Зообизнес в Новосибирске и Томске 7 лет спустя

В 2011 году в рубрике «Путевые заметки» были опубликованы статьи о Новосибирске и Томске. В августе мы снова совершили поездку в Западную Сибирь и собрали информацию, которая должна ответить на два вопроса: как за прошедшие годы изменилась ситуация на зоорынках в двух городах и благодаря каким факторам.

Наиболее существенное влияние на любой бизнес оказывает общее положение в стране. Экономика России последние годы находится в состоянии медленного падения или стагнации. Даже благоприятная конъюнктура на глобальном рынке энергоносителей не позволяет ей расти. Совокупность негативных внутренних и внешних факторов привели к падению объёмов промышленного производства (которое в целом по стране остановилось в 2017 году), сокращению инвестиций, урезанию федеральных дотаций регионам (с 2015 года), снижению реальных доходов населения (на 5–6% ежегодно с 2014 года).


Новосибирская область – 28-е место в рейтинге социально-экономического положения субъектов РФ.
Томская область – 45-е место в рейтинге социально-экономического положения субъектов РФ.


Новосибирская область — один из самых развитых регионов России. Огромный научный и интеллектуальный потенциал, а также высокий уровень управления позволили уже в 2000-е годы диверсифицировать экономику области, в результате чего она перестала зависеть от крупных промышленных предприятий. Большой вклад в валовый региональный продукт вносят наукоёмкие, сервисные, транспортные и торговые предприятия. Тем не менее, по данным Новосибирского статистического управления, объёмы строительства в регионе сокращаются с 2014 года, оптовая и розничная торговля — с 2015 года. В 2017 году просроченная кредиторская задолженность предприятий поставщикам выросла по сравнению с предыдущим годом более чем в 3 раза. Если в 2012 году число убыточных предприятий в области было 4417, то в 2013 — уже 10 370, а в 2016 — 13 455. В 2015 году реальная зарплата упала на 10%, затем начала медленно расти. В целом в 2017 году многие показатели социально-экономического развития Новосибирской области или остановились в своём падении, или даже демонстрируют плюсовую динамику.

В Томской области позитивных изменений пока не видно. Здесь диверсификация экономики началась значительно позже, в этом регионе также сильны образование, наука, инновационные сферы деятельности, но они не успели настолько окрепнуть и развиться, чтобы стать драйверами роста.

Томская область в 2017 году показала самое большое снижение рейтинга социально-экономического положения субъектов РФ (с 30-го до 45-го места). Во многом это обусловлено ухудшением бюджетных показателей. В 2017 году сократились доходы консолидированного бюджета, вырос дефицит бюджета и повысился уровень долговой нагрузки. Кроме того, снизилась доля прибыльных предприятий, сократились инвестиции в основной капитал, ухудшилось отношение денежных доходов к стоимости фиксированного набора товаров и услуг. Добыча нефти, которая является одной из важнейших отраслей в регионе, сократилась за год более чем на 5%.

Но не всё зависит от внешних факторов, особенно в зообизнесе. Предпринимательская инициатива, новые технологии работы, удачные маркетинговые кампании могут поднять продажи даже в самые трудные времена. Рассмотрим конкретные изменения.

 

Новосибирск

В Новосибирской области базируется одна из крупнейших оптово-сервисных компаний в российском зообизнесе — «Лукас-Н». У неё самый большой в стране ассортимент зоотоваров — более 23 тыс. наименований. Как и в 2011 году, она является лидером на местном рынке. Хотя за прошедшие 7-8 лет конкуренция значительно выросла. Например, компания перестала работать с торговыми марками Bosсh и Ferplast, поскольку их дистрибьюторы открыли свои представительства в Новосибирске. «Лукас-Н» продолжает наращивать складские мощности, в нынешнем году в строй были введены очередные 4 тыс. м2, в ближайшем будущем общая складская площадь компании достигнет 22 тыс. м2.

Новое офисное здание компании «Лукас-Н»
Николай Пикулин, генеральный директор компании «Лукас-Н», на строительстве нового склада

Главным конкурентом «Лукаса-Н» была и остаётся местная компания «Сибагротрейд», которая тоже не стоит на месте и активно развивается. Что касается других оптовиков, то почти все они продолжают работать. Сменились дистрибьюторы «Марс» и «Нестле», теперь это компании «ДМС» и «Геба» соответственно, но такие перемены не сказались на поставках их продукции, она присутствует на полках зоомагазинов в должной мере. Корма Royal Canin, как и 7 лет назад, продаёт сибирский филиал компании «Рускан».

