ТЕКСТ: Андрей Ситников
ФОТО: Из архива Владимира Литошко
Владимир Борисович Литошко, создатель и руководитель компании «Каскад», — интересный собеседник и содержательный человек. Сегодня он вспоминает экстремальные ситуации своей жизни: как потерял родителей, как выживал в дальних командировках и разруливал безвыходные ситуации в стройотрядах, как тащил на себе две компании, как много раз оказывался лицом к лицу с опасностью в путешествиях. Всё это закалило его психологически и физически, дало огромный жизненный опыт, который позволяет решать любые задачи и на любые трудности смотреть спокойно и уверенно.
Мальчик с характером
Владимир Литошко родился в 1959 году в Москве. Его мать Александра Ивановна, в войну офицер контрразведки, в мирное время ещё несколько лет работала в органах, затем, выучившись на бухгалтера, трудилась на гражданском предприятии. Отец — Борис Иванович, родом из белорусской деревни, был младше супруги и на войну не попал по возрасту. Всю жизнь Борис Иванович работал водителем, Александра Ивановна, пока продолжала службу, успешно шла по карьерной лестнице, часто бывала в заграничных командировках. Первая их дочь в полугодовалом возрасте умерла в Монголии от воспаления лёгких. После этого Александра Ивановна вышла в отставку. В 56-м родился второй ребёнок, Игорь, а через два года Владимир. По советским меркам семья Литошко жила неплохо, в 66-м году они даже купили автомобиль — «Москвич 401», мама ещё мечтала о даче, но в те годы земельные участки были большим дефицитом.
Сыновей Литошко воспитывали в трудолюбии и патриотизме. Володя и учился неплохо, имел авторитет среди сверстников, и с родителями ладил — был в семье любимчиком. Он отличался сообразительностью и неуёмной натурой. По всем предметам получал в основном пятёрки, только поведение иногда хромало: запросто мог устроить на перемене турнир по борьбе. Совсем другое дело — пионерский лагерь летом и «лесная школа» в учебное время. Там кипучая энергия Володи находила выход. Жизнь за городом, раздолье, здоровое сочетание учёбы и спорта, свободы и дисциплины развивали в Володе гармоничное «я могу» и «я должен». А ещё, регулярно меняя место учёбы, то и дело оказываясь в кругу новых людей, Володя учился не только находить общий язык со сверстниками, но каждый раз снова и снова завоёвывать их уважение. Володя увлекался многим, особенно любил моторы и другие механизмы — вместе с отцом часами возился с машиной, с удовольствием ухаживал за растениями в балконных ящиках, а с 10 лет регулярно ездил с отцом на рыбалку и охоту. Дед по материнской линии всю жизнь что-то изобретал. Володя, видимо, в него пошёл: он быстро усваивал новые знания, был умелым и изобретательным, и поэтому ему многое давалось легко.
Встречи в пионерском лагере, 1970 г
Удар
Относительно будущей профессии у Владимира было три желания — инженер, агроном и милиционер. Больше всего он склонялся к службе в МВД, потому что имел острое чувство справедливости, хорошую физическую подготовку, хорошо ладил с людьми, умел влиять на других. Но после восьмого класса родители отправили сыновей в техникум, чтобы до армии они получили профессию. Володя пошёл в автомеханический при заводе ЗИЛ. Когда учился на последнем курсе, у мамы обнаружили рак. Он принёс ей в больницу красный диплом, и спустя три дня её не стало. Беда не приходит одна — через 40 дней в результате случайного пожара в гараже погиб отец. Старший брат в это время служил в армии, Володя оказался один на один со страшным горем. Мир почернел, и его беззаботная юность закончилась в 19 лет. Дальше решения приходилось принимать абсолютно самостоятельно, не рассчитывая на совет и поддержку родителей. В армию Владимир не пошёл, а подал документы во ВТУЗ при том же ЗИЛе. Здесь можно было совмещать учёбу с работой: неделя — занятия днём, следующая — вечером, а с утра — работа на заводе, что позволяло зарабатывать на жизнь.
Так Володя учился и работал все шесть лет. Студентов гоняли по всему производственному циклу — он был и станочником, и сборщиком на конвейере. В годы учёбы знакомый приглашал его на заработки — добывать пушнину в Архангельской области. Из этих поездок он привозил шкурки, выделывал их, научился шить шапки, и это позволяло зарабатывать в несколько раз больше, чем на заводе. На эти деньги он купил в Чеховском районе землю и начал строить дом, о котором мечтала мама.
