Владимир Дмитроца. Коллективный человек

ТЕКСТ: Андрей Ситников
ФОТО: Татьяна Катасонова
и из архива Владимира Дмитроца

Рассказывая о человеке, нужно помнить и о тех, кто его окружает: с кем он работает, дружит, соперничает, кого любит. Наш сегодняшний герой говорит, что он человек коллективный, но стоит заметить, что в нём поселился не советский коллективизм, в духе которого некоторых из нас когда-то воспитывали, а другой — настоящий.

 

Про белых медведей

Владимир Дмитроца родился в Тикси на берегу Северного Ледовитого океана. В этих краях жизнь проста и сурова, под стать местной природе, в одиночку там не выжить.

В то время жизнь в Тикси била ключом. Важнейший объект Севморпути активно развивался. Морской порт и аэропорт, метеостанции, военные объекты, автопарки, ремонтные мастерские, магазины, кинотеатры, школы — всё это, несмотря на суровый климат и большую удалённость от обжитых мест, должно было работать.

В молодости

В Тикси за любую работу платили по материковым меркам очень хорошо, но были препоны с получением разрешения на въезд в режимный город. Преодолевали их только надёжные и профессиональные люди. Других Север не терпит: их отсеивают обстоятельства или они сами не приживаются. Правила жизни на краю земли простые и честные: решил — сделал, сказал — тоже сделал, товарищу помог, друга из беды спас, женщину встретил — женился.

В детстве

В 1964 году родился Владимир Дмитроца. Детство и юность у него были, как и у всех пацанов в Тикси: школа, друзья, борьба, баскетбол, стрельба, какие-то кружки, летом рыбалка с отцом, а потом и охота. А ещё северные дети много читают и рукодельничают, поскольку больше времени проводят дома.

На Севере с ранних лет всё серьёзно. Не туда пошёл — потерялся и замёрз, да и белый медведь шутить не станет. Поэтому дети вырастают несколько суровые, но умные и основательные.

После школы Владимир отправился вслед за сводным братом поступать в институт в Новосибирске, где климат помягче. Поступил в электротехнический. Очень удивили местные люди: попросишь закурить — не дают. Для системы ценностей Владимира это был нонсенс, ведь человек человеку — друг, а не волк.

После первого курса Дмитроца женился. Сработал северный подход: познакомился с девушкой — и в ЗАГС. И сразу дочь родилась. Студенческие годы были нелёгкими. Институт Владимир вспоминает теперь как тренировку ума, ведь надо было не только учиться, но и кормить семью.

После учёбы на первый план вышел квартирный вопрос. В поисках работы с жильём или хотя бы его перспективой Владимир объездил строящиеся заводы в Абакане, в Шушенском. Он хотел укорениться «на юге», лучше всего в Новосибирске, и упорно шёл к этому. На каком-то предприятии предложили семейное общежитие. Пожили в нём пару лет.

С женой в отпуске

На строительном комбинате работники организовали ТСЖ, чтобы построить себе квартиры. Владимир верил в перестройку и её новшества, устроился туда на работу. Увы, в начале 90-х ничего у того ТСЖ не вышло. И вдруг повезло: в ближайший пригород, Каменку, позвали главным механиком на новый кирпичный завод и пообещали сразу жильё.

Возможно, это была последняя квартира, выданная простому советскому человеку социалистическим народным хозяйством. Жизнь тем временем становилась сложней. Зарплата — 200, а стакан махорки (сигарет не достать) — 10 рублей. Дмитроца бросил завод и пошёл наёмным работником к знакомым кооператорам.

Кооператив размещал заказы на машиностроительных заводах, из закупленных комплектующих собирал деревообрабатывающие станки и продавал предприятиям и частным лицам. Жизнь стала налаживаться. Но через год государство изменило правила игры, установив драконовские налоги. Заводы взвинтили цены, изготовленные кооперативом станки сразу подорожали, их перестали покупать.

Кооперативщики задумались, что делать дальше. Вариантов было немного, а точнее, один — торговать тем, что покупают: водкой, сигаретами, тушёнкой. Владимир и на новом поприще зарекомендовал себя как трудолюбивый, инициативный и перспективный молодой работник. Любое дело у него спорилось.

Но затем случилась новая напасть — появились и начали быстро развиваться монополисты. Самый ходовой ассортимент сразу ушёл к ним. Опять кооператив оказался у разбитого корыта да на распутье.

 

Зообизнес по случаю

На той же оптовой базе работали какие-то ребята, которые откуда-то возили Kitekat. Всё больше и больше возили, между прочим. Подумали кооператоры всем коллективом и тоже решили попробовать.

На дворе был 1992 год. У компании Mars уже тогда существовала дистрибьюторская политика в России, но с другими брендами договориться было легче. Начали с Royal Canin и Friskies. Поскольку мужики в кооперативе работали серьёзные, у них всё получилось. Взялись за дело основательно: изучали спрос и расширяли ассортимент. Сначала всё закупали в Новосибирске у первых оптовиков города.

