Поиск

Всемирная экономика: итоги 2018 года и прогнозы на будущее

АВТОРЫ: Алексей Бакаев, Анна Соловьёва, Дэниел Соломон, Угне Салтените.

В основе данной статьи лежит аналитический материал, подготовленный компанией Euromonitor International в четвёртом квартале 2018 года. Аналитики рассмотрели и подытожили экономические показатели крупнейших ведущих и развивающихся стран.

Судя по всему, экономический рост во многих государствах мира достиг вершины в 2018 году и теперь постепенно начнёт замедляться. Мировой ВВП в 2018 году по предварительным оценкам вырос на 3,8% (и почти равен аналогичному показателю 2017 г.), в 2019–2020-м рост ВВП будет составлять около 3,5%.

Для ведущих экономик мира прогноз роста ВВП более сдержанный, чем в прошлые годы. Для 2018 года этот показатель останется стабильным (2,3%), но снизится до 1,8–2,0% ежегодно в последующие 2019–2020 гг.

На экономику развивающихся стран наиболее неблагоприятно повлияли ухудшение климата мировой торговли и состояние внешнего финансирования, а также низкое доверие инвесторов в отношении таких стран, как Аргентина и Турция. Прогнозируемый рост ВВП для развивающихся стран в 2018 г. – 5%, в два последующих года этот показатель снизится до 4,8%.

 

Глобальные риски

Прогноз глобальных мировых рисков ухудшился по сравнению с августом 2018-го. Причиной этому являются рост торговых препятствий, высокие политические риски и ухудшающееся состояние финансового рынка, что в дальнейшем может уменьшить рост как в экономически развитых, так и в развивающихся странах.

На сегодняшний день риски (индексы глобального риска) оцениваются следующим образом:

  • Глобальный спад – 65
  • Спад развивающихся экономик – 40
  • Глобальный кризис – 25
  • «Жёсткая посадка» китайской экономики – 22
  • Рецессия Еврозоны – 20
  • Тотальная торговая война США и Китая – 16
  • Брексит «без сделки» – 14
  • Кризис Еврозоны – 11
  • Глобальная торговая война – 11
  • Враждебная политика Трампа – 10
  • Корейский конфликт – 9

Индекс глобального риска показывает влияние возможных сценариев на мировую экономику и рассчитывается как степень влияния сценария, умноженная на его вероятность.

 

Обзор и прогнозы по отдельным странам

США
ВВП США увеличивался почти на 3% по сравнению с предыдущим годом в последние два квартала, что привело к некоторому пересмотру и улучшению более ранних прогнозов на 2018-й. Основная причина позитивного развития – лучшая, чем предполагалось, производительность по стране. Тем не менее, продолжают усиливаться торговые трения с Китаем. В сентябре США обложили 10%-м налогом импорт из Китая, который составил в 2018-м 200 млрд долларов. В 2019-м ставка возрастёт до 25%, если не будут достигнуты иные договорённости. Влияние этого фактора на ВВП незначительно, но рост тарифов в 2019-м должен снизить прогноз на 0,2 пункта.

Потребительские расходы всё ещё растут, и темпы этого роста выше, чем долгосрочные тренды, а бизнес-инвестиции всё ещё существенны. Однако эффекты налогового стимулирования, вероятно, сойдут на нет в 2019-м.

Согласно базовому прогнозу, рост ВВП в 2018 году достигнет 2,7–3%. В 2019-м этот показатель снизится до 2–2,8%, а в 2020-м – до 1,4–2,6%. В дальнейшем рост ВВП будет составлять 1,1–2,1% ежегодно в долгосрочной перспективе.

ЕВРОЗОНА
Прогноз по Еврозоне продолжает ухудшаться с августа. Пик экономического взлёта пришёлся на 2017 год, когда рост значительно превзошёл ожидания. По прогнозу Euromonitor, рост ВВП в 2018-м составит 1,9–2,1%, в дальнейшем этот показатель будет на уровне 1,4–2,2% в 2019 году и 1,1–2,1% в 2020-м. В долгосрочной перспективе 2021–2026 гг. рост ВВП будет оставаться в пределах средних значений 0,8 – 1,8%.

Состояние на рынке труда в регионе будет улучшаться, средний уровень безработицы близок к соответствующему показателю конца 2008 года. Инвестиции в бизнес продолжают расти быстрее, чем долгосрочные прогнозы, благодаря низкой стоимости финансирования (в большинстве стран за исключением Италии), высокому уровню прибыли и устойчивому совокупному спросу.

Тем не менее, рост потребления в Европе постепенно снижается, общий рост ВВП в третьем квартале 2018 г. снизился по сравнению с прошлым годом до 1,7%. Также наблюдается снижение доверия частного сектора. Спад глобального спроса и торговые прогнозы привели к ухудшению экспортных перспектив. Последние спады на рынке товаров Еврозоны ведут к тому, что экономические прогнозы по региону создаются в условиях серьёзной неуверенности в будущем.

