Поиск

Влажные корма для кошек

влажный корм для кошек

Александр Колчин

Данные компании NielsenIQ свидетельствуют о том, что в целом рынок влажных кормов растёт, особенно сильно увеличиваются продажи в онлайн-канале. Ещё одной характерной чертой последнего периода стал рост потребления специализированных кормов.

Доли каналов продаж влажных кормов для кошек

Доля влажных продуктов во всём кормовом сегменте для кошек в денежном выражении, по оценке аналитиков NielsenIQ, в 2020 году составила в современной рознице почти 70%, в зооканале и онлайне — около 30%. Если рассматривать соотношение объёмов каналов, то доля продаж влажных кормов для кошек уже второй год смещается в сторону онлайна, в 2021 году она выросла до 7,6%.

Онлайн демонстрирует также самую высокую динамику в продажах в денежном выражении. По состоянию на март 2021 года этот канал показал увеличение на 77,3%. Рост продаж в офлайне составил 2,6%, а в целом рынок влажных кормов для кошек в России вырос на 5,6%. В спецканале продажи уменьшились на 5,1%.

Значимыми каналами в продажах влажных кормов для кошек остаются зоомагазины, имеющие долю в 34,8%, и супермаркеты с долей в 28,1%. Меньше всего влажных продуктов продаётся в традиционных продуктовых магазинах и на открытых рынках.

Таблица 1. Доли каналов продаж
Значимость рынка Продажи в деньгах, % Натуральные продажи, кг, % Продажи в упаковках, %
MAT-2 MAT-1 MAT MAT-2 MAT-1 MAT MAT-2 MAT-1 MAT
Гипермаркеты 11,8 11,7 10,9 16,1 15,4 14,4 12,4 12,1 11,1
Супермаркеты 24,9 27 28,1 32,4 34,3 35 43,5 44,1 44,5
Минимаркеты 13,9 14,5 15,4 18,5 18,6 19,2 26,5 27,6 28,7
Зоомагазины 43,3 38,8 34,8 26,3 23,9 21,3 11,3 10,2 9
Традиционные продуктовые магазины 3,8 3,5 3,3 5,4 4,9 4,5 5,8 5,1 5
Открытые рынки 0,1 0 0 0,2 0 0,1 0,1 0 0
Онлайн 2,1 4,5 7,6 1,2 3 5,9 0,3 0,8 1,7
МАТ2 — апрель 2018/март 2019,
МАТ1 — апрель 2019/март 2020,
МАТ — апрель 2020/март 2021;
MAT — скользящая годовая сумма.

Специализация рынка кормов

По данным NielsenIQ, рынок влажных кормов для кошек в последние годы всё больше специализируется. Так, с 2019 года доля кормов без указания дополнительных свойств на рынке офлайн-продаж уменьшилась на 2,1%. Растёт число специализированных кормов. Лидерами увеличения своей доли в офлайне стали корма для стерилизованных животных — 5,1%, для чувствительных животных — 1,1%; продукты для улучшения пищеварения — 0,9%. Они же показывают наибольший рост в денежном выражении: продажи продуктов в офлайне для стерилизованных животных выросли на 26%, для чувствительных — на 66%, для животных с проблемами пищеварения — на 10%.

Таблица 2. Доля продаж по видам кормов (%)
влажные корма для кошек
* К категории «чувствительные» относятся корма для питомцев с различными проблемами, например: больные суставы, излишний вес, дерматиты, заболевания щитовидной железы, печени и т. д.

Наибольшая специализация в продажах влажных продуктов для кошек — в зооканале и онлайне. Здесь больше 30% продуктов предназначены для животных с определёнными проблемами. Наименьшая специализация наблюдается  в традиционной продуктовой рознице и на открытых рынках.

Среди регионов максимальную специализацию демонстрируют продажи в Центре и на Дальнем Востоке, здесь доля специализированных кормов немногим больше 10%. По остальным регионам эта доля колеблется от 6 до 9%.

Бренды и ЧТМ

Почти все каналы торговли предпочитают продавать брендированные влажные корма для кошек. Эта доля сегодня на офлайн-рынке достигает 97,5%, а в онлайне — 99,1%.

Максимальную долю продаж ЧТМ NielsenIQ фиксирует в супермаркетах — 3,3%.

Динамика роста продаж на офлайн-рынке у брендированной продукции составила 4,4%, продажа ЧТМ снизилась на 0,8%.

Наиболее высокий рост продаж демонстрирует онлайн, как в сегменте брендированной продукции — 71,1%, так и в ЧТМ — 43,8%. Зоомагазины и гипермаркеты показали отрицательный рост в обеих категориях. В супермаркетах и минимаркетах продажи брендированной продукции в категории влажных кормов для кошек растут примерно на 10%, а вот продажи ЧТМ падают.

