Животные как люди

ТЕКСТ: Анатолий Похлёбкин

Питомцам как для себя

Из-за рубежа к нам поступают не только товары, но и сложившиеся тенденции. Мощный современный тренд, развивающийся более десятилетия, заключается в гуманизации животных. Люди переносят на подопечных свой образ жизни, привычки и увлечения, видят в них равноправных членов семьи. Это открывает безграничные возможности для развития в категории аксессуаров. Помимо появления новых товаров и даже товарных групп, идёт постоянный процесс адаптации существующих под новые веяния. Более того, гуманизация питомцев даёт наибольший выигрыш именно в сегменте аксессуаров, поскольку часто решающее значение имеют не реальные потребности животных, которые мало меняются, а представления о них людей.

 

В здоровом теле здоровый дух

Здоровый образ жизни — главное веяние наступившего века, которое владельцы животных проецируют на своих любимцев. Что касается тела, то растёт спрос на здоровое питание (свежее, натуральное, чистое от вредных добавок, желательно лёгкое в использовании, ещё и с доставкой на дом), продукты из конопли, современную медицину, в том числе альтернативную и онлайн. Не забыт и дух — вместе с собаками и кошками принято отправляться на спортивные тренировки и даже на занятия йогой. Всё это требует новых аксессуаров, пусть даже это будет коврик для совместных упражнений.

Очертить границы потребностей людей, а значит, и их питомцев вряд ли возможно. Как показала недавняя выставка Zооmark, есть спрос даже на аюрведические и эзотерические товары для собак и кошек.

 

Я всегда с собой беру…

Человек отправляется с питомцем в путешествие. Хвостатому нужно обеспечить комфорт и безопасность. Раньше животное само обустраивалось в автомобиле, как могло, на коленях у хозяина или в районе заднего сидения. Теперь придуманы специальные вольеры, автосумки, гамаки, ремни безопасности. Это удобно и безопасно как для водителя, так и для животного.

В путешествиях по пересечённой местности собака — полноценный партнёр человека. Многие фирмы, например, американская Ruffwear, помогают сделать из неё заправского туриста. Безопасность на быстрой или большой воде? Пожалуйста — собачий спасжилет. Разделить с человеком тяготы пешего похода в прямом смысле слова? Нет проблем — в ассортименте собачьи рюкзаки и сумки.

Поездка оказалась замечательной. Значит, по её итогам рождается фотоальбом о совместном путешествии. Никого не удивляет, что главным героем обычно становится именно животное. Пушистые питомцы запросто выбиваются в звёзды интернета, самые популярные из них имеют собственные странички в различных соцсетях с сотнями тысяч и даже миллионами подписчиков.

 

Экология и не только

С ростом материального благополучия меняются взгляды, психология, чувство ответственности потребителя. Он начинает задумываться не только о достоинствах товара, но и вдаваться в тонкости его производства. Это касается чего угодно: от прав бройлерной курицы на птицефабрике (отечественным окорочкам вход в Европу заказан) до использования детского труда в странах третьего мира. И требования к качеству одежды для собачки тут ничем не отличаются от таковых к джинсам или кроссовкам для хозяина. Возражает потребитель и против вредных для экологии химикатов, даже если они используются на другом краю земли.

Важный момент — возможность повторной переработки товара и его упаковки. Радеющий за экологию потребитель не хочет стимулировать рост мусорных гор, загрязнения воздуха и воды. Всё чаще упаковки изготавливаются из биоразлагаемых материалов, а переработанному пластику и отходам с высоким содержанием углерода даётся вторая жизнь. Например, английская компания Beco Pets гордится, что за прошлый год более 1,8 млн пластиковых бутылок стали наполнителем для игрушек и лежаков. И потребитель, которому небезразлична окружающая среда, готов оплачивать такой подход!

Возможно, в это сложно поверить, но всё большая часть западных покупателей воздерживается от покупок, если не уверена в экологической чистоте и правильном производстве товара. Как показывает практика, с большим или меньшим временным лагом западные тренды становятся российскими. К этому надо быть готовыми.

 

Скромность в потреблении

Одна из мировых потребительских тенденций — нарастающая склонность к минимализму, которая идёт из развитых стран. У этого подхода два корня.

Скандинавия — один из самых благополучных регионов мира. Однако именно там сформирован новый стандарт потребления — отказ от избыточности. Потреблять надо столько, сколько необходимо и достаточно. Это логика спроса на простые и надёжные изделия. Чем ниже «углеродный след» продукта, тем лучше. Именно поэтому на дорогах Скандинавии преобладают небольшие автомобили с экономичными двигателями, хотя их владельцы могут себе позволить гораздо более дорогие. Такой же подход и к зооаксессуарам.


На себя — время, на покупки — час
Всё чаще потребитель предпочитает экономить время на рутинных покупках и заказывает необходимое в интернете. Применительно к зообизнесу вопрос звучит так: зачем идти в магазин за обычными кормами, наполнителями, даже лакомствами и раскрученными аксессуарами, если всё это доставят на дом в удобное время да ещё по лучшей цене?

