Жёсткий менеджмент. Заставьте людей работать на результат

ТЕКСТ: Андрей Ситников

Перед нами особенная книга, поскольку для её чтения и правильного понимания требуется чувство юмора. Без него всё написанное может показаться слишком грубым, жестоким и примитивным из-за обилия нелитературных слов и выражений. На первый взгляд, перед нами очередная «сага» о том, что надо «исправить свои мозги», поменять отношение к очевидному. Это так, и не так. Автору, Дэну Кеннеди, которого называют «профессором суровой реальности», нельзя отказать в железной логике, его аргументация базируется на фактах, цифрах и значительном собственном опыте ведения бизнеса. Книга состоит из большого перечня принципов и приёмов управления персоналом, которые автор сопровождает примерами из своей и чужой практики, и будет вдвойне полезна для человека с советской социализацией, причём не только для работодателя, но и для наёмного работника.

Всё, что вы в сердцах думали о подчинённых или начальниках, что давно накипело в душе, здесь написано открытым текстом, без экивоков, поправок на персональную совесть и общественную мораль. Эта книга разоблачает налево и направо. Конечно, достаётся и работникам — ленивым, глупым, вороватым, но начинает автор с руководителей, которые забыли о трёх главных принципах управления: лидерстве, руководстве, контроле. Самая большая глупость владельца бизнеса — приписывать «наймам» своё отношение к делу, так как они априори не могут иметь владельческого взгляда. «Ваши сотрудники склонны думать, что это они делают всю работу, а вы получаете все деньги… Их бесит уже то обстоятельство, что вы их можете уволить, а они вас нет… Они думают, что они умнее вас, лучше разбираются во всём, и им невмоготу работать по вашим дурацким схемам и браться за ваши безумные идеи».

Автор предлагает безжалостный, сугубо «капиталистический» взгляд на сотрудников. Всякий работник — это арендованный ресурс для зарабатывания денег. Но большинство предпринимателей не знают точную сумму аренды. В неё входит не только зарплата, налоги и пенсионные отчисления, но также аренда офиса, в котором работают сотрудники, мебель, канцелярия, средства связи, которыми они пользуются, ваше собственное время на обучение персонала, и, наконец, ошибки, которые совершают работники, и даже воровство с их стороны. В расчётах автора базовые 12 долларов в час превратились в 36. Отсюда вывод: каждый работник должен приносить прибыль в разы превышающую его зарплату. Если это не так, значит, такой сотрудник должен быть уволен или его нужно заставить работать. Если сотрудник «захромал», то есть перестал работать с полной отдачей, а это случается практически с каждым, его нужно «списать» или перевести на менее оплачиваемую должность. «Захромать» может и сам владелец бизнеса, и в этом случае нужно поступить также безжалостно — то есть нанять вместо себя профессионального управленца.

 

Увольняем и нанимаем

Дэн Кеннеди (Dan Kennedy) — преуспевающий американский бизнесмен, мультимиллионер, маркетинговый консультант, советник сотен частных компаний. Провокационный и откровенный автор бизнес-книг, многие из которых стали бестселлерами.

В логике Дэна Кеннеди увольнение бестолкового или «захромавшего» сотрудника — благо не только для бизнеса, но и для увольняемого. Вместо того, чтобы протирать штаны в вашей компании, он будет вынужден искать другую работу, делать усилия над собой, учиться чему-то новому, повышать свой профессионализм. Так он получит шанс найти себя настоящего, обрести новую жизнь. При этом увольнять надо быстро. Большая ошибка — ждать, что плохой сотрудник исправится.

А вот нанимать нужно медленно. Лучше иметь дыру в штатном расписании, чем держать того, кто не подходит для выполнения нужных функций и создаёт для бизнеса массу проблем. К тому же рано или поздно вы будете вынуждены уволить неподходящего сотрудника, потратив на это время и ресурсы. Предприниматель должен относиться к своему бизнесу как к военной операции, навязывая работникам военные стандарты ответственности и подотчётности, требуя результатов и не принимая никаких оправданий. Политику «никаких оправданий» нужно чётко и недвусмысленно объяснять в самом начале любых трудовых отношений. Все должны ясно понимать, что вы никому не даёте спуску.

Чтобы найти правильного сотрудника, автор предлагает два приёма. Первый — выставляйте завышенные требования. Второй — поставьте перед кандидатами несколько необычных и даже абсурдных препятствий, преодоление которых даст им шанс быть приглашёнными на собеседование. Это отсеет несерьёзных и нецелеустремлённых. Дэн Кеннеди описывает способ, которым сам успешно пользуется: кандидат должен позвонить на определённый номер и прослушать сообщение, в котором говорится, что нужно написать письмо в две страницы и отправить его по почте, причём конкретной почтовой службой — именно ею, а не какой-то другой. Так отсеивается множество людей, которые не могут и не станут чётко следовать вашим указаниям, а те, кто этот тест пройдут, скорее всего, будут всё делать как им велено, в чём и заключается суть найма. «Помните, что поиск персонала — это маркетинг, и действуйте соответственно».

После того, как вы получили резюме и письма от кандидатов, прошедших первый этап конкурса, предстоит изучить прошлое этих людей, даже если это вызывает у вас неловкость. Автор считает, что лучшие кандидаты имеют одну общую особенность биографии — в их семье кто-нибудь держал своё дело, и им приходилось там работать. Или, на первый взгляд, противоположный случай — старший ребёнок в семье алкоголиков. Такие дети быстрее взрослеют, и на них часто держится всё хозяйство. Также он рекомендует нанимать бывших военных — они дисциплинированны, исполнительны, обращают внимание на важные мелочи.