ИТАЛИЯ
Новое итальянское правительство представило свой первый бюджет в конце сентября. Бюджетный дефицит составил 2,4% ВВП, что в три раза выше, чем 0,8%, намеченные предыдущим правительством. К настоящему времени итальянское правительство отказалось корректировать бюджет, поэтому в стране, вероятно, сохранится высокая кредитная ставка. Негативное влияние этого фактора на инвестиции в частный сектор превосходит в весе стимулирующие эффекты политики правительства и низкие налоги. В результате ожидается, что показатель роста ВВП в Италии за 2018 год составит 1% в 2018-м и 0,8% в 2019-м.

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ
Британская экономика выросла в третьем квартале 2018 года, рост ВВП по сравнению с показателями предыдущего года увеличился с 1,2% во втором квартале до 1,5% в третьем. Тем не менее, эти улучшения, в основном, были обусловлены необычайно тёплой погодой в стране.

Рост частного потребления по сравнению с предыдущим годом, ключевой двигатель позитивных изменений, вырос с 1,4% во втором квартале до 1,6 в третьем. Произошло это благодаря ускоренному росту заработной платы и более высокому покупательскому отношению в летний период. Инвестиции в третьем квартале оставались стабильными, их рост отсутствовал, тогда как экспорт вырос на 0,7% по сравнению с предыдущим годом.

После некоторого улучшения ситуации в летний сезон уровень потребления вновь упал в течение сентября и октября. В случае продолжения тенденции показатели быстрого роста заработной платы могут поддержать покупательский оптимизм. Тем не менее, доверие бизнеса в сентябре достигло минимума за последние два года. Неуверенность бизнеса в связи с предстоящим выходом из ЕС продолжит отрицательно воздействовать на инвестиции в бизнес.

В последующем экономический рост, как ожидается, будет угнетён. В 2018 году рост ВВП должен составить 1,4%, а в 2019-м – 1,5%. Возможность хаотического выхода из ЕС остаётся принципиальным риском для прогноза по Великобритании.

ЯПОНИЯ
Показатели японской экономики в последнее время поддерживались на высоком уровне благодаря устойчивым капитальным затратам компаний, переходящих на трудосберегающее оборудование, чтобы справиться с недостатком рабочей силы, а также развитию инфраструктуры в связи с грядущими Олимпийскими играми в Токио в 2020 году. Тем не менее, в третьем квартале 2018 г. в экономике начали ощущаться эффекты снижения темпов мировой экономики и китайско-американской торговой войны, а также влияние временных факторов, таких как природные бедствия, отрицательно влияющих на производство, туризм и покупательскую активность. В результате прогноз роста ВВП в 2018 года по стране – 1,1%, на 2019-й – 1,0%.

В последние месяцы инфляция превысила 1%, что явилось, главным образом, следствием высоких цен на топливо. Ритейл в стране имеет высокие экономические показатели, благодаря продажам в секторах техники, продуктов и одежды. В то же время в августе и сентябре реальная зарплата снизилась, сократив покупательскую платёжеспособность.

БРАЗИЛИЯ
Бразильская экономика продолжает медленно восстанавливаться, однако во втором квартале рост ВВП по отношению к предыдущему году составил только 1,0% из-за майской забастовки дальнобойщиков. Основной отрицательный эффект забастовка оказала на рост экспорта. Рост потребления и инвестиций также замедлились, хотя и в меньшей степени. Неровное восстановление экономики и явная нехватка осязаемых мер для её активного стимулирования обусловили менее оптимистичный прогноз, согласно которому рост ВВП составит на 2018 год 1,4%, а в 2019-м – 2,2%.

Ожидаемое ухудшение прогноза на 2018-й и 2019-й гг. по сравнению с предыдущими оценками обусловлено худшими, чем ожидалось, показателями за третий квартал 2018 года и жёсткой финансовой политикой. Доверие частного сектора снизилось в связи с президентскими выборами, спадом промышленного производства в сентябре и возросшей инфляцией. Это привело центральный банк к вынужденной необходимости поднимать кредитную ставку.

Президентская гонка закончилась 28 октября избранием Жаира Болсонару, крайне правого конгрессмена. Доверие инвесторов и потребителей, которое начало восстанавливаться на фоне этих новостей, укрепило бразильский реал после того, как он достиг исторического минимума в сентябре.

Несмотря на то, что новое правительство Жаира Болсонару, судя по всему, намеревается проводить политику более благоприятную для частного сектора и инвесторов, оно сталкивается с заметными законодательными препятствиями из-за несогласий с Конгрессом.

В последние месяцы инфляция остаётся приблизительно на уровне, намеченном правительством, в 4,5%, и ожидается, что этот показатель будет сохраняться для всего 2018 года и в 2019 году.

