В Сибири всё спокойно

ТЕКСТ: Татьяна Катасонова

В Центральной России, на Урале и на юге мы видим бесспорное влияние пандемии на работу зоорозницы, опта и интернет-магазинов, а в Сибири – «всё спокойно». Снижение продаж в разных каналах не более 10% к намеченным планам говорит об устойчивости зооиндустрии Новосибирска и окрестных территорий. Что тому причина – сибирский характер владельцев животных, свои правила игры на рынке или особая структура зообизнеса, попробуем разобраться вместе с нашими сибирскими героями: Николаем Пикулиным («Лукас-Н»), Сергеем Асауленко («Мокрый нос») и Виталием Амельченко (ТД «Алекс»).

 

В Сибири и ажиотаж умеренный

По рассказам наших собеседников в Новосибирске, как и во всей России, для соблюдения «режима повышенной готовности» были введены серьёзные ограничения работы розницы и предприятий, пропускная система для контроля передвижений, требования к санитарной безопасности работающих компаний. Виталий Амельченко рассказал, что в первые же дни «карантинных» мероприятий, чтобы выполнить все требования Роспотребнадзора, ТД «Алекс» закупил большое количество санитайзеров, многоразовых масок и перевёл на усиленный режим работы технический персонал. Отправили часть сотрудников «на удалёнку». Но, к счастью, ни одного заражения COVID-19 в компании не было. «Видимо, такой у нас сильный сибирский иммунитет, что его и коронавирус не берёт. Сила сибирской природы, одним словом», – шутит он.

Тем не менее информация о возможном закрытии розницы вызвала у новосибирских владельцев животных панику – и в зоомагазины устремились толпы покупателей. Как и во всей России последние дни марта прошли под лозунгом «Покупай больше, вдруг не будет».

«Люди закупали корма и наполнители большими упаковками впрок на полтора-два месяца, думая, что зоомагазины уйдут на длительный карантин», – рассказывает Сергей Асауленко.

Но, видимо, в Сибири и ажиотаж особый – умеренный. Март сеть зоомагазинов «Мокрый нос» закончила с приростом в 10% против поставленного на этот месяц плана. Торговый дом «Алекс», который в основном работает только с оптовиками и дистрибьюторами, ажиотажа вообще не заметил, первый квартал они закончили с чистым приростом в 14%. А оптовая компания «Лукас-Н» перевыполнила план марта на 7,5%.

 

Апрель – продажам не верь

После суетного марта наступил тёплый апрель. Самоизоляция и дачный сезон совпали, а если учесть, что передвижение жителей города было «зарегламентировано» не так жёстко, как в Москве, то многие владельцы животных переместились ближе к природе. Это привело к росту продаж определённого ассортимента в зоомагазинах. Сергей Асауленко рассказал, что в апреле стали больше продаваться лежанки и переноски, привычный ассортимент для «дачников», который обычно в Сибири начинает продаваться не раньше июня. По сравнению с прошлым годом в сети увеличились продажи ветеринарных препаратов против блох и клещей.

«Здесь, кроме раннего сезона, наверное, ещё был важен вопрос наличия аналогичных препаратов у наших конкурентов, – уточняет Сергей Асауленко. – Как я понял, не у всех препараты оказались в наличии. Мы подумали об этом заранее, у нас всё было в достатке и с хорошей ценой, поэтому и продажи оказались хорошими».

Вместе с ростом аксессуаров, снизились продажи кормов и наполнителей, которыми предприимчивые новосибирцы запаслись впрок. Практически все наши респонденты отметили падение в первые две недели апреля и далее стабилизацию продаж на уровне прошлого года. И опт, и розница в апреле заметили падение продаж на 10% относительно поставленных планов. Генеральный директор компании «Мокрый нос» Сергей Асауленко объяснят это тем, что многие покупатели в это время использовали сделанные ими запасы кормов и наполнителей. Однако ситуация с сокращением продаж в рознице по разным территориям отличается. Например, в Барнауле (6 магазинов) и Томске (4 магазина) за счёт более серьёзных карантинных ограничений и меньшей покупательской способности населения снижение продаж в сети «Мокрый нос» в апреле составило 20%. Красноярск по структуре бизнеса и потребления похож на Новосибирск, и цифры негативного роста там такие же.

Похожая ситуация и в новосибирском опте.

Николай Пикулин рассказал, что продажи апреля в опте были выше, чем продажи января и февраля 2020 года. Если говорить в целом, то по итогам четырёх месяцев компания «Лукас-Н» идёт в плановых показателях и прирастает по сравнению с 2019 годом на 13,5%.

