Поиск

Валерий Щапов: «Наша роль значительнее, чем только производство кормов»

Валерий Щапов, Mars Petcare

Не так давно компания Mars переехала в новый офис, в который сотрудники могут приводить своих домашних питомцев. Специально для четвероногих друзей изготовили персональные пропуска. Когда я приехала в этот необычный офис на интервью с генеральным директором Mars Petcare в России и президентом ООО «Марс» Валерием Щаповым, одной из первых меня встретила очаровательная корги Милли. Кошки сотрудников на работу не ходят, но в офисе они тоже есть — для них оборудована специальная комната. Это не обычные животные. Их перевезли из питомника Mars, где они работали профессиональными дегустаторами кормов. При «выходе на пенсию» в возрасте 7–8 лет каждому такому специалисту стараются найти семью часто среди сотрудников компании. К моменту моего визита в комнате остался только один кот — рыжий Шрек. Остальные уже обрели новых любящих хозяев. В такой необычной обстановке Валерий Щапов в эксклюзивном интервью нашему журналу рассказал о своём 15-летнем карьерном пути в Mars, итогах 2017 года, а также о домашней любимице — «двух килограммах счастья» по кличке Ёжа.

 

Валерий Щапов родился в 1966 году в семье потомственных военнослужащих. После школы поступил в Военный институт Министерства обороны, получил профессию журналиста-международника со знанием двух иностранных языков. После был распределён на работу в Тихоокеанский флот СССР.

– У меня не было острого желания становиться кадровым военным, — говорит Валерий Щапов, — однако службе в Вооружённых Силах я отдал 9 лет. В 1992 году принял решение уйти. Причина проста: военным нерегулярно платили зарплату, а я к тому времени уже был женат и нужно было обеспечивать семью.

Так я отправился «на вольные хлеба». Сначала работал переводчиком, но достаточно быстро понял, что эта профессия меня не привлекает. Предпочитаю озвучивать свои мысли, а не транслировать чужие. Несколько раз начинал свой бизнес, но с переменным успехом, пробовал свои силы, работая в иностранных компаниях. При этом я всегда хотел учиться, а одна из главных проблем небольшого бизнеса для его владельца заключается в том, что работа «съедает» практически всё время.

– Ваш бизнес был как-то связан с товарами для животных?
– Нет. Мы занимались импортом и дистрибуцией продуктов, бытовой техники, строительством, девелопментом. Одним словом, всем, что могло, в нашем понимании, принести прибыль. Когда я начал думать о том, чтобы получить образование за границей, раздался звонок от хедхантеров с приглашением поработать в Mars. И тогда, и сейчас компания имела репутацию отличной бизнес-школы. Помню, мой партнёр сказал: «Зачем тратить деньги на обучение за границей, если ты можешь получить лучшее образование здесь, поработав в крупной корпорации». Поэтому первоначальный план был таков: пойти в компанию на пару лет, получить знания, которые я мог бы применить в собственном деле, и вернуться обратно. Но так случилось, что уже 16-й год я получаю образование в Mars, и я его ещё не закончил.

В. Щапов, компания Mars

– Как строилась ваша карьера в компании?
– Она началась с позиции регионального менеджера по продажам на Дальнем Востоке. Потом был переезд в Санкт-Петербург на должность дивизионного менеджера по продажам в Северном регионе. После, когда компания разделила направления — «шоколадные изделия» и «корма для домашних животных», переехал в Москву и стал директором по продажам в категории кормов для домашних животных.

С 2011 по 2014 год я получал европейский опыт — руководил бизнесом Mars в ряде стран Западной, Центральной и Восточной Европы. В 2014 году стал генеральным директором Mars Petcare в России, а через три года — региональным президентом Mars Petcare в России. Помимо этого являюсь президентом ООО «Марс».

– Получается, вы занимаете две должности одновременно?
– Операционно я отвечаю за направление кормов для домашних животных, или Mars Petcare. Помимо него в России и странах СНГ Mars работает ещё в трёх бизнес-сегментах: производстве кондитерских изделий, жевательной резинки и продуктов питания. Всего четыре категории, за каждую из которых отвечает своя команда. При этом в Petcare есть две независимые управленческие структуры: Royal Canin и та, которую представляет моя команда.

При таком многообразии категорий и сегментов должен быть человек, который представляет интересы всей компании, к примеру, при общении с государственными органами. Такая честь выпала мне. Поэтому часть моих обязанностей — быть лицом нашего бизнеса перед государством и нашими партнёрами.