Таблица 3. Средняя цена за кг (руб.)
Офлайн Гипермаркеты
MAT-2 MAT-1 MAT MAT-2 MAT-1 MAT
Брендированная
продукция
228,7 234,4 235,9 199,4 208,5 217,3
Частные марки 122,1 120,5 125,5 96,4 96,4 97,2
Супермаркеты Минимаркеты
MAT-2 MAT-1 MAT MAT-2 MAT-1 MAT
Брендированная
продукция
195 203,9 207,1 190,4 195,9 197,2
Частные марки 102,4 103,8 109,6 109,2 109,3 112,5
             
Зоомагазины
Онлайн
MAT-2 MAT-1 MAT MAT-2 MAT-1 MAT
Брендированная
продукция
425,6 448,5 477,4 449,7 422,7 371,6
Частные марки 698,1 747,9 802,4 414,9 526,9 478,6

Среди регионов самая высокая доля продаж брендированной продукции в категории влажных кормов для кошек отмечается на Дальнем Востоке — 99,5%. До недавнего времени она составляла все 100%.

Наибольший рост продаж брендированной продукции демонстрируют Волга — 7,6% и Урал — 6,8%, а частных торговых марок — Юг (4,9%).

Самые высокие цены за килограмм продукции влажные корма показывают в онлайне и в специализированном канале, причём это относится как к брендированной продукции, так и к ЧТМ.

Минимальная цена на влажные корма под ЧТМ зафиксирована в гипермаркетах — 97,2 рубля за килограмм.

В регионах самая высокая цена на брендированную продукцию держится на Дальнем Востоке — 285,5 рубля за килограмм, а на ЧТМ в Центре — 161 рубль за килограмм продукта.

Основные продажи брендированной продукции приходятся на упаковку до 190 граммов.

Среди ЧТМ в гипермаркетах почти все продажи кормов сосредоточились в категориях упаковки до 190 граммов (55,7%) и от 190 до 350 граммов (42,1%).

Больше всего ЧТМ в упаковке от 351 до 600 граммов продаётся в супермаркетах — 27,1% и минимаркетах — 26,1%.

Пауч — наиболее распространённая упаковка как среди брендированной продукции, так и среди ЧТМ. В зооканале и онлайне в продажах брендовых кормов также фигурируют продукты в банках — их продаётся в районе 20% от общего числа влажных продуктов во всех видах упаковки.

Среди частных торговых марок доля кормов в жестяных банках на офлайн-рынке достигает 28,1%.

Больше всего продуктов в ламистерах продаётся в гипермаркетах в сегменте ЧТМ — 10%.

Новинки влажных кормов для кошек

Наибольшее число новинок в категории влажных кормов для кошек в прошлом и текущем году на офлайн-рынке продавалось в сегменте кормов без указания дополнительных свойств — 78,2% и 95,2% соответственно. Среди специализированных кормов выделяются продукты для стерилизованных животных, доля продаж таких новинок составила 14% в 2020 году и 2,6% в текущем.

В онлайне среди новинок в специализированных продуктах в прошлом году лидировали корма для стерилизованных животных — 28,4% и для чувствительных — 10,3%. В текущем году среди новинок специализированного питания в продажах наибольшую долю составили корма для стерилизованных животных — 21,6%, а также корма для кошек с проблемами почек — 18,7%.

Почти 98% новинок текущего года на рынке продаётся в паучах. Наиболее распространённый вес — 190 граммов.

Таблица 4. Доля в продажах в категории (%)
Офлайн Онлайн
МАТ-1 МАТ МАТ-1 МАТ
Основной ассортимент 97,79% 90,16% 98,36% 91,89%
Новинки прошлого года 2,2% 6,1% 1,6% 6,9%
Новинки текущего года 3,8% 1,2%

Заключение

Сегмент влажных кормов для кошек растёт и специализируется. Своего максимума специализация ассортимента достигает в зооканале и онлайне. Наиболее востребованными специализированными продуктами аналитики считают корм для стерилизованных животных, для имеющих проблемы пищеварения, для чувствительных животных и кошек с проблемами почек.

Основными каналами продаж пока остаются зоомагазины и неспециализированная розница, но продажи активно смещаются в сторону онлайна, так что вполне вероятно, что это один из самых перспективных в будущем каналов продаж.

влажные корма для кошек

Пока в большинстве каналов продаются брендированные продукты, но доля ЧТМ растёт. Продажи в регионах демонстрируют примерно одинаковый профиль и кардинально не отличаются.

Самой популярной упаковкой для влажных кормов остаются паучи и жестяные банки.