Поиск

Укрощение маркетплейсов: зообизнес за честные правила торговли

зообизнес

12 октября состоялось заседание Общественного совета при Россельхознадзоре (РСХН), на котором обсуждался вопрос зообизнеса о регулировании продаж кормов для домашних животных и ветеринарных препаратов на маркетплейсах.

В заседании участвовали руководитель РСХН Данкверт С.А., депутат Государственной Думы, член комитета по защите конкуренции Лисовский С.Ф., президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артём Соколов. Интересы отрасли представлял президент Национальной ассоциации зооиндустрии (НАЗ) Кирилл Дмитриев.

В обсуждении были затронуты ключевые проблемы, с которыми сталкиваются зооиндустрия и её добросовестные представители при взаимодействии с онлайн-площадками:

    • невозможность отследить происхождение и путь, а также условия транспортировки и хранения кормов и ветпрепаратов;
    • отсутствие у маркетплейсов и продавцов необходимой документации: лицензии на ветеринарную фармацевтическую деятельность, сертификата GMP и т. д.;
    • демпинг цен;
    • разрушение имиджа держателя торговой марки ложными данными в карточках товаров.

зообизнес  зообизнес

Согласно опросу отраслевого портала «Зооинформ», около 65% работающих с маркетплейсами представителей зооиндустрии недовольны сотрудничеством. Многочисленные жалобы предпринимателей зообизнеса в государственные органы, а также вопросы и требования, озвученные на круглом столе на выставке «ПаркЗоо 2023» легли в основу предложений, вынесенных Кириллом Дмитриевым на встрече 12 октября:

    • обязать маркетплейсы продавать корма только от тех российских производителей, которые прошли аттестацию РСХН;
    • реализовывать рационы иностранного производства от предприятий, которые внесены в специальный реестр РСХН;
    • при поставке товара из других государств (в т. ч. из стран ЕАЭС) подконтрольные грузы должны сопровождаться ветеринарными сертификатами, выданными должностными лицами уполномоченных органов государств-членов;
    • любые перемещения кормов между продавцом, складом маркетплейса, между складами маркетплейса, в ПВЗ, постаматы должны сопровождаться оформлением ветеринарно-сопроводительной документации и отражаться в ИС «Меркурий»;
    • ветеринарные препараты следует исключить из FMCG, перенести их в группу «Лекарственные препараты» и применить к ним соответствующую модель реализации: маркетплейс служит лишь витриной, выдача товара происходит только в лицензированных ПВЗ;
    • установить особые требования к хранению, транспортировке, товарному соседству.

Кирилл ДмитриевВ ходе встречи Кирилл Дмитриев также предложил создать рабочую группу, курирующую соблюдение норм и правил при реализации кормов и ветеринарных препаратов на платформах. В состав рабочей группы должны войти представители органов власти и отраслевых ассоциаций зообизнеса, производители и дистрибьюторы кормов и ветпрепаратов, а также представители маркетплейсов.

Кирилл Дмитриев считает, что решение вопроса с маркетплейсами не терпит отсрочки:

«Сейчас мы имеем дело с неконтролируемым сегментом экономики, растущим изо дня в день. Чем чревата никем не регулируемая торговля кормами и ветпрепаратами? От распространения фальсификата и, как следствие, особо опасных для человека и животных заболеваний до диверсий, в которых ветеринарные средства могут быть использованы как оружие. При обеспечении полной прослеживаемости подобные ситуации можно было бы быстро предотвратить. Действенный регуляторный механизм необходим и добросовестным продавцам, и самим маркетплейсам, и, разумеется, конечным потребителям».

По данным Data Insight, в 2022 году на российских маркетплейсах было сделано 2,9 млрд заказов общей стоимостью 5,8 трлн рублей. В категории зоотоваров на долю платформ пришлось 11% всех продаж, в 2023 году эта цифра уже составляет 15,2%. Средний чек покупки зоотоваров в интернете равен 2463 рублям, что более чем на 80% выше, чем при реализации офлайн (1341 рубль).

Фото: Россельхознадзор