Поиск

Вирусная атака на зообизнес

зообизнес

Текст: Виктор Тимофеев

Сообщения о 2019-nCoV последнее время находятся на первых строчках новостных лент и напоминают сводки о боевых действиях. Что не удивительно, ведь в мире зафиксировано уже свыше 126 000 случаев заражения коронавирусом и более 4 000 случаев смерти из-за него. Для ВОЗ стало очевидным, что это глобальная пандемия, а не сосредоточенная в Китае эпидемия.

 

Масштабы бедствия

Бьют тревогу не только медики, но и экономисты, и представители бизнеса, включая зообизнес. Так, по оценке аналитического центра Oxford Economics, потери мирового ВВП от распространения нового типа коронавируса в 2020 году могут составить порядка $1 трлн. В компании считают, что это может привести к рецессии в США, еврозоне и во всём мире. По предварительным данным, экономический ущерб, нанесённый коронавирусом китайской экономике уже оценивается в $60 млрд.

Сегодня Китай – это вторая экономика мира, на долю которой приходится около 20% мирового ВВП. Эта страна обеспечивает треть мирового экономического роста и является крупнейшим в мире производителем продукции. И поэтому здоровье глобальной экономики в значительной степени определяется здоровьем экономики Поднебесной.

Вспышка пневмонии, вызванная вирусом 2019-nCoV, заставила власти КНР временно приостановить работу большинства заводов и фабрик по производству экспортных товаров. Из-за эпидемии в Китае были продлены новогодние каникулы и в некоторых регионах введён карантин, вследствие чего многие рабочие были вынуждены остаться дома. Худо-бедно продолжали работу фабрики, на которых трудились местные жители. Картина отличалась от региона к региону, но логистика перестала работать практически по всей стране.

зообизнес и ковид

На тот момент ситуация в торговле с Китаем сложилась действительно сложная. По словам исполнительного директора Ассоциации экспертов рынка ритейла, Андрея Карпова, сделки отменялись или переносились на более поздние сроки. «И это касалось практически всех групп товаров: электроника, одежда, продовольствие и прочих», – констатирует он. А министр финансов РФ Антон Силуанов, ссылаясь на данные Федеральной таможенной службы, сообщил, что из-за снижения товарооборота с Китаем российская экономика теряет около 1 млрд руб. каждый день.

А что происходит на этом фоне с зообизнесом?

 

На родине вируса

С момента появления коронавируса власти КНР предпринимают титанические усилия по ограничению распространения болезни. А общественные организации и представители бизнеса активно включились в оказание гуманитарной помощи жертвам эпидемии. Не остались в стороне и представители зообизнеса. Так, более 100 предприятий-производителей товаров для домашних животных уже пожертвовали денежные средства и свою продукцию для поддержки пострадавших и их питомцев. По всей стране, и особенно в Ухане, тысячи волонтёров через социальные сети предлагают владельцам домашних животных свою помощь. Крупнейшая в Азии выставка товаров для домашних животных CIPS совместно с организаторами Северного ветеринарного конгресса Китая (CNVC) выступила с инициативой по предоставлению онлайн-консультаций ветеринарным врачам, а также пригласила порядка 50 экспертов принять участие в онлайн-тренингах для обучения сотрудников зоомагазинов.

24 февраля по инициативе Комитета по зооиндустрии Управления по инспекции и карантину КНР при ввозе и вывозе продуктов (China Pet Industry Committee of China Entry & Exit Inspection and Quarantine Association), организаторов выставки CIPS и National Pet Industry Technology Innovation Alliance была проведена онлайн-конференция, участие в которой приняли более 500 представителей ведущих предприятий и дистрибьюторов от зообизнеса, здравоохранения и партнёрских ассоциаций. 32 спикера поделились своим видением ситуации.

Было отмечено, что многие предприятия-производители зоотоваров восстановили работу, в то время как большинство ветеринарных клиник и зоомагазинов все ещё остаются закрытыми. Дистрибьюторы стараются делать всё возможное, чтобы обеспечить доставку продукции, даже используя для этого сторонние курьерские службы и транспортные компании. От эпидемии серьёзно пострадала традиционная розница, и наиболее популярными каналами продаж стали интернет-магазины и социальные сети.

