Поиск

Гендиректор COLLAR Company Юрий Синица: «Иди туда, где страшно»

Гендиректор COLLAR Company

Беседовала: Юлия Долженкова
ФОТО: Предоставлены компанией Collar

Юрий Синица — основатель и генеральный директор COLLAR Company, обладатель PET ICON AWARDS*, вместе со своей компанией пережил несколько экономических кризисов, каждый из которых он считает этапом в развитии своего бизнеса. Сегодня Юрий известный во всём мире бизнесмен, «селф-мейд-мен» с инновационным мышлением. Его часто приглашают рассказать о своем бизнес-опыте, производстве и новаторских продуктах. Совсем недавно Юрий выступил на онлайн-антиконференции Visotsky Consulting с презентацией на тему «Иди туда, где страшно: как развивать компанию в условиях кризиса». Сегодня он делится с нами своим антикризисным опытом и методами преодоления трудных ситуаций.


* PET ICON AWARDS — премия, вручаемая известным американским журналом Pet Age, среди производителей, более 20 лет занимающихся зооиндустрией. Кандидаты со всего мира оцениваются за их опыт, целостную стратегию и лидерские качества.


– Юрий, а почему такая тема для выступления? Невозможно молчать?
– Когда твой опыт может помочь коллегам по бизнесу, то, конечно, молчать невозможно! За 25 лет работы COLLAR Company пережила четыре кризиса: в 1998, 2004, 2008, 2014 годах, сегодняшний — пятый. В ситуации кризиса всегда искали и находили «точку страха» и шли туда, находя возможности роста для бизнеса. Если обратиться к метафоре и представить нашу обычную жизнь в виде лодки, плывущей по реке, то, когда наступал кризис, мы старались грести в десять раз быстрее.

В 2008 году мы приняли решение идти по новому для нас пути. До этого времени COLLAR Company занималась импортом разных брендов, была дистрибьютором товаров, имела собственное производство. Проанализировав работу, мы поняли, что нужно развивать своё производство и создавать собственные продукты. Это было страшно — доля чужих товаров в нашем портфеле была около 45%, но мы приняли это решение буквально перед самим кризисом, когда валюта взлетела в цене.

Вначале мы, конечно, «провалились» на 40%, но уже в следующем году валовый доход COLLAR Company, только за счёт собственных продуктов, вырос на 30%. Мы разработали концепцию «Только инновации» — и это позволило нам развиваться очень быстро. Ведь в любом кризисе, за счёт девальвации местной валюты, производители всегда имеют преимущество перед импортёрами.

Во время кризиса 2014 года мы приняли решение развивать экспорт. Был страх потерять внутренний рынок из-за снижения покупательной способности. Боялись потерять много денег, потому что выход на внешние рынки — это всегда огромные инвестиции: посещение выставок, открытие филиалов, маркетинг. Но мы пошли по этому пути. Благодаря такому решению мы успешно пережили кризисный период. Валютная выручка помогла увеличить валовый доход.

– Какие ресурсы сегодня помогают COLLAR Company справиться с кризисом?
– Основная опора при преодолении любого кризиса — это команда. Первое, что должен сделать владелец бизнеса, — это сплотить свою команду, возможно, даже объявить «чрезвычайную ситуацию», чтобы мобилизовать сотрудников на нестандартные решения и действия.

Я опасался, что если в этом кризисе мы оставим сотрудникам прежний режим работы, то при падении валового дохода компании это приведёт к тяжёлым экономическим последствиям. Пока компании вокруг сокращали штат и уменьшали зарплаты, мы пошли по другому, более эффективному пути: пересмотрели функционал каждого отдела и сфокусировали сотрудников на конкретных задачах, которые здесь и сейчас могут принести пользу.

COLLAR Company

Личное общение с сотрудниками COLLAR Company и чётко поставленные задачи вдохновили людей. Команда сплотилась и начала мыслить по-другому. Сотрудники начали брать на себя дополнительные функции и предлагать собственные антикризисные идеи. Первым удачным решением можно назвать инициативу отдела обучения COLLARHELP, цель которой — поддержать сотрудников компании в условиях самоизоляции, снять у них эмоциональное напряжение, настроить на результат и принятие эффективных решений.

