В Сибири всё спокойно

Текст: Татьяна Катасонова

В Центральной России, на Урале и на юге мы видим бесспорное влияние пандемии на работу зоорозницы, опта и интернет-магазинов, а в Сибири – «всё спокойно». Снижение продаж в разных каналах не более 10% к намеченным планам говорит об устойчивости зооиндустрии Новосибирска и окрестных территорий. Что тому причина – сибирский характер владельцев животных, свои правила игры на рынке или особая структура зообизнеса, попробуем разобраться вместе с нашими сибирскими героями: Николаем Пикулиным («Лукас-Н»), Сергеем Асауленко («Мокрый нос») и Виталием Амельченко (ТД «Алекс»).

 

В Сибири и ажиотаж умеренный

По рассказам наших собеседников в Новосибирске, как и во всей России, для соблюдения «режима повышенной готовности» были введены серьёзные ограничения работы розницы и предприятий, пропускная система для контроля передвижений, требования к санитарной безопасности работающих компаний. Виталий Амельченко рассказал, что в первые же дни «карантинных» мероприятий, чтобы выполнить все требования Роспотребнадзора, ТД «Алекс» закупил большое количество санитайзеров, многоразовых масок и перевёл на усиленный режим работы технический персонал. Отправили часть сотрудников «на удалёнку». Но, к счастью, ни одного заражения COVID-19 в компании не было. «Видимо, такой у нас сильный сибирский иммунитет, что его и коронавирус не берёт. Сила сибирской природы, одним словом», – шутит он.

Тем не менее информация о возможном закрытии розницы вызвала у новосибирских владельцев животных панику – и в зоомагазины устремились толпы покупателей. Как и во всей России последние дни марта прошли под лозунгом «Покупай больше, вдруг не будет».

«Люди закупали корма и наполнители большими упаковками впрок на полтора-два месяца, думая, что зоомагазины уйдут на длительный карантин», – рассказывает Сергей Асауленко.

Но, видимо, в Сибири и ажиотаж особый – умеренный. Март сеть зоомагазинов «Мокрый нос» закончила с приростом в 10% против поставленного на этот месяц плана. Торговый дом «Алекс», который в основном работает только с оптовиками и дистрибьюторами, ажиотажа вообще не заметил, первый квартал они закончили с чистым приростом в 14%. А оптовая компания «Лукас-Н» перевыполнила план марта на 7,5%.

 

Апрель – продажам не верь

После суетного марта наступил тёплый апрель. Самоизоляция и дачный сезон совпали, а если учесть, что передвижение жителей города было «зарегламентировано» не так жёстко, как в Москве, то многие владельцы животных переместились ближе к природе. Это привело к росту продаж определённого ассортимента в зоомагазинах. Сергей Асауленко рассказал, что в апреле стали больше продаваться лежанки и переноски, привычный ассортимент для «дачников», который обычно в Сибири начинает продаваться не раньше июня. По сравнению с прошлым годом в сети увеличились продажи ветеринарных препаратов против блох и клещей.

«Здесь, кроме раннего сезона, наверное, ещё был важен вопрос наличия аналогичных препаратов у наших конкурентов, – уточняет Сергей Асауленко. – Как я понял, не у всех препараты оказались в наличии. Мы подумали об этом заранее, у нас всё было в достатке и с хорошей ценой, поэтому и продажи оказались хорошими».

Вместе с ростом аксессуаров, снизились продажи кормов и наполнителей, которыми предприимчивые новосибирцы запаслись впрок. Практически все наши респонденты отметили падение в первые две недели апреля и далее стабилизацию продаж на уровне прошлого года. И опт, и розница в апреле заметили падение продаж на 10% относительно поставленных планов. Генеральный директор компании «Мокрый нос» Сергей Асауленко объяснят это тем, что многие покупатели в это время использовали сделанные ими запасы кормов и наполнителей. Однако ситуация с сокращением продаж в рознице по разным территориям отличается. Например, в Барнауле (6 магазинов) и Томске (4 магазина) за счёт более серьёзных карантинных ограничений и меньшей покупательской способности населения снижение продаж в сети «Мокрый нос» в апреле составило 20%. Красноярск по структуре бизнеса и потребления похож на Новосибирск, и цифры негативного роста там такие же.

Похожая ситуация и в новосибирском опте.

Николай Пикулин рассказал, что продажи апреля в опте были выше, чем продажи января и февраля 2020 года. Если говорить в целом, то по итогам четырёх месяцев компания «Лукас-Н» идёт в плановых показателях и прирастает по сравнению с 2019 годом на 13,5%.