– Насколько вы самостоятельны в своих бизнес-решениях?
– Концепцию работы в Mars можно охарактеризовать как freedom within frameworks, или свобода внутри определённых рамок. На уровне управленческой глобальной команды, членом которой я являюсь, мы задаём рамки — определённые портфельные выборы, роли и задачи. Дальше идёт работа генерального директора конкретного бизнес-юнита. Проработав в Mars более 15 лет, я чувствую себя здесь как в собственном бизнесе благодаря высокому уровню ответственности. Вместе с командой мы сами определяем, как вести бизнес в России, какова будет операционная модель. Такая ответственность — прямое отражение культуры компании и один из Пяти принципов Mars (Прим. ред. — Качество, Ответственность, Взаимовыгодность, Эффективность и Свобода). Если руководитель начинает заниматься микроменеджментом, сотрудник вправе сказать: «ОК, ты можешь это делать без меня. Делай».

– Вы прошли путь от регионального менеджера до президента компании. Что вам помогало?
– Во-первых, в Mars огромное внимание уделяется развитию сотрудников. У нас есть собственный корпоративный университет Mars University. Его задача — повышать функциональное и лидерское образование людей. Я прошёл практически все ступени этого учебного заведения. От вводного тренинга Essence of Mars до программы подготовки генеральных директоров.

Во-вторых, мне помогает мой опыт. Я пришёл в компанию уже зрелым человеком в возрасте 36 лет. У меня уже был как успешный, так и негативный опыт в бизнесе. Когда мне говорили: «Ты не сможешь стать генеральным менеджером, потому что у тебя нет такого опыта в Mars», я отвечал, что у меня есть опыт в России, и он дорогого стоит.

– Сегодня модно говорить о миллионерах, которые когда-то бросили школу и стали потом успешными людьми. Как вы считаете, уровень образования влияет на карьеру?
– Конечно. При получении образования происходит своеобразная дефрагментация диска. Все разрозненные кирпичики складываются в стену, систематизируются. К примеру, в 2007 году я получил степень МВА Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС) и считаю, что это стоило затраченных временных и финансовых ресурсов.

Полностью согласен с принципом «век живи — век учись». Mars сотрудничает со многими ведущими образовательными учреждениями мира. В частности, я имел возможность посетить курс «Лидерство в непредсказуемые времена» в Гарварде, недельную программу в Лондонской бизнес-школе. Полученные мною знания являются большой опорой в моей каждодневной деятельности.

Mars
Команда Mars на Московском марафоне

– Каким для Mars Petcare в России стал ушедший год?
– 2017 год стал годом открытий: приятных и не очень. Начну с хорошего. Это, конечно, запуск десятой фабрики Mars в России (Прим. ред. — фабрика по производству влажных кормов в Ростовской области), онлайн-сервиса по поиску и сравнению ветеринарных услуг Petstory.ru, вывод новой торговой марки Nature`s Table и многое другое. В противовес этому год показал, что категория кормов для домашних животных хоть и устойчива к колебаниям благосостояния граждан, но не является иммунной.

– Теперь обо всём по порядку. Начнём с открытия фабрики в Ростове-на-Дону.
– Мы последовательно развиваем местное производство. Сегодня более 98% проданной в России продукции Mars Petcare произведено локально. Новая фабрика — первое предприятие Mars на Юге нашей страны. Кстати, это один из самых густонаселённых регионов, если говорить про домашних животных. По разным оценкам, в России порядка 29 млн кошек и 17 млн собак. При этом готовые корма в рационе кошек занимают 50%, а собак — немногим более 10%. Потенциал роста, заложенный в категории, огромный! Наша задача — обеспечить максимальное количество питомцев полнорационными кормами. Новая фабрика даёт нам соответствующие ресурсы.

Фабрика Mars
Запуск фабрики Mars в Ростовской области, октябрь 2017 г.

– Расскажите о портале Petstory.ru.
– Мы видим свою роль значительнее, чем только производство кормов. К примеру, во всём мире Mars является крупнейшим работодателем для ветеринарных врачей. Мы занимаемся ДНК-тестами для собак, работаем со стартапами по всему миру. В России проект PetStory — наш шаг к формированию качественной экосистемы, в центре которой питомец и его владелец.

В конце 2016 года мы пригласили замечательного человека, учёного, Николая Николаевича Дроздова, чтобы он рассказал про концепцию «экосистема». Дело в том, что каждый понимает значение этого популярного слова по-своему. Чтобы разобраться в вопросе, потребовалась помощь специалиста. Возьмём, к примеру, пустыню. В центре этой экосистемы — солнце и энергия, которой оно питает пустыню. Мы задались вопросом: что должно питать нашу категорию? — и поняли, что это не компания, а взаимоотношения между животным и его хозяином. Производители, ветеринарные клиники, государство, интернет и СМИ — всё это становится только частью одной системы, в центре которой питомец и его хозяин.