Ещё одной нестандартной инициативой стал конкурс от департамента PR «История твоего WAUDOG». Поводом для него стал тот факт, что в связи с карантином участились случаи отказа от домашних питомцев, передача их в приют и т. д. Участники конкурса публикуют в соцсетях истории появления у них питомцев, говорят о том, как домашний любимец изменил их жизнь, сделал счастливее .

Все участники, опубликовавшие историю, получают в подарок умный адресник WAUDOG с QR-паспортом.

– Что делает COLLAR Company, чтобы помочь торговым партнёрам во время кризиса?
– Когда начался карантин, мы понимали, что если клиенты не будут работать, то прекратит работу и наша компания. Поэтому вместе с партнёрами по зообизнесу мы добились открытия зоомагазинов в Украине, начав кампанию «Они тоже хотят кушать». В России за это боролись и добились положительного решения «Зооинформ», АПК, СПЗ и ведущие предприятия отрасли, в том числе ООО «Коллар». Работа зоомагазинов позволила многим операторам зоорынка продолжить деятельность.

На период кризиса мы предложили нашим клиентам гибкие условия сотрудничества и уникальные акции на имеющийся у них ассортимент. Так мы влияем на их продажи в период кризиса. Вообще за эти полтора месяца мы запустили для наших клиентов в двадцать раз больше акций, чем обычно запускаем за похожий период.

Также мы вывели на рынок новые продукты амуниции WAUDOG Design DC Comics с девизом «Супергерои спасут мир», которые привлекают покупателей в магазины клиентов. COLLAR Company подписала контракт с корпорацией Warner Bros. Мы первые на рынке Европы выпустили амуницию для домашних животных с Суперменом, Бэтменом, Джокером и другими героями DC Comics.

WAUDOG Design DC Comics

Сервисы компании стали более клиентоориентированными, и их стало больше. Например, вебинары для клиентов мы теперь проводим в два раза чаще — раз в две недели. Обсуждаем полезные, актуальные темы: как зоомагазину работать во время карантина, как переходить в онлайн и т. п.

Качественно изменилось наше взаимодействие с партнёрами. Стало больше личного общения с ними, при звонке или визите всегда интересуемся, как у клиента дела, стараемся морально поддержать их в трудной ситуации.

– Как повлияли карантинные ограничения на процесс разработки и производства продукции?
– Основная концепция COLLAR Company — это разработка инновационных продуктов. Это сложнее в реализации, но эффективнее и более значимо стратегически. Поэтому мы приняли решение не замораживать работу отдела развития на период карантина, а в разы усилить его. За полтора месяца мы выпустили в несколько раз больше наименований, чем за любой другой такой период — более 200 SKU.

продукция COLLAR Company

Чтобы не сокращать персонал производства, стали выполнять нестандартные для нас заказы. За апрель произвели 200 000 медицинских масок, чем помогли медучреждениям страны и загрузили производство работой. Для локального рынка мы выпустили антикризисные продукты — стильные маски для лица с принтами, санитайзер и защитные экраны для продавцов и ветврачей. И мы делали это очень быстро.

Пересмотрели планы производства. Любой продукт требует инвестиций и для производства, и для рекламы, чтобы оптимизировать работу, сегодня мы выделили категорию продуктов, которые требуют минимальных вложений, а комплектующие для них можно купить внутри страны или договориться с поставщиками об отсрочке.

– Юрий, понятно, что мотивирует в бизнесе, а что вдохновляет в жизни?
– Десять лет назад у COLLAR Company появилась мечта — построить для родного города стадион. У нас не было ни денег, ни опыта, но мы понимали важность задачи: за последние сорок лет в Чернигове не было построено ни одного спортивного объекта.