Дистрибьюторский бизнес снижения в Сибири не заметил. Виталий Амельченко оценил рост продаж в ТД «Алекс» по отношению к апрелю прошлого года в 20% в денежном выражении. Если оценивать его в условных единицах, то есть в штуках, как это принято у производителей, то тут рост составил примерно 10-15%. Также он отметил высокий интерес клиентов к покупке более дорогой продукции, например, к силикагелю.

«Конечно, кризис сильно ударил в первую очередь по себестоимости импортной продукции, которую мы заказываем в Китае, – поделился с нами Виталий Амельченко. – Мы сейчас ещё получаем заказанное ранее, до изменения курса рубля. И это разница составляет порядка 20%. В Китае мы покупаем силикагель, тофу. Плюс у нас появилась новинка – мы стали импортировать японский силикагелевый наполнитель».

 

Матрица-2020

Ассортиментная матрица сибирских компаний в рознице и в опте, по словам наших собеседников, глобальных изменений сегодня не претерпела.

По мнению Николая Пикулина, на пике интереса у покупателей сегодня лакомства и противопаразитарные препараты. Корма и витамины пока меньше спрашивают из-за запасов у конечных потребителей.

В ТД «Алекс» в продажах наполнителей стала более востребованной крупная фасовка, и генеральный директор связывает это с повышенной активностью продаж в онлайне, где предпочтение при покупке отдаётся упаковке с максимальным весом. У другого ассортимента компании, например, пластиковых туалетах – продажи на уровне прошлого года, а вот по кормам для грызунов и птиц наблюдается небольшой спад. Зато продажи игрушек «Сибирский пёс» по сравнению с прошлым годом выросли. В компании это связывают с выездом владельцев животных на природу и необходимостью занять время питомцев на карантине.

Что же касается депремиумизации продаж, о которой сейчас говорят многие розничные предприятия, то в Новосибирске эта тенденция проявляется пока слабо.

«Суперпремиальные корма снижаются в продажах, потому что все европейские бренды выросли в цене на 10-15%, – делится наблюдениями Сергей Асауленко. – Известные «федеральные» бренды цены не поднимали, и это не может не влиять на перераспределение интереса у покупателей. Мы видим это ещё слабо, но процесс изменения приоритетов в выборе продукта уже начался. Люди экономят, понимая, что деньги вот-вот закончатся. Но мы не делаем ставок на какие-то конкретные бренды. Мы пытаемся ассортимент диверсифицировать. Есть корма, которые более выгодны для нас, есть менее выгодные, но выбор всегда делает покупатель. Мы ему только немного помогаем».

Не замечает особой депремиумизации в ретейле и Николай Пикулин: «Все магазины между собой конкуренты и борются за каждого покупателя. Но сейчас такая тенденция: кто покупал в зоомагазинах, тот там и покупает; кто покупал в традиционном ретейле, там и продолжает покупать. Кто к какому ассортименту зоотоваров привык. Кто к премиуму – тот идёт в зоомагазины, кто к эконому – в супермаркеты».

 

Онлайн не в приоритете

Интернет-продажи, о которых во времена коронавируса сказано больше, чем за всё предыдущее время, в Сибири себя особо не проявили и не вызывают излишнего энтузиазма у владельцев интернет-магазинов. Одним из крупнейших игроков рынка в Новосибирске считают тот же самый «Мокрый нос», хотя часть рынка закрывают федеральный игрок «Петшоп» и ряд локальных интернет-магазинов. И если пиковые продажи в некоторые дни марта у «Мокрого носа» достигали двукратного увеличения, то по месяцу рост продаж в этом сегменте был всего лишь 30% к плану, а апрель порадовал только 20% против ожидаемого.

«Многие мне говорили, что сейчас все продажи уйдут в онлайн и мир изменится, – рассказал Сергей Асауленко. – Ничего подобного! Первый испуг у людей прошёл, они «напокупались» в интернете и сейчас возвращаются в обычную розницу. В мае тренд в интернет-магазине плюс 10% против ожидаемого. Нет того, что предрекали многие: продажи в онлайне скакнут на 200%, и мы на них останемся и заживём. Нет такого на зоорынке и в других сферах тоже».

В течение ближайшего времени Сергей Асауленко ожидает стабилизации роста продаж в онлайне на планируемом компанией уровне 5-10% и считает, что проблемой онлайн-игроков в России станет логистика, которая будет сдерживать развитие этого сегмента рынка.

