Поиск

Якуб Колеса: «Сейчас вся власть у покупателя»

Текст: Татьяна Катасонова
Фото: Из архива Royal Canin

В августе прошлого года генеральным директором Royal Canin в России и Республике Беларусь был назначен Якуб Колеса. Мы познакомились с новым руководителем российского подразделения и задали ему несколько вопросов.

– Якуб, какие у вас первые впечатления о российском зоорынке и о месте Royal Canin на нём?
– Royal Canin разрабатывает и производит рационы для здорового питания кошек и собак, имеет на российском рынке очень существенную долю в продажах специализированных кормов и диет. Мы тесно взаимодействуем с зоорозницей, ветеринарными клиниками и заводчиками. Именно они рекомендуют наши продукты конечным потребителям.

Мы постоянно работаем с ветеринарным сообществом, считаем важным помогать развитию этого бизнеса, подготовке профессиональных кадров. Так, например, мы запустили долгосрочный образовательный проект для студентов ветеринарных вузов, который позволит им подготовиться к особенностям лечения кошек и собак.

В России достаточно сильные традиции, связанные с профессиональным разведением животных. Это очень интересный и динамичный рынок, и наша основная цель — поддерживать эту деятельность, делая акценты на правильных стандартах разведения.

Если же рассматривать конечных потребителей, то российский рынок уникален: нет других регионов, в которых на долю кошек приходилось бы до 70% продукции Royal Canin. Безусловно, в каждой стране есть очень глубокая эмоциональная связь между владельцем и его питомцем, но именно в России мы видим, насколько люди обожают своих любимцев. Это очень кошачий рынок.

Также мы наблюдаем, что буквально каждый в России, у кого есть домашнее животное, стремится получить как можно более полную информацию о том, как нужно правильно ухаживать за своим питомцем. Владельцы открыты к новым знаниям. Они готовы их получать и в зоомагазине при покупке продукта, и при посещении ветеринарной клиники или заводчика, и на тематических форумах и прочих площадках в интернете. И этот спрос на знания говорит в том числе о том, что нужно повышать квалификацию ветврачей, заводчиков и консультантов в точках продаж. Мы обладаем огромным объёмом знаний в области питания и здоровья кошек и собак и готовы ими делиться, оказывать специалистам образовательную поддержку.

– Вы новый человек в российской команде. Будете ли вы что-то менять, выстраивать другие отношения между сотрудниками? Есть ли у вас какой-то особый управленческий подход?
– Безусловно, у каждого руководителя свой собственный стиль управления. На мой взгляд, главное — это сильная команда, объединённая вокруг ключевых стратегических приоритетов — очень чётких и понятных для сотрудников компании. В ближайшие годы бизнес Royal Canin в России продолжит развиваться. Мы будем реализовывать новые инициативы, чтобы наши рационы продолжали быть лучшим выбором для владельцев, желающих видеть своих питомцев здоровыми и активными. Мы уверены – питание должно быть первым лекарством.


Карьера Якуба насчитывает 25 лет успешной работы на различных руководящих позициях в таких компаниях, как Gillette, Coty, Dutch Master и ряде других.
К компании Mars он присоединился в 2011 году в качестве директора подразделения Multisales в Чехии и Словакии.
В 2015 году перешёл на должность генерального директора Royal Canin в Великобритании и Ирландии.
По образованию Якуб Колеса биотехнолог. В течение шести лет он учился по бизнес-программе MBA в Великобритании и в 2007 году получил степень.


– Как вы оцениваете российскую команду? Всё ли тут, как вы хотите, или приходится что-то менять под себя?
– Могу сказать, что команда просто фантастическая! Все сотрудники российского подразделения Royal Canin в России и Беларуси, подчеркну — я говорю не только о руководителях, имеют безупречную репутацию среди представительств компании в других странах. Это связано и с тем количеством проектов, которые коллеги умудряются осуществлять в России, и с их результативностью.

Все работают очень слаженно, усердно и быстро. И самое главное — с чётким пониманием своих обязательств.

– Какие первые шаги вы планируете сделать на новом месте?
– Значительную часть прошлого года я посвятил погружению в специфику российского рынка и особенностей нашего бизнеса здесь. Я успел посетить четыре филиала компании. Например, был в Екатеринбурге и Новосибирске. Очень важно понимать, что региональные рынки сильно отличаются от московского, поэтому я продолжу поездки в регионы, знакомство с локальной спецификой и нашими партнёрами.

Сейчас важно правильно расставить акценты, определить наши стратегические приоритеты и заняться их реализацией. Мы должны настроиться на одну волну, «сверить часы». Я уверен, что принципы и убеждения, на которых строится работа компании, и наша бизнес-модель приведут нас к успеху.

Мы готовы и будем поддерживать наших партнёров в быстро меняющейся деловой среде. Диджитализация нашей жизни во многом негативно сказывается на нас, однако одновременно открывает огромные возможности. В этом мы не отличаемся от других бизнесов.

Мы знаем — потребитель становится всё более требовательным, его ожидания постоянно и очень быстро меняются. Сейчас вся власть у покупателя.

– Якуб, расскажите, пожалуйста, немного о себе, о своей семье.
– У меня есть брат-близнец, ещё один брат и сестра. По натуре я интроверт, но когда твоё детство проходит в такой большой семье, то волей-неволей приходится бороться за своё место (смеётся). Я счастливый отец троих сыновей.