– Интересный взгляд. Как вы развили эту идею до информационного портала?
– Для начала мы в Mars решили определить болевые точки и понять, как можем помочь владельцам в решении их проблем. Пошли к хозяевам и начали задавать вопросы: что можно сделать, чтобы ваша жизнь и жизнь ваших питомцев стала лучше? Одним из открытий стало то, что проблем с точки зрения кормов у владельцев, по их словам, почти нет. Зато вызывает вопросы отсутствие информации, которой можно доверять: как ухаживать за питомцами, как их кормить. Люди говорили так: «Я набираю в Google или Yandex вопрос, и мне «высыпается» 250 противоречащих друг другу ответов. Я не знаю, кому верить!» Вторая сложность — это качество и уровень ветеринарного сервиса. Владельцы животных не понимают, как выбрать врача, насколько он профессионален, и опять: можно ли ему доверять?

Обратив внимание на эти болевые точки, мы создали первый в России сервис по поиску и сравнению ветеринарных услуг, а также записи на приём, который получил название PetStory. Сегодня эта платформа помогает жителям Москвы, Подмосковья и Санкт-Петербурга получать необходимую информацию по уходу за питомцем и даёт возможность связаться с надёжными специалистами. К сервису уже подключено более 200 клиник. В 2018 году мы планируем значительно увеличить их количество. Также будем расширять библиотеку полезных статей на портале — восполнять пробелы в качественной и полезной информации для владельцев.

– В конце прошлого года вы вывели на рынок торговую марку Nature`s Table.
– Nature`s Table — первая марка натуральных кормов, широко доступная в канале современной розницы. До этого в России такая продукция была представлена только в зоомагазинах. Под «натуральным» Mars имеет в виду корм с большим содержанием протеинов самого высокого качества, а также полное отсутствие искусственных красителей и консервантов в рецептуре. Мы гордимся тем, что Россия — один из первых рынков, на котором появился Nature`s Table наряду с Великобританией и Австралией. При этом мы сразу наладили местное производство на фабриках в Новосибирской и Московской областях.

Это очень интересный продукт. Ему отдают предпочтение не только из-за экстраординарной вкусовой привлекательности, но в большей степени из-за состава. Nature`s Table соответствует тренду гуманизации, который приводит к тому, что люди переносят собственные ощущения и тренды в питании на питомцев. Современный человек безоговорочно верит в пользу натуральных продуктов. В России тренд на натуральность только набирает обороты, и мы верим в его развитие во всех сферах жизни.

– Валерий, вы сказали, что 2017 год принёс компании Mars как приятные, так и неприятные открытия.
– Мы живём в новой реальности. Для неё характерна значительная поляризация потребителей. Одни делают фокус на экономии, другие — продолжают переносить тренды из человеческого питания в кормление животных. Это напрямую отражено в результатах 2017 года: мы видим значительный рост в суперпремиальном и экономичном сегментах и снижение в среднем. Потребитель подстраивается под кризис, и нам есть, что ему предложить, благодаря широкому портфелю брендов.

– Многие компании сегодня говорят о том, что роста не было вообще и ситуация в принципе не очень хорошая.
– Текущая экономическая ситуация не похожа на другие. В англоязычных странах есть традиция называть кризисы буквами алфавита. Прошлые кризисы имели V-образную форму. Они проходили по формуле «резкое падение, удар о дно и отскок». Отскок чаще всего был вызван повышенным потребительским спросом. Инфляция ускорялась, люди шли в магазины покупать, чтобы не обесценились деньги, и таким образом рождался спрос. Текущая экономическая ситуация — это L-кризис. У него нет отскока из-за принятых мер по ограничению инфляции. В результате в стране очень хорошие макроэкономические показатели, но это приводит к тому, что денег становится меньше. Потребитель проедает свои накопления и начинает экономить.

По данным международных исследовательских агентств, в 2016 году Россия стала самой «промотируемой» страной в Европе, то есть люди стали ориентироваться на промоакции в магазинах. И если раньше, чтобы совершить покупки, человек посещал в среднем два магазина, то сейчас он уже обходит 4–5, чтобы купить с учётом акций и скидок необходимые продукты и вещи. А потом ещё ищет выгодное предложение в интернете.

Это хорошо для потребителя, но не совсем хорошо для развития бизнеса. Продавая свою продукцию с огромной скидкой, Mars лишает и партнёров из розницы, и самих себя возможности инвестировать в развитие.