«Мы видим, как работают маркетплейсы и что с ними сейчас происходит. Они меняют свою ценовую политику, и для поставщика с ними уже невыгодно работать. Товар ниже 500 рублей маркетплейсы стремятся убрать из ассортимента, и скоро там не будет дешёвых продуктов, и всё потому, что логистика очень дорогая. Каждый месяц у них меняются тарифы на доставку для поставщиков. Я тоже считаю логистику в своём онлайне и вижу, как она влияет на развитие продаж. Сейчас многие доставки везут заказ за цену ниже себестоимости. Это демпинг. Вероятно, через какое-то время этот рынок сбалансируется, цены станут справедливыми, но в онлайн все продажи не перейдут».

 

Из Сибири с любовью!

Cегодня сибирский зообизнес позитивен и оптимистичен, но что думают наши герои о будущем? А вот тут их взгляды различаются.

ТД «Алекс» с надеждой смотрит на продажи в ближайшей перспективе. Особенно радуют Дальний Восток и Север России (Сургут), где, по данным компании, покупательская способность выросла и продажи там развиваются хорошо. Не снижает объёмы и Новосибирск. Клиенты юга, в том числе и Крым, сейчас закупили продукта существенно меньше, но надеются на май и июнь, которые должны исправить ситуацию со спросом.

Партнёров, у которых ситуация в продажах не очень радостная, компания старается поддержать.

«Если мы видим, что с торговлей действительно плохо, то предоставляем дополнительные отсрочки, – говорит Виталий Амельченко. – Тем партнёрам, которые с нами вовремя расплачиваются, даём дополнительные акции для того, чтобы они заработали. Соответственно, и мы в дальнейшем тоже заработаем».

А вот Сергей Асауленко в прогнозах покупательской способности населения не так оптимистичен. Он считает, что в ближайшее время она изменится в сторону ухудшения. Уменьшится средний чек, изменится «покупательская корзина». Именно поэтому, предугадывая экономический кризис, «Мокрый нос» ещё в начале года приостановил проект открытия новых магазинов и остановился на существующих 75 торговых точках.

«Учитывая опыт 2014 года, – говорит Сергей Асауленко, – возможно, наш покупатель и сейчас «уйдёт» на 2-3 года в сегмент более дешёвых продуктов, но потом обязательно будет рост. Вопрос только – когда, насколько глубоко мы провалимся в кризис».

Николай Пикулин смотрит в будущее позитивно, не считая, что нынешняя ситуация существенно повлияет на продажи. Он внимательно следит за розничным рынком Сибири, с которым работает его оптовая компания, и считает, что за последний год, количество торговых точек разных форматов в Новосибирске остаётся неизменным. Вероятно, сейчас сократятся мелкие розничные точки, но увеличится количество сетевых магазинов и груминг-салонов. Продолжится развитие сетевых зоомагазинов по франшизе. Совсем недавно в Западно-Сибирском регионе открылся новый зоомагазин Cash&Carry с торговой площадью 2460 м2 (площадь первой очереди около 850 м2), и это тоже может стать интересным трендом в развитии зоорынка в Сибири и увеличить продажи оптовых компаний.

Виталий Амельченко считает, что самое главное сейчас для любой компании в зообизнесе – сохранить свой авторитет и легитимность. «Кто работал в рамках закона, имел лицензию на продажу ветпрепаратов, тот ничего не боялся и магазины не закрывал. Кто работал полулегально, те торговлю свернули, побоявшись ответственности. Рынок сейчас сам фильтрует игроков, на нём остаются те, кто живёт в ногу со временем, соблюдает закон и порядочно себя ведёт».

P.S.

Виталий Амельченко: «Наш любимый новосибирский зоопарк закрылся. Это впервые за всю его историю. Но животным кушать что-то надо. Поэтому мы про него не забываем и помогаем. Нашего манула и дальневосточного кота мы продолжаем содержать и надеемся, что скоро с ними увидимся. Обещаем, что после окончания всех ограничений возьмём ещё одно животное «на поруки».

Перейти на страницу автора

Оценить материал
Нравится
Нравится Поздравляю Сочувствую Возмутительно Смешно Задумался Нет слов
Теги

Подписка на журнал

Зообизнес в России


Первый российский журнал для тех, кто работает в сфере торговли зоотоварами и услуг для животных. Здесь печатаются аналитические материалы, информация о современных технологиях производства товаров для животных, сообщения о новых продуктах, событиях отрасли, статьи о фирмах, обзоры зарубежных профессиональных журналов и многое другое.


Оформить подписку

Добавить комментарий

Войти с помощью: 
Close