязать к магазину исключительно для покупки корма, а в том, чтобы его первая и самая большая покупка оказалась удачной, чтобы научить его содержать экзотическое животное и чтобы через год он пришёл обратно за следующим питомцем.

Изначально наши клиенты очень отличаются от владельцев кошек и собак, поскольку, чтобы завести даже геккона, нужно многое прочитать о нём, потратить на это хотя бы пару дней. Террариумисты в подавляющем большинстве сознательно относятся к покупке, у них есть особая привязанность именно к таким животным. Кошка или собака вызывает умиление у любого человека, а с рептилиями, наоборот: они либо очень нравятся, либо вызывают резкое отвращение. Думаю, именно поэтому этот рынок довольно стабильный: если человек однажды завёл себе экзотическое животное, то это увлечение с ним уже навсегда, он будет снова и снова возвращаться за новым питомцем.