Фрирайд
Фрирайд, или катание на горных лыжах вне подготовленных трасс, – одно из увлечений Валерия

– В такой ситуации многие начинают выводить на рынок собственные торговые марки, а не продавать продукцию крупных производителей.
– Сосуществование крупных производителей и частных ТМ — это, на мой взгляд, система сообщающихся сосудов. Без научных исследований, которые проводят крупные корпорации, невозможны инновации. Если бы Mars в своё время не открыл значение таурина для питания кошек, сегодня не было бы ни одной частной марки, которая с гордостью заявляет, что её корм содержит таурин. Аналогичная ситуация с исследованиями в области Омега-3- и Омега-6-кислот. В нашем бизнесе крупный производитель ведёт за собой категорию. Поэтому нужно занимать уважительные позиции по отношению друг к другу.

– Сегодня много говорится о социальной ответственности большого бизнеса. Знаю, что в компании Mars огромное внимание уделяется этой составляющей. Какой проект является для вас лично самым любимым?
– Каждый проект любим по-своему. Они все разные и все очень важные. К примеру, «Солнце для лучшего друга» бренда Pedigree. Он собрал невероятное количество наград по всему миру, включая Каннских львов и специальный приз национальной премии «Бизнес-коммуникация». Вместе с благотворительным фондом «Даунсайд Ап» мы провели своеобразный социальный эксперимент, пригласив подростков с синдромом Дауна поработать в одном из кинологических центров. Мы хотели доказать, что эти особенные ребята могут быть полноценно интегрированы в современное общество. Известно, что «солнечные люди» имеют уникальные способности к эмпатии, они чувствуют животных интуитивно. Собаки же просто воспринимают их такими, какие они есть. В результате об этом был снят очень трогательный документальный фильм, который привлёк внимание к важной проблеме в обществе.

– У вас есть ещё благотворительный проект по поддержке вашими кормами приютов для животных. Как родилась эта идея?
– Она лежала на поверхности. Мы верим в то, что домашние животные делают мир лучше, и мы должны ответить им тем же. А лучший мир для домашнего питомца начинается с качественного, полнорационного питания. Помимо нашей волонтёрской программы, мы запустили с Фондом продовольствия «Русь» программу помощи приютам в регионах. В конце 2017 года более 2500 собак и кошек получили месячный запас корма только в одной Новосибирской области. Всего за год мы передали почти 80 тонн продукции в нескольких регионах.

Конечно, можно помогать системно, как это делает Mars, — выезжать в приюты, привозить корма, — а можно в частном порядке. Уверен, у каждого найдётся своя история. В наших силах сделать этот мир лучше для домашних животных, взяв любимого питомца на работу, отправив 100 рублей в фонд или просто почесав за ухом соседского пса.

– Кстати, о собаках. Насколько я знаю, у вас дома уже больше 10 лет живёт йоркширский терьер.
– Да. Вирджиния — дома все зовут её Ёжа. Ей уже 11 лет, и это моя первая собака. Она во многом изменила мою жизнь и отношение к домашним животным. Ёжа — любимица всей семьи. Несколько раз я пробовал приводить её с собой на работу, но потом отказался от этого, потому что Вирджиния испытывает стресс от большого скопления людей. Она садится в ногах и охраняет меня, никого не подпуская.

Валерий Щапов
Валерий и его любимица – йоркширский терьер Вирджиния

Возвращаясь к теме частной помощи — у меня также есть «подопечный» на Алтае. Отличный пёс по кличке Кай. Мы дружим заочно уже четыре года. Я отправляю ему корма, а мне присылают фотографии, как он растёт, как из маленького щенка становится большой, красивой, сильной собакой.

– Вернёмся к работе: каковы планы компании Mars Petcare на текущий год?
– Планы масштабные. Мы хотим накормить ещё больше домашних животных качественным, полнорационным кормом. И у нас есть всё для этого: современные заводы, профессиональные сотрудники, искренне любящие домашних питомцев, знания и, конечно, широкий портфель брендов. Будем выходить на проектную мощность в Ростовской области, развивать отношения с поставщиками услуг для PetStory. Не обойдётся без инноваций в продуктовом портфеле: планируем начать тестировать новые форматы продуктов. Например, уже в конце весны будут доступны новые лакомства для кошек Sheba в формате крема и в прозрачном бульоне. Такие продукты привычны для азиатского рынка — посмотрим, как на него отреагирует наш пушистый потребитель.

Ключевым событием года станет открытие Центра изучения питания домашних животных в Ульяновске. Это современный научно-исследовательский центр, где будут жить и работать сначала наши кошки, а потом и собаки. Именно эти «профессионалы» своего дела помогают делать нашу продукцию ещё лучше. В России у него нет аналогов. Буду рад подробнее рассказать про него при нашей следующей встрече!

 


Текст: Татьяна Катасонова