Участвовавшие в конференции дистрибьюторы из Уханя сообщили, что каждая пятая семья этого многомилионного города имеет кошку или собаку, и констатировали, что вспышка эпидемии стала настоящей катастрофой для владельцев и их питомцев. По их словам, сотрудники зоомагазинов объединяются, чтобы кормить домашних животных, оставленных владельцами, не имеющих возможность из-за карантина вернуться домой. А узнав о том, что дистрибьюторы в Ухане испытывают сложности с поставками наполнителей, производители предложили им свою помощь.

Зарубежные специалисты в ходе конференции также высказали свою озабоченность в связи с эпидемией. Почётный председатель выставки Interzoo Ханс-Дж. Бюенгенер одобрил методы китайских партнёров, направленные на обеспечение безопасности производства. А генеральный директор PETS International Корин Ван Винден, предложила китайским предприятиям более строго придерживаться необходимых международных сертификатов, чтобы получить больше доверия от глобальных клиентов. Между тем, представители Global Pet Expo отметили, что 130 китайских компаний из-за коронавируса не смогли принять участие в выставке этого года, и что всё больше клиентов по всему миру ищут альтернативных поставщиков за пределами КНР.

Пытаясь хоть как-то исправить ситуацию, организаторы CIPS используют свои базы данных и маркетинговые каналы, чтобы помочь экспонентам CIPS 2020, которая должна пройти с 12 до 15 ноября в Гуанчжоу, уже сейчас выйти на потенциальных клиентов. Они возлагают большие надежды на эту выставку и считают, что это шанс для китайской зооиндустрии вернуться на прежние позиции после неизбежного замедления темпов роста в первом квартале 2020 года.

 

Здравствуй, вирус, Новый год!

История с коронавирусом, конечно же, повлияла и на российский зообизнес. Но это влияние оказалось не слишком существенным. По крайней мере, так говорят представители компаний, к которым мы обратились за комментариями. Так, по словам Дениса Васильева, генерального директора компании «Милорд», которая более 11 лет работает с китайскими поставщиками, ситуацию спасло то, что вспышка эпидемии практически совпала с новогодними каникулами в Поднебесной. По его словам, все, кто занимаются экспортом товаров из КНР прекрасно знают, что в этот период производство и практически любая деловая активность в стране останавливается, и люди разъезжаются по домам на несколько недель. Производители стараются выполнить обязательства по договорам и отгрузить готовую продукцию на склад до начала праздников, чтобы со спокойной совестью уйти на каникулы. И если при планировании совместной работы учитывать эту особенность китайских партнёров, то никаких неприятных сюрпризов не будет. В этом году из-за эпидемии каникулы были просто продлены, и в стране приступили к работе чуть позже обычного. Васильев считает, главная проблема сейчас заключается в том, что новые заказы начнут выполняться с некоторой задержкой. Из-за карантина пока не все рабочие сумели вернуться на производство и многие фабрики работают не на полную мощность. Но для «Милорда» это не критично – у компании есть запас продукции, произведённой в 2019 году.

Татьяна Эглит, генеральный директор «Евро-Продукт-К», также не склонна драматизировать ситуацию. Компания, работающая в сфере зообизнеса, сотрудничает с 18 фабриками, расположенными в различных регионах КНР. По её словам, только одно предприятие пока не возобновило свою работу – остальные уже открылись. Конечно, график поставок по некоторым позициям сорван, и возможно где-то будет дефектура по продукции, но положение начало выправляться. В компании даже отказались от поиска альтернативных российских товаров, способных заполнить брешь в ассортименте, и спокойно дожидаются прибытия своих контейнеров. Татьяна также отметила, что поставки наполнителей из северных областей Китая, которые не были закрыты на карантин, не останавливались, и с этой позицией вообще нет никаких проблем.

По словам заместителя генерального директора отдела по таможенному оформлению компании «Радиус» Натальи Коломийцевой, Китай полностью не прекратил торговое сообщение с Россией. Граница для прохождения коммерческих грузов открыта, но есть некоторые сложности из-за дополнительных мер безопасности с обеих сторон, проблем с логистикой и задержкой в оформлении сопроводительных документов. С выходом всё большего количества специалистов из карантина ситуация начинает налаживаться.