Данные компании NielsenIQ свидетельствуют о том, что в целом рынок влажных кормов растёт, особенно сильно увеличиваются продажи в онлайн-канале. Ещё одной характерной чертой последнего периода стал рост потребления специализированных кормов.
Доли каналов продаж влажных кормов для кошек
Доля влажных продуктов во всём кормовом сегменте для кошек в денежном выражении, по оценке аналитиков NielsenIQ, в 2020 году составила в современной рознице почти 70%, в зооканале и онлайне — около 30%. Если рассматривать соотношение объёмов каналов, то доля продаж влажных кормов для кошек уже второй год смещается в сторону онлайна, в 2021 году она выросла до 7,6%.
Онлайн демонстрирует также самую высокую динамику в продажах в денежном выражении. По состоянию на март 2021 года этот канал показал увеличение на 77,3%. Рост продаж в офлайне составил 2,6%, а в целом рынок влажных кормов для кошек в России вырос на 5,6%. В спецканале продажи уменьшились на 5,1%.
Значимыми каналами в продажах влажных кормов для кошек остаются зоомагазины, имеющие долю в 34,8%, и супермаркеты с долей в 28,1%. Меньше всего влажных продуктов продаётся в традиционных продуктовых магазинах и на открытых рынках.
Таблица 1. Доли каналов продаж |
|||||||||
Значимость рынка | Продажи в деньгах, % | Натуральные продажи, кг, % | Продажи в упаковках, % | ||||||
MAT-2 | MAT-1 | MAT | MAT-2 | MAT-1 | MAT | MAT-2 | MAT-1 | MAT | |
Гипермаркеты | 11,8 | 11,7 | 10,9 | 16,1 | 15,4 | 14,4 | 12,4 | 12,1 | 11,1 |
Супермаркеты | 24,9 | 27 | 28,1 | 32,4 | 34,3 | 35 | 43,5 | 44,1 | 44,5 |
Минимаркеты | 13,9 | 14,5 | 15,4 | 18,5 | 18,6 | 19,2 | 26,5 | 27,6 | 28,7 |
Зоомагазины | 43,3 | 38,8 | 34,8 | 26,3 | 23,9 | 21,3 | 11,3 | 10,2 | 9 |
Традиционные продуктовые магазины | 3,8 | 3,5 | 3,3 | 5,4 | 4,9 | 4,5 | 5,8 | 5,1 | 5 |
Открытые рынки | 0,1 | 0 | 0 | 0,2 | 0 | 0,1 | 0,1 | 0 | 0 |
Онлайн | 2,1 | 4,5 | 7,6 | 1,2 | 3 | 5,9 | 0,3 | 0,8 | 1,7 |
МАТ2 — апрель 2018/март 2019, МАТ1 — апрель 2019/март 2020, МАТ — апрель 2020/март 2021; MAT — скользящая годовая сумма. |
Специализация рынка кормов
По данным NielsenIQ, рынок влажных кормов для кошек в последние годы всё больше специализируется. Так, с 2019 года доля кормов без указания дополнительных свойств на рынке офлайн-продаж уменьшилась на 2,1%. Растёт число специализированных кормов. Лидерами увеличения своей доли в офлайне стали корма для стерилизованных животных — 5,1%, для чувствительных животных — 1,1%; продукты для улучшения пищеварения — 0,9%. Они же показывают наибольший рост в денежном выражении: продажи продуктов в офлайне для стерилизованных животных выросли на 26%, для чувствительных — на 66%, для животных с проблемами пищеварения — на 10%.
Наибольшая специализация в продажах влажных продуктов для кошек — в зооканале и онлайне. Здесь больше 30% продуктов предназначены для животных с определёнными проблемами. Наименьшая специализация наблюдается в традиционной продуктовой рознице и на открытых рынках.
Среди регионов максимальную специализацию демонстрируют продажи в Центре и на Дальнем Востоке, здесь доля специализированных кормов немногим больше 10%. По остальным регионам эта доля колеблется от 6 до 9%.
Бренды и ЧТМ
Почти все каналы торговли предпочитают продавать брендированные влажные корма для кошек. Эта доля сегодня на офлайн-рынке достигает 97,5%, а в онлайне — 99,1%.
Максимальную долю продаж ЧТМ NielsenIQ фиксирует в супермаркетах — 3,3%.
Динамика роста продаж на офлайн-рынке у брендированной продукции составила 4,4%, продажа ЧТМ снизилась на 0,8%.
Наиболее высокий рост продаж демонстрирует онлайн, как в сегменте брендированной продукции — 71,1%, так и в ЧТМ — 43,8%. Зоомагазины и гипермаркеты показали отрицательный рост в обеих категориях. В супермаркетах и минимаркетах продажи брендированной продукции в категории влажных кормов для кошек растут примерно на 10%, а вот продажи ЧТМ падают.