Дистрибьюторский бизнес снижения в Сибири не заметил. Виталий Амельченко оценил рост продаж в ТД «Алекс» по отношению к апрелю прошлого года в 20% в денежном выражении. Если оценивать его в условных единицах, то есть в штуках, как это принято у производителей, то тут рост составил примерно 10-15%. Также он отметил высокий интерес клиентов к покупке более дорогой продукции, например, к силикагелю.

«Конечно, кризис сильно ударил в первую очередь по себестоимости импортной продукции, которую мы заказываем в Китае, – поделился с нами Виталий Амельченко. – Мы сейчас ещё получаем заказанное ранее, до изменения курса рубля. И это разница составляет порядка 20%. В Китае мы покупаем силикагель, тофу. Плюс у нас появилась новинка – мы стали импортировать японский силикагелевый наполнитель».

 

Матрица-2020

Ассортиментная матрица сибирских компаний в рознице и в опте, по словам наших собеседников, глобальных изменений сегодня не претерпела.

По мнению Николая Пикулина, на пике интереса у покупателей сегодня лакомства и противопаразитарные препараты. Корма и витамины пока меньше спрашивают из-за запасов у конечных потребителей.

В ТД «Алекс» в продажах наполнителей стала более востребованной крупная фасовка, и генеральный директор связывает это с повышенной активностью продаж в онлайне, где предпочтение при покупке отдаётся упаковке с максимальным весом. У другого ассортимента компании, например, пластиковых туалетах – продажи на уровне прошлого года, а вот по кормам для грызунов и птиц наблюдается небольшой спад. Зато продажи игрушек «Сибирский пёс» по сравнению с прошлым годом выросли. В компании это связывают с выездом владельцев животных на природу и необходимостью занять время питомцев на карантине.

Что же касается депремиумизации продаж, о которой сейчас говорят многие розничные предприятия, то в Новосибирске эта тенденция проявляется пока слабо.

«Суперпремиальные корма снижаются в продажах, потому что все европейские бренды выросли в цене на 10-15%, – делится наблюдениями Сергей Асауленко. – Известные «федеральные» бренды цены не поднимали, и это не может не влиять на перераспределение интереса у покупателей. Мы видим это ещё слабо, но процесс изменения приоритетов в выборе продукта уже начался. Люди экономят, понимая, что деньги вот-вот закончатся. Но мы не делаем ставок на какие-то конкретные бренды. Мы пытаемся ассортимент диверсифицировать. Есть корма, которые более выгодны для нас, есть менее выгодные, но выбор всегда делает покупатель. Мы ему только немного помогаем».

Не замечает особой депремиумизации в ретейле и Николай Пикулин: «Все магазины между собой конкуренты и борются за каждого покупателя. Но сейчас такая тенденция: кто покупал в зоомагазинах, тот там и покупает; кто покупал в традиционном ретейле, там и продолжает покупать. Кто к какому ассортименту зоотоваров привык. Кто к премиуму – тот идёт в зоомагазины, кто к эконому – в супермаркеты».

 

Онлайн не в приоритете

Интернет-продажи, о которых во времена коронавируса сказано больше, чем за всё предыдущее время, в Сибири себя особо не проявили и не вызывают излишнего энтузиазма у владельцев интернет-магазинов. Одним из крупнейших игроков рынка в Новосибирске считают тот же самый «Мокрый нос», хотя часть рынка закрывают федеральный игрок «Петшоп» и ряд локальных интернет-магазинов. И если пиковые продажи в некоторые дни марта у «Мокрого носа» достигали двукратного увеличения, то по месяцу рост продаж в этом сегменте был всего лишь 30% к плану, а апрель порадовал только 20% против ожидаемого.

«Многие мне говорили, что сейчас все продажи уйдут в онлайн и мир изменится, – рассказал Сергей Асауленко. – Ничего подобного! Первый испуг у людей прошёл, они «напокупались» в интернете и сейчас возвращаются в обычную розницу. В мае тренд в интернет-магазине плюс 10% против ожидаемого. Нет того, что предрекали многие: продажи в онлайне скакнут на 200%, и мы на них останемся и заживём. Нет такого на зоорынке и в других сферах тоже».

В течение ближайшего времени Сергей Асауленко ожидает стабилизации роста продаж в онлайне на планируемом компанией уровне 5-10% и считает, что проблемой онлайн-игроков в России станет логистика, которая будет сдерживать развитие этого сегмента рынка.