Другое дело — новинки и профессиональные консультации. За ними покупателю придётся отправиться в зоомагазин. Там всё покажут и расскажут, да и что скрывать — поведают о таких потребностях питомца, о которых тот и не подозревает. В магазинах с омниканальной структурой потраченное на покупателя время обязательно окупится. Не всегда сразу. Покупателю часто нужно время на обдумывание информации. Зато когда он созреет для покупки, будет знать, где её совершить и так, как ему удобно: онлайн или офлайн.

Поддерживать интерес любителей животных к аксессуарам, стимулировать к новым походам в магазин помогают информационные подписки на интересующие темы.

Современный подход, выгодный и покупателю, и продавцу — специализированные наборы аксессуаров. Они могут быть абсолютно разными: для начинающего хомяковладельца, для путешествий или прогулок с питомцами, для фанатов натуральности и многое другое. Потребитель получает сразу всё необходимое, причём подобранное профессионалами, а продавец одним лотом реализует группу товаров.

Информацию в наше время принято добывать через смартфоны. По статистике, 58% посещений сайтов в 2018 году было с мобильных устройств. При этом просматривается тренд на снижение популярности приложений, занимающих память телефона: в 2013 году их устанавливали 85% пользователей, а в настоящее время всего 51%.

Среди зооаксессуаров наиболее важна информация по товарам для груминга. Порой даже профессионалы ошибаются в выборе машинки или щётки по типу шерсти. Компания MOSER первой запустила уникального помощника — пёсоробота Мосю на базе Viber, самого популярного мобильного мессенджера в России. С ним вся информация о теме «груминг» будет прямо на ладони у покупателя или консультанта в магазине. Получить её просто — надо навести сканер на QR-код. Пёсоробот задаёт пользователю несколько вопросов и на основании ответов рекомендует модели машинок для стрижки.


Поколение миллениалов в своих потребительских предпочтениях пошло ещё дальше. Люди задались вопросом: столь ли важно иметь большой дом, дорогую обстановку в нём и прочие «символы успеха»? Не лучше ли сэкономить на этом время и деньги, чтобы потратить их на самореализацию в хобби, путешествия и тому подобное? Отсюда вытекает проживание в малометражных квартирах и домах, а следовательно, спрос на компактные аксессуары для домашних любимцев, которые позволяют экономить место.

 

В лапу с прогрессом

Сегмент аксессуаров быстрее других реагирует на изменения, поэтому именно в нём следует ждать очередного прорыва.

Драйверов для инноваций может быть множество. К ним можно отнести изменения законодательства. Когда в Европе владельцев собак обязали убирать на улице за своими питомцами, резко вырос спрос на необходимые предметы. Возникла, пусть и не с нуля, ёмкая рыночная ниша. Сейчас в мире наблюдается либерализация правил перевозки животных, их пребывания в отелях, аэропортах, супермаркетах. Соответственно, поднимается новая волна спроса на предметы обустройства временных пристанищ, которая рано или поздно докатится и до нашей страны.

Цифровые технологии — один из самых влиятельных трендов. Тут простор для инноваций на многие годы вперёд. Создаются неочевидные ранее группы товаров. Они, в свою очередь, обеспечивают всплеск спроса и премиальную наценку. Характерный пример — все зоогаджеты для интернета вещей: камеры для наблюдения, кормушки и различное оборудование с удалённым контролем, датчики GPS, фитнес-трекеры и прочее.

Даже столь тривиальная вещь, как кошачий лоток, может быть продуктом высоких технологий. Есть туалеты с датчиками движения и автоматическим смывом, а также возможностью анализа мочи.

 

Для любопытных кошек начали создавать видеоигры типа ловли мышки на сенсорном экране. Всё популярнее и в России, и за рубежом мобильные приложения для поездок с животными (Uber: Spot On Pet) или совместных прогулок с собаками (Wag!, DIG, «Собака-гуляка» и т. д.).

Высокие технологии востребованы не только в производстве товаров, но и в торговле. Российская компания «ВИНЧИ» создала дополненную реальность PerceiLine. Этикетки товаров «оживают», если на них навести смартфон с заранее скачанным приложением. С милыми 3D-зверюшками можно взаимодействовать, например, посадить на руку или сделать забавное фото.

Время от времени на рынке появляются изобретения с революционным изменением потребительских характеристик. Несколько лет назад был создан фурминатор. Он позволил эффективно удалять подшёрсток, не раздражая и не травмируя кожу животного, чем выгодно отличался от пуходёрок.

Премиальная наценка не стала преградой для бурного роста продаж. В 2017 году было продано 83 288 против 10 978 пятью годами раньше. Более 750% роста!

Другая значимая новинка последнего времени — дог-пуллер, придуманный креативной группой компании COLLAR. Как инструмент эффективных тренировок и увлекательных соревнований этот аксессуар оказался очень востребован. Он поставляется во многие страны мира. Мало того, по новой дисциплине проходят представительные международные соревнования.

Появление среди аксессуаров нового хита продаж — вопрос времени. А в том, что таковые будут появляться, сомневаться не приходится.

 

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Подписка на журнал

Зообизнес в России


Первый российский журнал для тех, кто работает в сфере торговли зоотоварами и услуг для животных. Здесь печатаются аналитические материалы, информация о современных технологиях производства товаров для животных, сообщения о новых продуктах, событиях отрасли, статьи о фирмах, обзоры зарубежных профессиональных журналов и многое другое.


Оформить подписку
Close