В рамках поездки мы посетили также представительство компании «Валта» в Новосибирске и застали торжественное открытие нового складского комплекса класса В+ площадью 2,5 тыс. м2 и размещённого здесь же магазина формата Cash & Carry. В прошлом году на старом складе случился пожар, который ускорил переезд. Новый склад отвечает самым современным требованиям. Раньше приёмка одной фуры занимала сутки, теперь 3 часа. Все товары расставлены не по брендам, а по оборачиваемости, что значительно сокращает трудозатраты на обработку заказов. 7 лет назад этот филиал «Валты» обслуживал огромные пространства — от Новосибирска до Владивостока, сейчас на этой территории пять представительств компании, при этом обороты новосибирского филиала, который теперь работает только на Новосибирскую и соседние области, постоянно растут, несмотря на многократное сокращение географии деятельности.

Татьяна Богданова, директор филиала, на открытии нового склада «Валты»

Мы также посетили компанию ТД «Алекс», которая самостоятельно и с помощью своих партнёров производит огромный перечень товаров для домашних животных. На заводе по выпуску наполнителя «Сибирская кошка» появился большой склад сырья, который позволяет не сокращать объёмы выпуска продукции в зимний период. Кроме того, компания выпускает лежанки, когтеточки, переноски, корма для птиц и грызунов, пластмассовые изделия (второе по масштабам производство в России). Её торговые марки «Сибирская кошка», Catlitter, «Кошкино лукошко», «Жорка», «Кузя» и другие хорошо известны по всей стране. Компания является единственным в России производителем распылителей для аквариума. В последнее время освоено производство наполнителей премиум-класса под торговой маркой Mr. ALEX. Нужно заметить, что все производства ТД «Алекс» работают на высоком технологическом и организационном уровне.

Виталий Амельченко — директор ТД «Алекс»

Розничная торговля зоотоварами в Новосибирске производит двоякое впечатление. Большинство работавших в прежние годы зоомагазинов будто бы совсем не изменились, только поменяли товары на полках, а некоторые ещё и сменили название. Принципы работы, организация торгового пространства, выкладка товаров остались прежними. На лицо классические ошибки розницы, о которых много лет говорят на бизнес-форумах, да и мы регулярно пишем. Магазины выглядят хаотичными, перегруженными ассортиментом, в них трудно найти то, что нужно. Такие зоомагазины немноголюдные, они не производят впечатления преуспевающего бизнеса.

Вместе с этим в городе появилось как минимум три новые сети. Это четыре магазина Petshop, причём абсолютно такие же, как в других городах России — компания жёстко придерживается стандартов работы. А вот новые сети «Мокрый нос» и «КотМарт» удивили. Это суперсовременные магазины, организованные с учётом всех последних тенденций, красиво оформленные, светлые, чистые, просторные. Большинство зоомагазинов в Новосибирске, и не только, отличаются лишь названием, а внутри совершенно одинаковые. Здесь же покупатель видит и чувствует, что находится именно в магазинах «Мокрый нос» или «КотМарт». За этими сетями, на наш взгляд, будущее, они должны вытеснять староформатную розницу, даже если она работает много лет. Так и происходит.

В сети «КотМарт» сейчас 14 магазинов. А «Мокрый нос» уже лидер в Новосибирске — 40 торговых точек и по 2 магазина в Барнауле и Красноярске. В ближайшем будущем у компании появится собственный склад, и она станет самостоятельно снабжать себя широким ассортиментом, осуществляя закупки непосредственно у производителей и федеральных дистрибьюторов. Совладелец и руководитель этой компании — Сергей Асауленко.

Другими крупными сетями в Новосибирске являются «Аква Зооцентр» (14 точек); «Планета ЗОО» (8); «Доктор Вет» (7) и «Четыре лапы» (7, не имеет отношения к одноимённой федеральной сети). Всего в Новосибирске сегодня 388 зоомагазинов. 7 лет назад их было около 700, сокращение произошло за счёт ухода с рынка или переформатирования мелкой нецивилизованной торговли.

В городе появился новый формат торговли зоотоварами — отдел в большом хозяйственном супермаркете. По площади этот отдел опережает большинство зоомагазинов Новосибирска.