«Мы видим, как работают маркетплейсы и что с ними сейчас происходит. Они меняют свою ценовую политику, и для поставщика с ними уже невыгодно работать. Товар ниже 500 рублей маркетплейсы стремятся убрать из ассортимента, и скоро там не будет дешёвых продуктов, и всё потому, что логистика очень дорогая. Каждый месяц у них меняются тарифы на доставку для поставщиков. Я тоже считаю логистику в своём онлайне и вижу, как она влияет на развитие продаж. Сейчас многие доставки везут заказ за цену ниже себестоимости. Это демпинг. Вероятно, через какое-то время этот рынок сбалансируется, цены станут справедливыми, но в онлайн все продажи не перейдут».

 

Из Сибири с любовью!

Cегодня сибирский зообизнес позитивен и оптимистичен, но что думают наши герои о будущем? А вот тут их взгляды различаются.

ТД «Алекс» с надеждой смотрит на продажи в ближайшей перспективе. Особенно радуют Дальний Восток и Север России (Сургут), где, по данным компании, покупательская способность выросла и продажи там развиваются хорошо. Не снижает объёмы и Новосибирск. Клиенты юга, в том числе и Крым, сейчас закупили продукта существенно меньше, но надеются на май и июнь, которые должны исправить ситуацию со спросом.

Партнёров, у которых ситуация в продажах не очень радостная, компания старается поддержать.

«Если мы видим, что с торговлей действительно плохо, то предоставляем дополнительные отсрочки, – говорит Виталий Амельченко. – Тем партнёрам, которые с нами вовремя расплачиваются, даём дополнительные акции для того, чтобы они заработали. Соответственно, и мы в дальнейшем тоже заработаем».

А вот Сергей Асауленко в прогнозах покупательской способности населения не так оптимистичен. Он считает, что в ближайшее время она изменится в сторону ухудшения. Уменьшится средний чек, изменится «покупательская корзина». Именно поэтому, предугадывая экономический кризис, «Мокрый нос» ещё в начале года приостановил проект открытия новых магазинов и остановился на существующих 75 торговых точках.

«Учитывая опыт 2014 года, – говорит Сергей Асауленко, – возможно, наш покупатель и сейчас «уйдёт» на 2-3 года в сегмент более дешёвых продуктов, но потом обязательно будет рост. Вопрос только – когда, насколько глубоко мы провалимся в кризис».

Николай Пикулин смотрит в будущее позитивно, не считая, что нынешняя ситуация существенно повлияет на продажи. Он внимательно следит за розничным рынком Сибири, с которым работает его оптовая компания, и считает, что за последний год, количество торговых точек разных форматов в Новосибирске остаётся неизменным. Вероятно, сейчас сократятся мелкие розничные точки, но увеличится количество сетевых магазинов и груминг-салонов. Продолжится развитие сетевых зоомагазинов по франшизе. Совсем недавно в Западно-Сибирском регионе открылся новый зоомагазин Cash&Carry с торговой площадью 2460 м2 (площадь первой очереди около 850 м2), и это тоже может стать интересным трендом в развитии зоорынка в Сибири и увеличить продажи оптовых компаний.

Виталий Амельченко считает, что самое главное сейчас для любой компании в зообизнесе – сохранить свой авторитет и легитимность. «Кто работал в рамках закона, имел лицензию на продажу ветпрепаратов, тот ничего не боялся и магазины не закрывал. Кто работал полулегально, те торговлю свернули, побоявшись ответственности. Рынок сейчас сам фильтрует игроков, на нём остаются те, кто живёт в ногу со временем, соблюдает закон и порядочно себя ведёт».

P.S.

Виталий Амельченко: «Наш любимый новосибирский зоопарк закрылся. Это впервые за всю его историю. Но животным кушать что-то надо. Поэтому мы про него не забываем и помогаем. Нашего манула и дальневосточного кота мы продолжаем содержать и надеемся, что скоро с ними увидимся. Обещаем, что после окончания всех ограничений возьмём ещё одно животное «на поруки».

Теги

Подписка на журнал

Зообизнес в России


Первый российский журнал для тех, кто работает в сфере торговли зоотоварами и услуг для животных. Здесь печатаются аналитические материалы, информация о современных технологиях производства товаров для животных, сообщения о новых продуктах, событиях отрасли, статьи о фирмах, обзоры зарубежных профессиональных журналов и многое другое.


Оформить подписку

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Читайте новости ветеринарии

Close
Close