Поиск

Ввоз кормов и кормовых добавок: Россельхознадзор отвечает на вопросы

россельхознадзор корма

Россельхознадзор – один из главных ньюсмейкеров для зооиндустрии последних двух лет. И вопросов к ведомству у бизнеса накопилось много. На некоторые из них нам ответила пресс-служба РСН. 

О ГМО и безопасности

– Обнаружение незарегистрированных ГМО в кормах для кошек и собак, несоответствие состава корма заявленному на упаковке, вопросы прослеживаемости сырья – проблемы последних 2–3 лет в зообизнесе в России. С чем связан рост требований государственного ведомства к качеству кормов и кормовых добавок для непродуктивных животных? Можно ли говорить, что это исключительно проблема импорта кормов, или такие же вопросы есть и к локальному производству?
– Указанные нарушения требований к безопасности и качеству кормов для собак и кошек выявлялись и ранее, причём они характерны не только для рынка Российской Федерации, но и для всех стран, в которых осуществляется масштабный оборот такой продукции. Государственные требования к ним не росли в последние годы. Увеличение числа сообщений о нарушениях при обороте кормов для собак и кошек в информационном пространстве связано с другими факторами:

– с ростом количества потребляемых кормов;

– с улучшением оснащённости частных и государственных лабораторий, проводящих исследования продукции;

– с большей прослеживаемостью товаров в мировом масштабе.

Локальное производство, если оно использует местное или собственное сырьё, снижает для себя риски ошибок с составом кормов.

– Как быть производителю, если в составе продукта обнаруживаются ГМО «на уровне фона», то есть в очень незначительных количествах? В ряде случаев это может быть так называемый фоновый след ингредиентов, которые используются на этом заводе, но не в данном продукте, или тех, что попали в сырьё при транспортировке.
– Если содержание ГМО не превосходит 0,5%, это не влияет на фундаментальные показатели безопасности продукции и формально все требования соблюдаются.

Однако следует учесть, что многие общественные организации (экологические, зоозащитные, потребительские) считают, что в такой продукции для собак и кошек не должно быть даже следов ГМО. Они заказывают исследования на их наличие, в том числе в государственных лабораториях. Таким образом, производитель кормов сам определяет приемлемость следовых количеств ГМО для своих потребителей и производства. Например, российские компании-изготовители, которые задались целью не допустить попадание ГМО ни при каких условиях (включая производство «органической» продукции), используют для этого отдельные производственные линии, где никогда не ведётся переработка ГМО.

О соответствии состава продуктов заявленному на упаковке

– Почему для анализа компонентного состава продуктов в России выбран анализ на ДНК? Данный анализ является качественным или количественным? Существуют ли альтернативные варианты определения состава кормов?
– Методы исследования на ДНК* для определения компонентного состава продукции выбраны из-за сочетания их относительной универсальности, высокой точности и скорости. Они хорошо поддаются стандартизации. Последнее очень важно для государственного контроля, особенно в рамках не одной страны, а сразу нескольких (например, в ЕАЭС, ЕС), и на международном уровне. Проводится качественная оценка.


* Исследования проводятся методом ПЦР.


Альтернативные методы существуют, но они обладают существенными недостатками – меньшей точностью, большими сроками проведения испытаний.

– Существующий ГОСТ Р 55984-2014 позволяет производителям «в случае, если массовая доля составного компонента (содержащего два и более компонентов) составляет не более 2%, не указывать входящие в него компоненты, за исключением гормонов, лекарственных средств и стимуляторов роста». Если обнаруживаются компоненты, не заявленные в составе, но их доля менее 2% от состава, является ли это нарушением? И как быть производителю в этом случае?
– В данном случае в первую очередь следует обратить внимание на деятельность предприятий по производству кормов, особенно высококачественных. Они стремятся указывать на маркировке товаров все входящие в их состав компоненты, даже если их содержание намного меньше 2%. Это обусловлено, с одной стороны, стремлением производителя показать богатство рецептуры, витаминно-минеральный состав, наличие компонентов для «здорового питания» животных, а с другой стороны – требованиями потребителей владеть исчерпывающей информацией о корме. Наиболее логичным поведением является указание полного состава продукции.

Данные о компонентах, содержащихся в процентном соотношении ниже 2%, ветеринарные службы зарубежных стран могут представить в дополнительных материалах, и тогда Россельхознадзор проведёт соответствующую оценку безопасности продукции, по результатам которой будет принимать решения.

