Как показала прошедшая в июне выставка ECOM Expo, электронная коммерция не только развивается бурными темпами, но и изменяет бизнес, общество и нашу жизнь.
ECOM Expo — крупнейшая в России и Восточной Европе выставка новейших технологий для повышения эффективности электронной коммерции. В ней участвуют лидеры отрасли из России, Европы и Китая. Экспоненты представляют современные достижения в сферах доставки и логистики, маркетинга и продвижения, платежей и финансов, управления ассортиментом и взаимоотношений с клиентами.
Наиболее кардинальные изменения претерпела логистика. За последний год она совершила гигантский рывок вперёд. Как рассказали эксперты — участники выставки, изменения, которые отрасль прогнозировала только лет через пять-семь, происходят здесь и сейчас. Вместе с новыми возможностями доставки выросли и запросы потребителей, а также появились современные тренды в логистике.
Пандемия — двигатель прогресса и появления новых трендов в логистике?
Самым мощным драйвером изменений в отрасли стала пандемия COVID-19. Режим ограничений дал импульс развитию e-commerce, заставив покупателей выбирать товары онлайн. В итоге на виртуальных площадках стали покупать даже те, кто никогда и не собирался этого делать. По оценке аналитиков Data Insight, вынужденная самоизоляция привела в российские интернет-магазины не менее 10 млн новых потребителей. Они сыграли важнейшую роль в формировании новых трендов в логистике.
— За время локдауна тотально изменился покупатель, — рассказывает Ольга Древаль, коммерческий директор службы доставки компании Dalli. — Люди не просто стали больше приобретать в интернете — это вошло в привычку. Новые потребительские предпочтения заставили практически всех игроков оперативно пересмотреть подход к бизнесу.
Это сформировало один из главных трендов эпохи пандемии — постоянное повышение качества клиентского сервиса. В первую очередь глобальные изменения коснулись логистических процессов, поскольку именно они лежат в основе эффективного онлайн-бизнеса.
Тренд № 1 в сфере логистики: доставка за 15 минут
Один из главных трендов в логистике в последнее время — повышение скорости доставки.
— Потребитель стал более требовательным. Сегодня он рассуждает так: «Я хочу свой заказ сейчас. Я не хочу ждать», — продолжает Ольга Древаль. — Для сегмента e-grocery быстрая доставка уже стала нормой. Dalli доставляет non-food товары, и мы видим, какими темпами увеличивается спрос на экспресс- доставку других товарных категорий. Конечно, всегда есть и будут люди, которые готовы ждать заказ и не доплачивать за скорость. И пока таких покупателей больше.
По мнению Евгения Колесникова, генерального директора компании Dalli, через два-три года около 60 % рынка доставки будет занимать экспресс-доставка.
— А если говорить про Москву, то на этот показатель доставка выйдет гораздо раньше, — уверен он. — Другие города-миллионники также привыкают к экспрессу.
Законодателями мод на рынке традиционно являются крупные компании. Они диктуют новые правила игры, на которые ориентируются остальные.
— Крупные игроки — «Яндекс», OZON — уже строят свои склады в регионах, приучают их жителей к быстрой доставке. Соответственно, чтобы сохранить объёмы заказов, придётся перестраиваться логистическим компаниям любого уровня. Тот, кто не сможет этого сделать, станет неинтересен потребителям, — продолжает Евгений Колесников.
Тренд № 2 в логистике будущего: магазин превращается в склад
Чтобы ускорить доставку, всё более широко используется гиперлокальный склад — ещё один заметный тренд логистики ковидной эпохи. Этот специфический термин обозначает следующее: если у компании есть и интернет-магазин, и офлайн-точки, то он их использует не только для продаж, но и для хранения продукции. И когда покупатель заказывает товар, то его везут не со склада, скажем, в Подмосковье, а из магазина на соседней улице. Это стало еще одним шагом в развитии логистики, ведь время доставки сокращается максимально.
Именно так выстроена логистика в компаниях «Четыре Лапы», «Бетховен» и Petshop.ru. Большое число торговых точек позволяет им доставлять товар буквально за 15 минут!