За пять лет мы с братом объездили более сотни стадионов по всему миру. Выбирали небольшие стадионы, в той концепции, которую планировали реализовать. Просто приходили, стучались и говорили: «Здравствуйте, мы из Украины, хотим построить стадион, расскажите, как это сделать, поделитесь секретами, проведите экскурсию». К нашему удивлению, люди рассказывали и показывали.

Нам удалось убедить город выделить землю. Проект стадиона был потрясающим и на тот момент не имеющим аналогов в Украине. А когда в 2017 году COLLAR Company построили первую очередь — оказалось, что это единственное (кроме центрального стадиона) в области полноразмерное поле с освещением, раздевалками и душевыми. Через год мы открыли детскую спортивную школу: сейчас в ней занимается более 160 детей. Ещё одна наша мечта — это профессиональная футбольная команда, и мы уже подали документы в профессиональную лигу.

Неважно, есть ли у вас деньги, опыт, знания и команда. Главное, чтобы были мечта, цель и желание её достичь. Вот это и вдохновляет!

Стадион COLLAR Company
Стадион, построенный в Чернигове, — место притяжения для всех любителей футбола.

– Как бы ты описал успешную стратегию преодоления кризиса исходя из собственного опыта?
– Для меня лично и в COLLAR Company эта стратегия укладывается в три необходимых шага к цели.

Первый — это ответить себе на вопрос: «Действительно ли я этого хочу?» То есть определить для себя приоритетное направление деятельности. Это работает как в бизнесе, так и в жизни.

Следующий шаг — это вопрос: «Где будет страшнее всего на пути к моей цели?». Вы определяете узкое, требующее вашего внимания место.

И третий — сделать шаг в сторону своего страха. Когда вы делаете этот шаг, всё становится намного проще и вы начинаете видеть возможности.

Я много читаю, адаптирую идеи из книг под COLLAR Company и применяю на практике. Тем, кто занимается производством, я бы рекомендовал прочитать книгу, которая много лет назад перевернула моё мировоззрение, «Цель» Элияху Голдратта.

– Как изменится в связи с кризисом ваш сегмент рынка, что в нём будет происходить?
– Я думаю, что в ближайшее время отношение к домашним питомцам будет гуманизироваться, а значит, они станут неотъемлемой частью нашей жизни, нашей семьи. Будут востребованы продукты, которые подчёркивают и укрепляют эмоциональную связь владельца с питомцем. Уникальный аксессуар, индивидуальный дизайн на ошейнике, который нравится владельцу, Family look style: спрос будет изменяться от масс-маркет к персонализации продукта под индивидуальные запросы клиентов.

Радует, что за время карантина, например, в Британии и США в разы увеличилось количество пристроенных из приютов бездомных животных. Люди хотят быть более счастливыми, заботясь о своих питомцах. А рынок зоотоваров им в этом помогает.

Собака Юрия Синицы
Собака Юрия, кане-корсо Лилу — тоже член команды Collar: тестирует новинки, позирует на выставках, а ещё вдохновляет своего хозяина и делает его счастливым.

– Какие уроки, может извлечь отрасль домашних животных из кризиса, связанного с коронавирусом?
– Главное, на мой взгляд, это необходимость быть готовыми быстро реагировать на изменения рынка. Потребительский спрос может резко меняться — соответственно, как COLLAR Company, так и другим компаниям нужно быстро выводить на рынок новые актуальные продукты.

Производителям нужно быть гибкими и принимать решения в интересах своих клиентов. Ведь когда на рынке кризис, то этот кризис касается всех: компаний-производителей, дистрибьюторов и зоомагазинов.

В целом кризис показал, что зоомагазины важны для общества не меньше продуктовых супермаркетов. Нам нужно быть готовыми обеспечить потребителя необходимой продукцией и наиболее удобным для него способом. Для этого в компании должны быть налажены все процессы: от поставок сырья до логистики конечного продукта. Ещё одна важная вещь — в этот момент нужно делать всё, чтобы не потерять команду и ключевых сотрудников. Кризис рано или поздно закончится, и вперёд рванут те компании, которые смогли сохранить боевую и способную для стремительного роста команду.