– Чем они занимаются?
– Старший сын, которому 19 лет, учится в Великобритании, средний (16 лет) изучает искусство во Франции, а младший (12 лет) живёт в Праге со своей мамой. Мои сыновья являются центром моей жизни, и я регулярно путешествую, чтобы продолжать видеться с ними на выходных.

– Где вы учились, где работали?
– Когда я был маленьким, наша семья жила на Кубе, где очень развито производство пива. Мой план состоял в том, что я выучусь в Чехии на пивовара и вернусь в Латинскую Америку, чтобы заняться производством этого пенного напитка. Так что своё первое высшее образование я получил в области пищевых биотехнологий. Моя специализация — производство пива.

Когда в 1989 году в Чехословакии случилась бархатная революция, мой дедушка, который был театральным актёром, выделил нам с братом-близнецом небольшую сумму денег для создания своего дела. Нам было по 18 лет, и мы думали, что отличная идея — это продажа книг. Так появился мой первый бизнес-проект — небольшой магазин.

Уже значительно позже я понял, что хочу заниматься управлением. Семь лет ушло на получение бизнес-образования в Великобритании, и в 2007 году, имея диплом МВА, я получил свою первую должность в качестве генерального директора компании Dutch Masters/Sara Lee.

В компанию Mars я пришёл в 2011 году, а в марте 2015 года переехал в Великобританию и присоединился к Royal Canin. Тогда в моей жизни произошли большие перемены: новая страна и новая должность в новой компании. И вот спустя четыре года появилась возможность приехать в Россию. Это было для меня ожидаемое изменение, которого я хотел.

– Вы хотели именно в Россию?
– Я рассматривал возможность перехода на глобальном уровне, вакансия в России появилась неожиданно. Никто заранее о ней не знал. Но у меня не было никаких сомнений, что это именно то интересное место, которое я хочу занять.

– А вы бывали до этого в нашей стране?
– Да, у меня однажды был длинный уик-энд в Санкт-Петербурге (смеётся).

– Как вы относитесь к домашним животным? Есть ли у вас сейчас питомец?
– Когда мы жили в Латинской Америке, вокруг нас всегда были кошки, так что любовь к ним у меня с самого детства. Кроме того, я в своей жизни всегда много путешествовал, и поэтому мне больше подходят именно эти животные. Они более независимые, чем собаки, и лучше вписываются в мой плотный график.

Последний питомец, который у меня был, — британский короткошёрстный кот Стюарт. Это было удивительное создание, может быть, не очень ласковое, но просто замечательное во всех остальных отношениях. Уверен, что питомец — либо кошка, либо собака — вновь вернётся в мою жизнь.

Якуб Колеса в специальной «котокомнате» в московском офисе Mars.

– Вы хотите породистое животное или из приюта?
– Последние три моих кошки были из приюта, в том числе и Стюарт, которому было 10 лет, когда умер его прежний хозяин, и мы дали ему второй дом. Скорее всего, эту традицию я продолжу. Планирую обязательно посетить выставку-пристройство кошек из приютов, которую наша команда Royal Canin организует совместно с фондом «Подарок судьбы».

– А чем вы увлекаетесь помимо работы? Есть ли у вас хобби?
– Я увлекаюсь горными лыжами, но боюсь высоты. Поэтому выбираю не очень сложные трассы, без экстрима.

Напомню, что у меня три сына, и это всегда помогало мне быть подвижным. Но сейчас, когда мы живём в разных странах, нужно уже самому как-то поддерживать былую активность. Кстати, это хорошая возможность найти себе новое хобби. Нужно об этом подумать (улыбается).

А ещё я театрал, люблю хорошие книги, кино и еду. Согласитесь, Москва — прекрасное место для меня.

– Я знаю, что в компании вас называют просто Куба, и с этим именем связана какая-то история. Можете её рассказать?
– Всё началось, когда я работал в Великобритании. У коллег были большие проблемы с тем, чтобы правильно произнести мои имя и фамилию — Jakub Kolesa, и все стали называть меня просто Куба. Трудно сказать, повлияло ли на это то, что они узнали о моём кубинском детстве, или это просто стечение обстоятельств.

Но скажу вам по секрету, что в Чехии всех, кого зовут Якуб, коротким именем называют Куба. Так что это касается не только меня (смеётся).

– Что для вас важнее: продукт, который производит компания, или та миссия, которую она несёт?
– Мне кажется, эти два момента достаточно сложно разделить.

Royal Canin обладает тремя важными качествами. Первое — это рецептура. Продукт, который мы производим, отличается высоким качеством и хорошо работает. Сегодня все сотрудники относятся к этому как к чему-то должному, но на самом деле это очень большая работа, которая была проделана компанией.

Второй важный момент — это уникальный портфель продукции для работы с особыми каналами: заводчиками, ветеринарами и зоомагазинами. Для этого в компании создана сильная разносторонняя команда. У нас есть сотрудники, которых привлекает динамика ведения бизнеса, есть те, кто занимается разведением животных, есть люди с ветеринарным образованием, которым интересен именно этот сегмент деятельности.

И если есть выдающийся продукт, уникальная комбинация людей, которые работают в компании, определённые каналы продвижения, то становится очевидной третья особенность, которая отличает Royal Canin от других компаний, — то, как мы принимаем решения. Мы изо всех сил стараемся, чтобы все выгоды от нашей работы получало именно домашнее животное.

Я ранее никогда не работал в компании, чья миссия была бы столь ярко и чётко сформулирована: питомцы делают нашу жизнь лучше, и нам нужно отвечать им взаимностью. Вот наша цель, наше предназначение — делать мир для домашних животных лучше.