Лидерство как образ жизни
После института его распределили в экспериментальный цех ЗИЛа на должность инженера-испытателя. Следующий год Литошко провёл в командировках — обкатывал новую технику в песках Средней Азии, в болотах Центральной России, в суровых условиях Севера. Работа была трудной, но такой образ жизни ему нравился — постоянные путешествия и приключения, новые люди, огромные трудности и большие задачи. Одно плохо: люди вокруг пили, а Владимира перспектива спиться никак не прельщала, и его категоричность в этом вопросе подкреплялась примером отца, погибшего из-за алкоголя. И тогда он вернулся в родной ВТУЗ, получив в 26 лет должность заведующего лабораторией на кафедре экономики и организации производства. И опять завлабу Литошко не сиделось спокойно, работал в комитете комсомола — короче говоря, был на виду и на хорошем счету.
Строительный отряд, 1985 г.
В то же время Владимир решил получить вторую профессию. Интерес к психологии у него возник ещё в школьные годы, но теперь он занялся ею серьёзно — поступил в аспирантуру Педагогического института имени Крупской, писал диссертацию на тему «Психологическое воспитание при учёбе», в течение года изучал парапсихологию на специальных курсах. Даже думал сменить профессию, стать практикующим психологом, но, пока он учился и раздумывал, времена изменились.
В первое же лето работы в лаборатории Владимира назначили командиром одного из четырёх стройотрядов ЗИЛа, и его отряд стал лучшим. Через два года Литошко был уже командиром объединённых отрядов и получил благодаря этому бесценный опыт — научился руководить большим коллективом, организовать всё так, чтобы люди работали с полной отдачей, при этом разговаривая с подчинёнными на равных, как старший товарищ. Здесь же ему впервые пришлось работать с большими начальниками и научиться добиваться от них необходимого. И, судя по всему, у Владимира это отлично получалось, поскольку вскоре ему предложили руководить всесоюзной комсомольской стройкой на ЗИЛе. Литошко подумал… и отказался, потому что возникло нехорошее предчувствие — перестройка была уже в самом разгаре, страна стояла на пороге новой, совсем не комсомольско-коммунистической жизни.
Годы перемен больно ударили по государственным вузам. Преподаватели нищали, уходили, из-за чего вся система образования деградировала. В тот момент Владимир никаких перспектив в своём инженерном будущем уже не видел, и дописывать диссертацию не стал, и из института ушёл.
Бизнесмен
Ещё за два года до того, как Литошко уволился из ВТУЗа, знакомые предложили ему работу в кооперативе «Друг», который производил амуницию для собак. Владимир, не долго думая, согласился, в его обязанности входила бухгалтерия и общение с закупочными базами. Владимир быстро изучил все нюансы нового для себя дела, что вскоре очень пригодилось, когда он, разочаровавшись в своих партнёрах, решил открыть собственный бизнес. В новом кооперативе «Юстис» на Литошко работали 10 надомных мастеров — он обеспечивал их швейными машинками и снабжал сырьём. Спрос был огромный, базы закупали продукцию «Юстиса» на фантастические по тем временам суммы, ежеквартальный доход кооператива составлял 100 тыс. рублей (что по тем временам равнялось, к примеру, цене 40 однокомнатных квартир в Москве!).
В 1992 году Литошко решил расширить бизнес и зарегистрировал ещё одно предприятие «Каскад», где его партнёрами стали бывшие студенты Александр Задорожный и Андрей Курбаков. Некоторое время обе компании работали параллельно, но затем Владимир объединил весь бизнес в «Каскаде». И опять его работа оказалась успешной. Сегодня он, может, и корит себя за то, что в то время не расширял производство. Но тогда он просто наслаждался молодостью и жизнью: достроил дом, впервые поехал за границу, много путешествовал.
Между тем время шло, и молодой «лихой» российский бизнес постепенно стал входить в цивилизованную колею. Появилось ощущение стабильности, возникло видение перспективы, будущих возможностей. Одновременно Владимир всё больше и больше вникал в специфику зоорынка, на своём опыте изучал факторы, которые заставляют его развиваться. В это время большое влияние на процесс работы «Каскада» оказывала растущая конкуренция, менялся и покупатель. Оптовые базы перестали быть основными клиентами, началась прямая работа с зоомагазинами, вследствие чего пришлось срочно расширять ассортимент, переключаться с больших поставок на маленькие, учиться строить работу в условиях резко упавшей рентабельности (с 1000 до 200%). В то же время, в 1994 году, Литошко поднял свой бизнес на более высокий уровень: перевёл надомников в арендованный производственный цех.
В том же, 1994-м, году Владимир вместе с партнёрами организовал ещё одну компанию — «Кемпинг Тур», которая начала с поставок из Польши туристских палаток. Этот бизнес был гораздо проще — купил, привёз, продал. Ни производственных, ни кадровых проблем, ни мороки со сбытом, и полное отсутствие конкуренции. К 1997 году это направление сравнялось по масштабам с зообизнесом, а в 2012 году «Кемпинг Тур» опережал «Каскад» по оборотам в 10 раз. Основные ресурсы Литошко вкладывал в развитие туристического бизнеса, появилось и своё производство, и собственная сеть розничных магазинов. А пошив амуниции для собак существовал с большими трудностями. В некоторые годы продажи вообще не росли. Особенно трудно стало, когда широким потоком в Россию хлынула китайская амуниция.
