Данные компании NielsenIQ свидетельствуют о том, что в целом рынок влажных кормов растёт, особенно сильно увеличиваются продажи в онлайн-канале. Ещё одной характерной чертой последнего периода стал рост потребления специализированных кормов.
Доли каналов продаж влажных кормов для кошек
Доля влажных продуктов во всём кормовом сегменте для кошек в денежном выражении, по оценке аналитиков NielsenIQ, в 2020 году составила в современной рознице почти 70%, в зооканале и онлайне — около 30%. Если рассматривать соотношение объёмов каналов, то доля продаж влажных кормов для кошек уже второй год смещается в сторону онлайна, в 2021 году она выросла до 7,6%.
Онлайн демонстрирует также самую высокую динамику в продажах в денежном выражении. По состоянию на март 2021 года этот канал показал увеличение на 77,3%. Рост продаж в офлайне составил 2,6%, а в целом рынок влажных кормов для кошек в России вырос на 5,6%. В спецканале продажи уменьшились на 5,1%.
Значимыми каналами в продажах влажных кормов для кошек остаются зоомагазины, имеющие долю в 34,8%, и супермаркеты с долей в 28,1%. Меньше всего влажных продуктов продаётся в традиционных продуктовых магазинах и на открытых рынках.
Таблица 1. Доли каналов продаж
|
Значимость рынка |
Продажи в деньгах, % |
Натуральные продажи, кг, % |
Продажи в упаковках, % |
|
MAT-2 |
MAT-1 |
MAT |
MAT-2 |
MAT-1 |
MAT |
MAT-2 |
MAT-1 |
MAT |
Гипермаркеты |
11,8 |
11,7 |
10,9 |
16,1 |
15,4 |
14,4 |
12,4 |
12,1 |
11,1 |
Супермаркеты |
24,9 |
27 |
28,1 |
32,4 |
34,3 |
35 |
43,5 |
44,1 |
44,5 |
Минимаркеты |
13,9 |
14,5 |
15,4 |
18,5 |
18,6 |
19,2 |
26,5 |
27,6 |
28,7 |
Зоомагазины |
43,3 |
38,8 |
34,8 |
26,3 |
23,9 |
21,3 |
11,3 |
10,2 |
9 |
Традиционные продуктовые магазины |
3,8 |
3,5 |
3,3 |
5,4 |
4,9 |
4,5 |
5,8 |
5,1 |
5 |
Открытые рынки |
0,1 |
0 |
0 |
0,2 |
0 |
0,1 |
0,1 |
0 |
0 |
Онлайн |
2,1 |
4,5 |
7,6 |
1,2 |
3 |
5,9 |
0,3 |
0,8 |
1,7 |
МАТ2 — апрель 2018/март 2019,
МАТ1 — апрель 2019/март 2020,
МАТ — апрель 2020/март 2021;
MAT — скользящая годовая сумма.
|
Специализация рынка кормов
По данным NielsenIQ, рынок влажных кормов для кошек в последние годы всё больше специализируется. Так, с 2019 года доля кормов без указания дополнительных свойств на рынке офлайн-продаж уменьшилась на 2,1%. Растёт число специализированных кормов. Лидерами увеличения своей доли в офлайне стали корма для стерилизованных животных — 5,1%, для чувствительных животных — 1,1%; продукты для улучшения пищеварения — 0,9%. Они же показывают наибольший рост в денежном выражении: продажи продуктов в офлайне для стерилизованных животных выросли на 26%, для чувствительных — на 66%, для животных с проблемами пищеварения — на 10%.
Таблица 2. Доля продаж по видам кормов (%) |
 |
* К категории «чувствительные» относятся корма для питомцев с различными проблемами, например: больные суставы, излишний вес, дерматиты, заболевания щитовидной железы, печени и т. д. |
Наибольшая специализация в продажах влажных продуктов для кошек — в зооканале и онлайне. Здесь больше 30% продуктов предназначены для животных с определёнными проблемами. Наименьшая специализация наблюдается в традиционной продуктовой рознице и на открытых рынках.
Среди регионов максимальную специализацию демонстрируют продажи в Центре и на Дальнем Востоке, здесь доля специализированных кормов немногим больше 10%. По остальным регионам эта доля колеблется от 6 до 9%.