За прошедшие годы значительно выросли интернет-продажи зоотоваров. Всего в городе 35 интернет-зоомагазинов, лидерами являются Petshop, «Мокрый нос», «КотМарт». Также активно работают магазины «Зверушки» и «Зверони». Компания «Сибагротрейд» недавно запустила собственный интернет-магазин «ЗооСАТ».

Рынок ветеринарных услуг в Новосибирске развивается и количественно, и качественно. Сегодня в городе уже 80 ветклиник (было 43). Уровень их работы, и без того высокий 7 лет назад, также повысился. Мы посетили открывшуюся в 2016 году клинику «Ноев ковчег», и она произвела колоссальное впечатление. Трудно вспомнить клиники даже в Москве, которые могут сравниться с ней по уровню комфорта для клиентов. Здесь 550 м2, прекрасное оборудование, огромный перечень услуг, отдельной похвалы заслуживает дизайн интерьеров. К числу лучших ветклиник Новосибирска также относятся «БЭСТ», «Евровет», «МАКСИВЕТ».

 

Томск

В красивом молодёжном городе Томске ситуация на зоорынке значительно скучнее, это и понятно, здесь почти в 3 раза меньше жителей, и основные игроки местного рынка базируются в Новосибирске или в других городах. Негативное влияние на специализированный ретейл стали оказывать крупные торговые сети, такие, например, как «Лента», которые активно открываются и в обязательном порядке имеют отделы зоотоваров. Томские зообизнесмены говорят и о низкой средней зарплате, об общем обеднении среднего класса, а также о том факте, что город покинуло большое число крупных предпринимателей, которые увезли с собой деньги, закрыли или вывезли свои предприятия.

На оптовом зоорынке практически никаких изменений. Основной сервисный поставщик, как и прежде, — «Лукас-Т». Дистрибьютором кормов Purina является новосибирская компания «Геба», корма корпорации «Марс», в том числе Royal Canin, поставляет компания «Макс».

На розничном рынке перемены есть, но незначительные. За 7 лет число специализированных зоомагазинов не изменилось — как и прежде, их 140. Абсолютным лидером является сеть «Планета ЗОО», в которой сегодня 30 торговых точек (было 8). Такой рост произошёл за счёт других игроков, например, закрылась сеть «Зоомаг», у которой было 5 магазинов. При этом общие продажи «Планета ЗОО» остались прежними, поскольку значительную часть покупателей оттянули на себя продуктовые сети. Также относительно крупными сетями являются «Город ZOO» (12 магазинов, самый большой из которых имеет площадь 40 м2), «Зоомагазин 70» (9), «Петбург» (9), «Котопёс» (7) и «Зоомир» (5).

Единственное, чем удивил розничный рынок Томска, так это наличием ночного зоомагазина «Планета ЗОО». Генеральный директор сети Антон Хороших объяснил нестандартный режим работы тем, что устал от звонков друзей и знакомых, которые по ночам обнаруживали, что еда у их животных резко закончилась.

Антон Хороших, директор Томской сети «Планета Зоо»

И конечно, мы были под большим впечатлением от нового завода компании «Биоветсервис», сертифицированного по стандарту GMP. Основным продуктом компании является витаминно-аминокислотный комплекс «Витам», который применяется для домашних и продуктивных животных.

Здание завода по производству «Витама»
Артём Хороших, директор компании «Биоветсервис»

В целом зоорынок Томска будто остановился в своём развитии. Главным показателем этого являются зоомагазины, которые, кажется, совсем не изменились.

Итак, поездка в Сибирь показала, что все зоокомпании изначально находятся примерно в одинаковом положении, вот только одни развиваются, а другие нет, а некоторые и вовсе деградируют. Значит, главным фактором успеха является всё же человек, стоящий во главе бизнеса, и его команда, то, какие цели они перед собой ставят, как строят работу с деловыми партнёрами. Всё зависит от того, есть ли у компании амбиции, профессиональные знания и современные подходы к ведению бизнеса.

 


ТЕКСТ, ФОТО: Татьяна Катасонова


 

 

Теги

Подписка на журнал

Зообизнес в России


Первый российский журнал для тех, кто работает в сфере торговли зоотоварами и услуг для животных. Здесь печатаются аналитические материалы, информация о современных технологиях производства товаров для животных, сообщения о новых продуктах, событиях отрасли, статьи о фирмах, обзоры зарубежных профессиональных журналов и многое другое.


Оформить подписку

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Читайте новости ветеринарии

Close
Close