— В этом есть и некие сложности: должно быть качественно настроено управление товарными остатками на складе в каждом магазине, — утверждает Евгений Колесников. — То есть, нужна единая информационная система, позволяющая в онлайн-режиме понимать, в каком магазине есть заказанный товар и могут ли его в течение часа отгрузить и доставить покупателю.
Тренд логистики № 3: особенности национальной доставки
Amazon, формирующий тенденции логистики во всем мире, доставляет заказ в любую точку Соединённых Штатов Америки за восемь часов. В России такое возможно только в крупных городах. С остальными территориями дело обстоит несколько иначе: повысить скорость доставки в российские регионы мешают большие расстояния и плохие дороги. Поэтому расходы на доставку товара в провинцию могут быть не просто высокими, а очень высокими, считает генеральный директор DOSTAVKA.GURU Роман Каплин.
— Россия — очень большая страна, — объясняет он. — Но не только расстояния влияют на логистические расходы. Наши дороги в большинстве регионов оставляют желать лучшего, а в маленьких населённых пунктах, расположенных в 50–60 км от райцентра, они вообще в плачевном состоянии. Поэтому многие поставщики не идут в регионы, а используют региональные логистические компании, что увеличивает затраты на доставку.
Для очень многих уголков нашей необъятной Родины единственным «курьером» является «Почта России». В последнее время навязать ей конкуренцию пытается «Сбер»: появились такие подразделения, как «СберЛогистика», «СберДоставка», «СберМегамаркет». Но компания только в самом начале пути и в ближайшие годы вряд ли вытеснит монополиста.
Ещё одна проблема — нехватка курьеров. Даже несмотря на то, что рынок вырос едва ли не вдвое, он не может предложить курьеру конкурентоспособную зарплату. Доставка испытывает явный кадровый голод: спрос есть, а возить некому. И рынок показывает, что не готов поднимать курьерскую ставку, поэтому интернет-магазинам бывает сложно обеспечить стабильность персонала.
Тренд в логистике № 4: сервис доставки в России лучше, чем на Западе
Зато по уровню другой логистической тенденции, сервиса доставки, а конкретнее — по разнообразию сервисного предложения, Россия — впереди планеты всей. В отличие от Европы и США, у нас предлагают и наложенный платёж, и частичные выплаты, и эквайринг при получении… На выбор покупателя — различные интервалы доставки, самовывоз или доставка до подъезда.
— В России, как и на Западе, появилась бесконтактная доставка, — рассказывает Роман Каплин. — Она получила развитие в период пандемии. В основном так привозят еду и недорогие товары. Курьер оставляет посылку у двери и звонит. Можно заказать и полностью бесконтактную доставку, без звонка. Но это могут позволить себе разве что жители элитных домов, где есть охрана и камеры видеонаблюдения. Развитие этого сегмента ограничено уровнем жизни и менталитетом.
Чтобы сохранить клиента на «последней миле» (это путь товара со склада до дверей квартиры или подъезда) и обеспечить его дальнейшую лояльность, компании идут на различные технологические ухищрения.
— Мы меняем операционные процессы и сфокусировались на развитии клиентского сервиса, — рассказывает Ольга Древаль. — Сейчас анонсировали «Личный кабинет получателя», который открывает новые возможности для покупателей интернет-магазинов: видеть всю информацию о заказе в режиме «одного окна», отслеживать статус заказа, видеть местоположение курьера в реальном времени и прогнозировать время его прибытия. На мой взгляд, коллеги по рынку также будут двигаться в этом направлении.
Такой подход избавляет специалистов кол-центра от звонков разгневанных покупателей: если клиент будет висеть на телефоне по 10 минут, то он, недовольный качеством оказываемых услуг, разозлится и впоследствии уйдёт в другой магазин (благо, как уже говорилось выше, их выбор сейчас велик). Да ещё и оставит негативные отзывы.
Тренд логистики № 5: добро пожаловать на маркетплейс!
Ограничения, связанные с распространением коронавирусной инфекции, вынудили даже тех офлайн-торговцев, кто никогда не задумывался об открытии интернет-магазина, либо пойти на этот шаг, либо терпеть убытки на фоне конкурентов, играющих по правилам, основанным на трендах логистики.
Можно продавать и на маркетплейсах, которые сейчас развиваются стремительными темпами. На рынке уже несколько лет работают компании, которые помогают игрокам представить свои товары на таких электронных площадках.