Бренды и ЧТМ
Почти все каналы торговли предпочитают продавать брендированные влажные корма для кошек. Эта доля сегодня на офлайн-рынке достигает 97,5%, а в онлайне — 99,1%.
Максимальную долю продаж ЧТМ NielsenIQ фиксирует в супермаркетах — 3,3%.
Динамика роста продаж на офлайн-рынке у брендированной продукции составила 4,4%, продажа ЧТМ снизилась на 0,8%.
Наиболее высокий рост продаж демонстрирует онлайн, как в сегменте брендированной продукции — 71,1%, так и в ЧТМ — 43,8%. Зоомагазины и гипермаркеты показали отрицательный рост в обеих категориях. В супермаркетах и минимаркетах продажи брендированной продукции в категории влажных кормов для кошек растут примерно на 10%, а вот продажи ЧТМ падают.
Таблица 3. Средняя цена за кг (руб.) |
|
Офлайн |
Гипермаркеты |
|
MAT-2 |
MAT-1 |
MAT |
MAT-2 |
MAT-1 |
MAT |
Брендированная
продукция |
228,7 |
234,4 |
235,9 |
199,4 |
208,5 |
217,3 |
Частные марки |
122,1 |
120,5 |
125,5 |
96,4 |
96,4 |
97,2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Супермаркеты |
Минимаркеты |
|
MAT-2 |
MAT-1 |
MAT |
MAT-2 |
MAT-1 |
MAT |
Брендированная
продукция |
195 |
203,9 |
207,1 |
190,4 |
195,9 |
197,2 |
Частные марки |
102,4 |
103,8 |
109,6 |
109,2 |
109,3 |
112,5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Зоомагазины
|
Онлайн |
|
MAT-2 |
MAT-1 |
MAT |
MAT-2 |
MAT-1 |
MAT |
Брендированная
продукция |
425,6 |
448,5 |
477,4 |
449,7 |
422,7 |
371,6 |
Частные марки |
698,1 |
747,9 |
802,4 |
414,9 |
526,9 |
478,6 |
Среди регионов самая высокая доля продаж брендированной продукции в категории влажных кормов для кошек отмечается на Дальнем Востоке — 99,5%. До недавнего времени она составляла все 100%.
Наибольший рост продаж брендированной продукции демонстрируют Волга — 7,6% и Урал — 6,8%, а частных торговых марок — Юг (4,9%).
Самые высокие цены за килограмм продукции влажные корма показывают в онлайне и в специализированном канале, причём это относится как к брендированной продукции, так и к ЧТМ.
Минимальная цена на влажные корма под ЧТМ зафиксирована в гипермаркетах — 97,2 рубля за килограмм.
В регионах самая высокая цена на брендированную продукцию держится на Дальнем Востоке — 285,5 рубля за килограмм, а на ЧТМ в Центре — 161 рубль за килограмм продукта.
Основные продажи брендированной продукции приходятся на упаковку до 190 граммов.
Среди ЧТМ в гипермаркетах почти все продажи кормов сосредоточились в категориях упаковки до 190 граммов (55,7%) и от 190 до 350 граммов (42,1%).
Больше всего ЧТМ в упаковке от 351 до 600 граммов продаётся в супермаркетах — 27,1% и минимаркетах — 26,1%.
Пауч — наиболее распространённая упаковка как среди брендированной продукции, так и среди ЧТМ. В зооканале и онлайне в продажах брендовых кормов также фигурируют продукты в банках — их продаётся в районе 20% от общего числа влажных продуктов во всех видах упаковки.
Среди частных торговых марок доля кормов в жестяных банках на офлайн-рынке достигает 28,1%.
Больше всего продуктов в ламистерах продаётся в гипермаркетах в сегменте ЧТМ — 10%.

Новинки влажных кормов для кошек
Наибольшее число новинок в категории влажных кормов для кошек в прошлом и текущем году на офлайн-рынке продавалось в сегменте кормов без указания дополнительных свойств — 78,2% и 95,2% соответственно. Среди специализированных кормов выделяются продукты для стерилизованных животных, доля продаж таких новинок составила 14% в 2020 году и 2,6% в текущем.
В онлайне среди новинок в специализированных продуктах в прошлом году лидировали корма для стерилизованных животных — 28,4% и для чувствительных — 10,3%. В текущем году среди новинок специализированного питания в продажах наибольшую долю составили корма для стерилизованных животных — 21,6%, а также корма для кошек с проблемами почек — 18,7%.
Почти 98% новинок текущего года на рынке продаётся в паучах. Наиболее распространённый вес — 190 граммов.
Таблица 4. Доля в продажах в категории (%) |
|
Офлайн |
Онлайн |
|
МАТ-1 |
МАТ |
МАТ-1 |
МАТ |
Основной ассортимент |
97,79% |
90,16% |
98,36% |
91,89% |
Новинки прошлого года |
2,2% |
6,1% |
1,6% |
6,9% |
Новинки текущего года |
— |
3,8% |
— |
1,2% |
Заключение
Сегмент влажных кормов для кошек растёт и специализируется. Своего максимума специализация ассортимента достигает в зооканале и онлайне. Наиболее востребованными специализированными продуктами аналитики считают корм для стерилизованных животных, для имеющих проблемы пищеварения, для чувствительных животных и кошек с проблемами почек.
Основными каналами продаж пока остаются зоомагазины и неспециализированная розница, но продажи активно смещаются в сторону онлайна, так что вполне вероятно, что это один из самых перспективных в будущем каналов продаж.

Пока в большинстве каналов продаются брендированные продукты, но доля ЧТМ растёт. Продажи в регионах демонстрируют примерно одинаковый профиль и кардинально не отличаются.
Самой популярной упаковкой для влажных кормов остаются паучи и жестяные банки.
Перейти на страницу автора
Подпишитесь на наш телеграм-канал и получайте важные отраслевые новости в удобном для вас формате.