РОССИЯ
Реальный ВВП России продолжал расти во втором квартале 2018 года, рост составил 1,9% по сравнению с предыдущим годом (в первом квартале 2018 г. этот показатель оценивался в 1,3%, а в четвёртом квартале 2017-го – в 1,0%). Как и ранее, наибольший благоприятный эффект на развитие экономики оказала динамика цен на нефть. Средняя цена нефти марки Brent во втором и третьем кварталах 2018 г. составила около 75 долларов за баррель, что почти на 50% больше, чем в предыдущем году.

Чистый экспорт был основным двигателем экономики и во второй половине 2018 г. Предпосылками к этому являлись, в основном, увеличение экспорта углеводородов, снижение импорта на фоне ослабления рубля и снижение инвесторской активности после окончания крупномасштабных строительных проектов. С июля страны ОПЕК+, в основном Саудовская Аравия и Россия, начали увеличивать добычу, чтобы компенсировать нехватку нефти на рынке, возникшую в результате прекращения экспорта из Ирана.

Растущее потребление, а также увеличение доходов от экспорта стало основным фактором увеличения роста ВВП во втором квартале. Рост потребления поддерживался восстановлением реальной зарплаты и потребительским кредитованием. Существенное стимулирующее влияние на развитие кейтеринга, транспорта и гостиничных услуг роль сыграло проведение чемпионата мира по футболу.

В третьем квартале рост ВВП снизился, в основном, в результате неблагоприятной ситуации в сельском хозяйстве (урожай этого года значительно хуже, чем в прошлом) и затуханию эффектов, связанных с чемпионатом мира.

Показатель роста ВВП за 2018 год ожидается на уровне 1,7%, в 2019-м и 2020-м он снизится до уровня 1,5% ежегодно.

ИНДИЯ
Экономика страны шагнула вперёд темпами, не виданными в два предыдущих года. Во втором квартале рост ВВП по сравнению с аналогичным показателем предыдущего года увеличился на 8,0%. Это свидетельствует о том, что Индия окончательно оправилась от шока, вызванного демонетизацией и изменением НДС.

Рост ВВП был подкреплён устойчивым увеличением затрат частных потребителей, которое возросло во втором квартале 2018 г. до 7,9% по сравнению с 7,2% в первом квартале. Рост инвестиций при этом снизился с 13,8% в первом квартале до 10,4% во втором, тем не менее, этот фактор остался сильным экономическим двигателем. В то же время рост потребления услуг государственного сектора снизился примерно наполовину, а показатели чистого экспорта продолжают «тянуть» общий рост вниз.

Растущие цены на нефть привели к расширяющейся торговой лакуне, поскольку Индия является зависимой от нефтяного импорта. 12-месячный торговый дефицит достиг 175,9 млрд долларов США в августе 2018-го, уровня, не виданного несколько лет. Чтобы сузить несбалансированность внешнего сектора и поддержать рупию, чьё состояние весьма бедственно, индийское правительство повысило таможенные пошлины на ряд импортируемых товаров объёмом 12 млрд долларов и урезало топливные сборы, чтобы смягчить воздействия колеблющихся цен на нефть.

Хотя растущие цены на нефть и ухудшают прогноз по Индии, рост ВВП, вероятно, останется на уровне 7,7% в 2018 году и составит 7,6% в 2019-м.

КИТАЙ
Темпы развития китайской экономики постепенно снижались в течение 2018 г., рост в течение трёх первых кварталов составил в среднем 6,7%. Рост напряжённости в торговых отношениях с США и связанная с этим неуверенность стала ключевым фактором в ухудшении прогноза. В сентябре США обложили 10% налогом импорт из Китая, который составил в 2018-м 200 млрд долларов, в 2019-м ставка возрастёт до 25%. В результате прогноз на 2019-й ухудшился на 0,2 процентных пункта.

Большинство последних изменений в экономике находятся в соответствии со сценарием «мягкой посадки», что согласуется с предыдущими долгосрочными прогнозами по снижению темпов развития, поскольку Китай продолжает оставаться страной с развивающейся экономикой, имеющей более низкий «догоняющий» потенциал.

Согласно базовому прогнозу, рост ВВП в 2018 году составит 6,5–6,7%, в 2019 г. – 5,6–6,6% и в 2020-м – 5,2–6,6%. Долгосрочный прогноз роста ВВП на 2021–2025 гг. остаётся на уровне 4,8–5,8% ежегодно.

 

Заключение

Ухудшающееся состояние глобального финансового рынка увеличивает риск спада развивающихся экономик и даже всемирного кризиса. В сочетании с ухудшением на финансовом рынке Еврозоны и напряжённостью итальянской налоговой политики это увеличивает вероятность плохих сценариев для Европы.

Демократическое большинство в Конгрессе США на сегодняшний день является фактором, который уменьшает шансы на разрушительные политические действия Трампа. Риск всемирной торговой войны также значительно снизился после возникновения Соглашения США, Мексики и Канады (USMCA) и торговых переговоров с ЕС.

Тем не менее, торговые риски не исчезли полностью и на сегодняшний день сфокусированы главным образом на отношениях США и Китая, где всё больше возрастает возможность торговой войны между двумя странами.