Оставшиеся 2–3 кандидата получают возможность пройти испытательный срок. Первое, что они обязаны проявить, — пунктуальность: если человек не способен прийти или позвонить вовремя, на него нельзя рассчитывать ни в чём. Затем проверяем человека на пустяковых делах. Тут важно, насколько добросовестно он относится к поручению, обращает ли внимание на мелочи. Если человек сразу напортачил, то дальше будет в том же духе.

 

Заставляем работать

Люди в большинстве своём ленивы и инертны. Задача бизнесмена заставить их делать то, что принесёт ему деньги. Главная его опора в этой сверхзадаче — маркетинг. Но продвижение, любые идеи продаж, новые начинания и проекты постоянно тормозятся текущими заботами и инерцией людей, которые во всяком новшестве видят «лишнюю работу». Пусть сотрудники говорят, что вы ставите нереальные задачи, что у них нет нужных рекламных материалов, что клиенты в отпусках, что в стране голод и война, — всё это отговорки. Армия тунеядцев может одержать над маркетингом победу, и ваша задача не допустить этого. Если требования маркетинга ставят помехи устоявшемуся рабочему процессу, создают трудности и даже хаос, — пусть. Значит, так надо. Если придётся переписать должностные инструкции, заменить новыми людьми тех, кто не подходит по квалификации или не хочет перестраиваться, изъять деньги из других подразделений, — вперёд! В бизнесе правит маркетинг, все остальные — его слуги и рабы.

Огромной проблемой современного бизнеса являются интернет и социальные сети, поскольку отвлекают работников от выполнения их обязанностей. Сотрудник, зависающий на работе в фейсбуке, крадёт ваше время и ваши деньги. Автор описывает эксперимент, в котором группе работников сообщили, что начальник уехал на целый день. В итоге только одна сотрудница продолжала добросовестно выполнять свои обязанности, все остальные «расслабились». Дэн Кеннеди предлагает несколько идей, как бороться с этим явлением. Первая — шкафчик для работника, в который перед началом дня складывается всё, что может отвлекать от работы: телефоны и другие гаджеты, косметика, еда. Открыть шкафчик можно только в законный перерыв на обед. Вторая идея — не все сотрудники должны быть подключены к интернету. Оставить только один компьютер подключённым к Сети, которым можно воспользоваться в случае острой надобности. Также можно использовать внутреннюю сеть для делового общения между сотрудниками. И третья идея — «кот» (то есть владелец бизнеса) всегда дома, чтобы сторожить своих «мышей». В помощь «коту» — многочисленные технические решения для слежки за сотрудниками и контроля их работы, в том числе камеры, установленные в офисе или в торговом зале.

Для «устрашения» сотрудников и поддержания трудовой дисциплины полезно иметь жёсткие правила поведения на рабочем месте. Их несоблюдение даёт законные основания для увольнения. Кроме того, практика показывает, что самый лучший и верный способ повысить рентабельность бизнеса — это твёрдо насаждать ваши лучшие методы работы и стандарты.

Огромным ресурсом для повышения производительности работников является личный пример руководителя. Если он сам регулярно опаздывает на работу, то не вправе требовать обратного от своих подчинённых, если руководитель не доводит до конца начатые проекты — это разлагает весь коллектив, если позволяет себе расслабиться в офисе — так будут делать даже те, кто не склонен к этому.

 

Рабочее место как центр прибыли

Не только заслуженные репрессии и тотальный контроль заставляют людей хорошо работать. Кроме кнута должны быть и пряники. Нужно, чтобы все ключевые должности в вашем бизнесе были «хорошими местами». Работа, на которой приходится контактировать с клиентами, должна быть завидной. Платите больше среднего, создайте хорошую рабочую атмосферу, назначьте ощутимые бонусы за выполнение правил, за результативность и за достижения, а также поощряйте спонтанно, неожиданно и разнообразно. «Создавайте рабочие места, на которых действительно хочется работать и которых приличные люди не захотят лишиться». Предлагая людям такие условия, вы будете иметь полное моральное право их уволить, если они не справляются или совершают ошибки.

Очень важна при построении бизнеса персонификация в оплате труда. Кто работает лучше других, должен зарабатывать больше, чем менее продуктивные товарищи и больше, чем платят на похожих должностях в других компаниях. Своим лучшим работникам вы должны платить лучше, чем любой другой работодатель. Особое значение автор придаёт бонусам за выдающиеся достижения и предлагает подробную схему составления бонусной программы для сотрудников.

Кроме бонусов и дифференциации оплаты труда автор предлагает ещё два способа мотивации. Первый — замеры, демонстрируемые коллективу, своего рода соревнование. В каждом бизнесе они будут особыми, но их может быть множество, и чем больше, тем лучше. Второй метод — ловить сотрудников на том, что они делают хорошо, причём наделить правом «ловить» лучших работников нужно всех. Система сбора такой информации и её обнародование создаёт своеобразную «доску почёта» и формирует в коллективе культ качественной работы.

Помимо описанных выше технологий, автор предлагает конкретные приёмы работы с клиентами, а до этого с сотрудниками, которые позволяют продавать больше и с меньшими затратами. В целом книга будет полезна всем, кто думает о повышении эффективности работы персонала, получении с его помощью максимальной прибыли. Приятного чтения.

 

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Подписка на журнал

Зообизнес в России


Первый российский журнал для тех, кто работает в сфере торговли зоотоварами и услуг для животных. Здесь печатаются аналитические материалы, информация о современных технологиях производства товаров для животных, сообщения о новых продуктах, событиях отрасли, статьи о фирмах, обзоры зарубежных профессиональных журналов и многое другое.


Оформить подписку
Close