Новая жизнь
Была ли мысль совсем закрыть «Каскад»? Была. Но оставалась ответственность перед работниками и поставщиками сырья, а кроме того, интуиция говорила: в нашей стране невозможно предсказать, что будет через год, упадок всех видов производств рано или поздно закончится, поэтому нужно сохранять «Каскад» как производственную фирму, развивать его по мере возможности, следить за ситуацией на зоорынке.
Много лет назад Владимир Литошко начал составлять для себя ежегодные отчёты о проделанной «Каскадом» работе и просчитывать возможные пути развития компании. Каждый раз это примерно 10 страниц — финансовый анализ, основные факторы развития рынка и конкурентов, изменения цен на сырьё, оборудование и конечную продукцию. Эти отчёты подкрепляли интуитивное понимание перспективности ситуации и помогали вовремя реагировать на изменения.
И Владимир оказался прав: с 2012 года продажи «Кемпинг Тура» стали падать, а за четыре года снизились в четыре раза — рынок туристских товаров был переполнен конкурентами. Зато спрос на зоотовары рос, и дела у «Каскада» пошли в гору. Рынок зоотоваров продолжал расти. С 2010 года, после того как госзакупки перешли на тендерную основу, «Каскад» активно участвует в госзаказах, выигрывая 80% всех конкурсов. Литошко стал суперэкспертом в тендерах, потому что знает производство, возможности в закупке сырья и комплектующих, а главное — потребности кинологов и владельцев собак.
Переломным годом стал 2014-й, когда Литошко сформулировал новую стратегию — не следовать за спросом, как раньше, а создавать его. Для этого необходимы принципиально новые материалы, новые виды продукции, современные технологии производства и управления. С тех пор ассортимент значительно вырос, появились новые модели, освоены ультрасовременные материалы. В 2016 году Литошко вложил огромные ресурсы во вторую производственную площадку.
Что в жизни главное
До 2014 года Владимир Литошко работал по восемь часов в день, сегодня он приезжает в офис в девять утра и уезжает после восьми вечера. «Каскад» родился дважды, и у его владельца тоже началась вторая жизнь.
На вопрос, что для вас главное, Владимир Борисович, чуть помедлив, отвечает: работа и семья. Но работа, говорит, сейчас всё-таки требует большего внимания, она позволяет чувствовать себя молодым, даёт энергию, радость общения с людьми. А ещё работа для Владимира Борисовича — это чувство победы и гордость за своё производство и свою продукцию.
Семья же для него, рано оставшегося без родителей, всегда была и остаётся основной ценностью и надёжным тылом. Со своей будущей супругой Владимир Борисович познакомился в 1988 году. Елена Борисовна с начала предпринимательской деятельности супруга работает с ним. Сегодня она технолог-конструктор в «Кемпинге», разрабатывает охотничьи и рыболовные костюмы и контролирует их производство.
Семья почти в полном составе
Их сын Алексей, которому сейчас 29, разделяет отцовскую любовь к рыбалке и охоте. Ещё мальчиком он работал в туристских магазинах отца, потом закончил вуз и стал инженером. Дочери Ксении 16, она мечтает стать моделью. Но это в будущем, а пока Владимир Борисович решил преподать ей урок жизни: хочет этим летом отправить её работать, чтобы поняла, что значит низкоквалифицированный труд и в чём преимущества высшего образования и своего бизнеса.
Уроки рыбалки для сына в Астрахани
С дочерью в Австрии
Со всей родительской заботой Владимир Борисович старается дать своим детям то, что сам недополучил от родителей: совет и поддержку в момент сложного выбора профессионального пути. И неважно, станут ли они его преемниками в бизнесе, главное, чтобы занимались стоящим делом.
Живёт семья Литошко на два дома — в Москве у них большая квартира, а в области тот дом, который Владимир Борисович построил после института. Участок там 30 соток — есть, где держать кур и перепелов, и немецкой овчарке с сибирским котом привольно. В московской квартире прописаны ещё две кошки — мейн-кун и тайец. Вся эта живность — полноправные члены семьи и чрезвычайно любимы.
Полёт на снегоходе
Несмотря на напряжённый график работы и семейные заботы, много времени Владимир Борисович посвящает своим экстремальным увлечениям. К охоте и рыбалке добавились горные лыжи, дайвинг, снегоходы, полёты на мотопараплане и экспедиции в самые труднодоступные места России. Только теперь он не рискует собой, как прежде, — ездит, летает и ныряет аккуратно, только если абсолютно уверен в безопасности. Ведь он нужен семье, нужен своим коллегам и партнёрам. На нём все держится. К тому же у него большие планы — вывести «Каскад» на новый технологический уровень и в разы увеличить объёмы производства.