В целом при выявлении несоответствий в продукции Россельхознадзор, в первую очередь, направляет предупреждения в адрес компетентных ведомств других стран.

– Как российский зообизнес может помочь государственному ведомству в решении существующих проблем с составом кормов?
– Лучшая помощь – надлежащий собственный контроль всего закупаемого сырья, особенно происходящего из стран, где разрешено выращивание ГМО. А также тщательный контроль готовой продукции.

Россельхознадзор на неоднократно проводимых совещаниях с участниками зообизнеса доносил информацию о необходимости обеспечить на предприятиях функционирующую систему контроля, доработку HACCP** и приведение сведений в маркировочных этикетках в соответствие с реальным составом кормов.


HACCP (ХАССП) — это система, предназначенная для выявления, анализа, контроля и управления рисками при изготовлении пищевой продукции.


В ходе мониторинговых лабораторных исследований зарубежных кормов Россельхознадзор выявляет многочисленные случаи несоответствия заявленному производителем составу, а также незаявленные и незарегистрированные ГМ-компоненты.

Нарушения в составе продукции, такие как занижение содержания витаминов, подмена заявленных изготовителем ингредиентов на компоненты более низкого качества, могут негативно отразиться на здоровье животных и вводят потребителей в заблуждение.

Фальсификация информации о реальном составе корма и производителе используемого сырья создаёт риск заноса с такой продукцией опасных болезней животных, вспышки которых регулярно регистрируются за рубежом.

В связи с этим необходима полная прослеживаемость товаров, поступающих из других стран.

– Какие действия РСН будет предпринимать в отношении недобросовестных производителей? Какие меры воздействия к ним будут применяться?
– Россельхознадзор неоднократно доносил информацию до ветеринарных служб других стран о фиксируемых нарушениях и просил принять меры. Однако в ряде случаев данная просьба была проигнорирована. В настоящий момент продолжают обнаруживаться несоответствия компонентному составу импортируемой продукции.

Так, всего в 2021 году и с начала 2022 года Россельхознадзор выявил 290 случаев несоответствий компонентному составу кормов при их поставках из-за рубежа.

Изначально служба направляет предупреждения в адрес компетентных органов других государств. В них указывается, что в случае продолжения подобных выявлений будут применяться меры к производителям-нарушителям. При повторных случаях Россельхознадзор вводит режим усиленного лабораторного контроля за кормами недобросовестных компаний. Если в дальнейшем компетентный орган не предоставляет результаты проведённого расследования по выявленным несоответствиям, а случаи выявлений продолжаются, Россельхознадзор вводит ограничения на поставки продукции таких предприятий.

Дальнейшие решения принимаются на основании проводимой ветеринарными органами других стран работы по устранению нарушений, выявленных Россельхознадзором в ходе мониторинговых лабораторных исследований и выездных инспекционных проверок.

О будущем

– Отсутствие стандартов и нормативов в производстве кормов для непродуктивных животных, их безопасности – проблема отрасли. Каких изменений вы ожидаете в этом плане в ближайшие годы и как это повлияет на существующие проблемы зооиндустрии?
– В настоящий момент Россельхознадзор совместно с другими компетентными ведомствами стран ЕАЭС работает над проектом технического регламента Евразийского экономического союза «О безопасности кормов и кормовых добавок».

Также служба работает над дополнением перечня мер регулирования, применяемых уполномоченными органами государств – членов ЕАЭС к товарам, ввозимым на таможенную территорию союза. Перечень был утверждён Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. №317.

Кроме того, Россельхознадзор планирует внести изменения в национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 55984-2014 «Корма для непродуктивных животных. Маркировка» в части уточнения видовой принадлежности компонентов животного происхождения, указываемых в маркировке.

Все эти действия направлены на то, чтобы конечный потребитель был уверен в качестве и безопасности кормовой продукции.

– В марте заканчиваются временные разрешения на ввоз кормов и кормовых добавок в Россию. Каков прогноз на восстановление импорта кормов после марта 2022 года? И каковы будут дальнейшие действия РСН?
– Дальнейшие действия Россельхознадзора будут зависеть от работы, проведённой ветеринарными службами зарубежных стран. В частности, речь идёт о предоставлении компетентными органами других государств материалов об устранении нарушений, выявленных Россельхознадзором при лабораторном контроле кормовой продукции и выездных инспекционных проверках.


Благодарим пресс-службу Россельхознадзора за сотрудничество и предоставленные материалы.