Таблица 3. Средняя цена за кг (руб.) | ||||||
Офлайн | Гипермаркеты | |||||
MAT-2 | MAT-1 | MAT | MAT-2 | MAT-1 | MAT | |
Брендированная продукция |
228,7 | 234,4 | 235,9 | 199,4 | 208,5 | 217,3 |
Частные марки | 122,1 | 120,5 | 125,5 | 96,4 | 96,4 | 97,2 |
Супермаркеты | Минимаркеты | |||||
MAT-2 | MAT-1 | MAT | MAT-2 | MAT-1 | MAT | |
Брендированная продукция |
195 | 203,9 | 207,1 | 190,4 | 195,9 | 197,2 |
Частные марки | 102,4 | 103,8 | 109,6 | 109,2 | 109,3 | 112,5 |
Зоомагазины |
Онлайн | |||||
MAT-2 | MAT-1 | MAT | MAT-2 | MAT-1 | MAT | |
Брендированная продукция |
425,6 | 448,5 | 477,4 | 449,7 | 422,7 | 371,6 |
Частные марки | 698,1 | 747,9 | 802,4 | 414,9 | 526,9 | 478,6 |
Среди регионов самая высокая доля продаж брендированной продукции в категории влажных кормов для кошек отмечается на Дальнем Востоке — 99,5%. До недавнего времени она составляла все 100%.
Наибольший рост продаж брендированной продукции демонстрируют Волга — 7,6% и Урал — 6,8%, а частных торговых марок — Юг (4,9%).
Самые высокие цены за килограмм продукции влажные корма показывают в онлайне и в специализированном канале, причём это относится как к брендированной продукции, так и к ЧТМ.
Минимальная цена на влажные корма под ЧТМ зафиксирована в гипермаркетах — 97,2 рубля за килограмм.
В регионах самая высокая цена на брендированную продукцию держится на Дальнем Востоке — 285,5 рубля за килограмм, а на ЧТМ в Центре — 161 рубль за килограмм продукта.
Основные продажи брендированной продукции приходятся на упаковку до 190 граммов.
Среди ЧТМ в гипермаркетах почти все продажи кормов сосредоточились в категориях упаковки до 190 граммов (55,7%) и от 190 до 350 граммов (42,1%).
Больше всего ЧТМ в упаковке от 351 до 600 граммов продаётся в супермаркетах — 27,1% и минимаркетах — 26,1%.
Пауч — наиболее распространённая упаковка как среди брендированной продукции, так и среди ЧТМ. В зооканале и онлайне в продажах брендовых кормов также фигурируют продукты в банках — их продаётся в районе 20% от общего числа влажных продуктов во всех видах упаковки.
Среди частных торговых марок доля кормов в жестяных банках на офлайн-рынке достигает 28,1%.
Больше всего продуктов в ламистерах продаётся в гипермаркетах в сегменте ЧТМ — 10%.
Новинки влажных кормов для кошек
Наибольшее число новинок в категории влажных кормов для кошек в прошлом и текущем году на офлайн-рынке продавалось в сегменте кормов без указания дополнительных свойств — 78,2% и 95,2% соответственно. Среди специализированных кормов выделяются продукты для стерилизованных животных, доля продаж таких новинок составила 14% в 2020 году и 2,6% в текущем.
В онлайне среди новинок в специализированных продуктах в прошлом году лидировали корма для стерилизованных животных — 28,4% и для чувствительных — 10,3%. В текущем году среди новинок специализированного питания в продажах наибольшую долю составили корма для стерилизованных животных — 21,6%, а также корма для кошек с проблемами почек — 18,7%.
Почти 98% новинок текущего года на рынке продаётся в паучах. Наиболее распространённый вес — 190 граммов.
Таблица 4. Доля в продажах в категории (%) | ||||
Офлайн | Онлайн | |||
МАТ-1 | МАТ | МАТ-1 | МАТ | |
Основной ассортимент | 97,79% | 90,16% | 98,36% | 91,89% |
Новинки прошлого года | 2,2% | 6,1% | 1,6% | 6,9% |
Новинки текущего года | — | 3,8% | — | 1,2% |
Заключение
Сегмент влажных кормов для кошек растёт и специализируется. Своего максимума специализация ассортимента достигает в зооканале и онлайне. Наиболее востребованными специализированными продуктами аналитики считают корм для стерилизованных животных, для имеющих проблемы пищеварения, для чувствительных животных и кошек с проблемами почек.
Основными каналами продаж пока остаются зоомагазины и неспециализированная розница, но продажи активно смещаются в сторону онлайна, так что вполне вероятно, что это один из самых перспективных в будущем каналов продаж.
Пока в большинстве каналов продаются брендированные продукты, но доля ЧТМ растёт. Продажи в регионах демонстрируют примерно одинаковый профиль и кардинально не отличаются.
Самой популярной упаковкой для влажных кормов остаются паучи и жестяные банки.