Найти их можно на сайте любого маркетплейса, будь то AliExpress, OZON или «Яндекс.Маркет». Достаточно открыть вкладку «Технологические партнёры». Это сертифицированные компании, сотрудники которых обладают знаниями и компетенциями, позволяющими разместить бренд на той или иной площадке.
Они шаг за шагом проведут новичка по тернистому пути к электронной торговле и предоставят самые эффективные для каждого конкретного бизнеса инструменты.
Тренд № 6: разделение логистического труда
Построить эффективный бизнес-процесс в соответствии с современными тенденциями логистики самостоятельно не так-то просто: нужны специальные знания и солидные денежные ресурсы. Поэтому в торговле всё чаще используется фулфилмент: интернет-магазин отдаёт все логистические процессы тем, кто в них хорошо разбирается.
— У нас в стране даже сейчас фулфилмент воспринимается многими как ответственное хранение товаров, — отмечает Роман Каплин. — На самом деле, на международном рынке он включает в себя полный цикл обработки заказов: от маркетинга и продвижения до обработки, подтверждения и доставки товара. У нас эти функции до сих пор берут на себя маркетплейсы. Хотя им достаточно всего лишь быть витриной: генерировать лиды, управлять трафиком и получать платежи. Всем остальным занимаются логисты, то есть фулфилмент-центр. И в России за последний год уже появились операторы, которые качественно выполняют эту работу.
Чаще всего их услугами пользуются те офлайн-торговцы, которых ограничения вынудили играть по новым правилам. На начальном этапе развития своего интернет-бизнеса они вряд ли могут позволить себе дополнительных сотрудников и аренду склада. Но фулфилмент используют и крупные игроки, передавая часть функций — таких, к примеру, как комплектация и упаковка — на аутсорсинг.
Тренд логистической системы № 7: склад как особая экономическая зона
За последний год в отрасли e-commerce сформировался ряд новых возможностей, формирующих перспективы развития логистики. Роман Каплин рассказал о том, что нас ждёт в ближайшем будущем:
— Торговля с нетерпением ожидает решения Правительства Российской Федерации об открытии бондовых складов. Это, по сути, особые экономические зоны локального масштаба: импортный товар, поступающий на такой хаб, проходит таможенные процедуры только после момента продажи.
Невостребованный товар возвращается производителю без уплаты таможенных пошлин и налогов. Это снижает затраты на логистику и даёт мощный импульс развитию маркетплейсов, которые увеличат объёмы продаж и расширят аудиторию.
На обычном складе вся партия оформляется целиком. И это, на первый взгляд, дешевле. Но если товар не продан, то перед возвращением к производителю он снова должен пройти те же таможенные процедуры. Это увеличивает логистические расходы. На бондовом складе он «растаможивается» только один раз — когда уходит потребителю. То есть, затраты на оформление снижаются.
Тренд логистики № 8: скоростные трассы, роботы и грузовики-беспилотники
Сегодня тренды логистической системы задаются на государственном уровне: формируется тенденция строительства скоростных магистралей.
— Одним из примеров реализации этой политики является федеральная программа строительства шоссе из Китая в Европу — новый «Шёлковый путь», но теперь — для автомобильного транспорта, — отметил Роман Каплин.
Развитие топливно-энергетических технологий говорит о том, что будет использоваться больше «зелёного» транспорта. А глобальная цифровизация ведёт к тому, что в логистике появятся автомобили-беспилотники. И некоторые компании уже начали их тестировать. По мнению логистов, в будущем доставка будет опираться на искусственный интеллект и робототехнику.
Перспективы логистики будущего — жизнь без расстояний
— Бурное развитие e-commerce изменит социум и логистику будущего, — утверждает Роман Каплин. — Такое явление, как шопинг в формате офлайн, останется в прошлом: подавляющее число покупателей переместится на электронные торговые площадки. Даже если человек живёт за тысячу километров от Москвы, на следующий день ему привезут из неё всё что угодно. Для этого будет достаточно лишь смартфона.
Логистику ждут «весёлые времена»: бурное развитие отрасли потребует дальнейшего совершенствования клиентского сервиса и логистических процессов. Поэтому скучно в ближайшее время логистам точно не будет.
Текст: Татьяна Катасонова