С тех пор Владимир Дмитроца уже не сходил с зоопути. Почему? Гораздо интереснее продавать корма с мисками, чем водку с консервами. Да и люди в новом бизнесе пришлись ему по душе: собачники, кошатники, аквариумисты — все идейные, не просто зарабатывали, а выполняли миссию.

На производстве

В 1997 году в зоодеятельности Владимира произошла большая перемена. Его пригласили в качестве наёмного директора создать новую оптовую компанию «Лукас». Он взялся за это дело уже будучи матёрым зоопредпринимателем, знавшим, где что брать и как продавать.

На новом месте дело, конечно же, пошло. Случившийся через год кризис только помог. Удалось с большой выгодой поднять цены и одновременно увеличить число клиентов. Многие конкуренты не справились с изменениями на рынке, их клиенты пошли в «Лукас» и к другим сильным компаниям, которые не растерялись, нашли правильные решения и вышли на новый уровень. На оптовом рынке Новосибирска осталось всего три игрока. К ним потянулись клиенты из ближних и дальних сибирских регионов: Барнаула, Новокузнецка, Томска, Красноярска.

В 2002 году первый и крупнейший зоопредприниматель в Новосибирске Николай Пикулин купил компанию «Лукас», но её генеральному директору Владимиру Дмитроца предложил остаться. Эффект от сделки превзошёл самые оптимистичные ожидания. Оборот объединённой компании увеличился не в два раза, а в три с половиной. Ассортимент значительно расширился, и все магазины захотели иметь такой выбор. Был только один конкурент, но у того случались проблемы с наличием товара.

Уже через полгода новой компании катастрофически не хватало места — некуда было товар складывать. Тогда у неё появился новый офисно-складской комплекс, в котором она размещается и сейчас, продолжая расширяться по мере надобности.

 

Зообизнес навсегда

Для дальнейшего роста бизнеса требовался собственный продукт. Приняли во внимание динамику продаж наполнителей, учли, что по пути из Москвы их стоимость вырастает на 30–35%. Так родился план. Первым делом нашли третьего партнёра — специалиста в новой области — Геннадия Петровича Палевича. Этот приём развития бизнеса потом будет использован ещё не раз. В 2002 году Геннадий Палевич уже имел опыт производства и продажи наполнителей под своей ТМ («Кошкино лукошко»). Втроём в равных долях они учредили компанию «Сибирская Кошка». Название придумал Николай Пикулин.

Владимир Дмитроца рассказывает о своих партнёрах и о том, как они вместе работают, скромно: «Думаю, это судьба, что нас трое. Я склонен к коллективизму, Геннадий Петрович — бывший военный, коммуникабельный и неконфликтный человек, Николай Васильевич — мудрый, поэтому нам удаётся ладить. Не помню случая, чтобы сильно ругались. Каждый отвечает за своё направление. Раз в месяц мы собираемся и обсуждаем все вопросы».

О том, чем стала ТМ «Сибирская Кошка» на российском зоорынке лучше всего рассказывают география поставок, объёмы и динамика продаж. Для более эффективного сбыта продукции в 2010 году партнёры создали Торговый дом «Алекс», который сегодня знают от Новосибирска до самых до окраин.

Владимир Дмитроца — мэтр российского зообизнеса, его опыт и заслуги уже вписаны в историю нашей отрасли. Почему он стал тем, кем является? Потому что надёжный и эффективный человек. И потому что работает только с такими же, как он, — надёжными и эффективными. Благодаря хорошим сотрудникам, а также заложенной учредителями парадигме развития, бизнес растёт. Владимиру и другим отцам-основателям уже не нужно решать ежедневные задачи — только стратегические.

На Аляске

 

Семья и хобби

И в семье все самые сложные периоды позади. Обе дочери отучились, замужем и делают карьеру в бизнесе. Их квартирные и другие материальные вопросы Владимир решил принципиально — не в полном объёме, а только в первоначальном, чтобы сами старались.

Теперь душа требует дома на берегу реки — не царских хором, но добротного и уютного. И такой у него есть. В последнее время всё чаще тянет Владимира Дмитроца в дорогу, в долгие и трудные путешествия. Много интересных мест намечено, в том числе и таких, где можно посидеть с другом и с удочкой, — где-нибудь на Камчатке или на Аляске в звенящей тишине озера.

Рыбалка на Галапагосских островах

 

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Подписка на журнал

Зообизнес в России


Первый российский журнал для тех, кто работает в сфере торговли зоотоварами и услуг для животных. Здесь печатаются аналитические материалы, информация о современных технологиях производства товаров для животных, сообщения о новых продуктах, событиях отрасли, статьи о фирмах, обзоры зарубежных профессиональных журналов и многое другое.


Оформить подписку
Close