Поиск

Зоотовары: выжить и расти на меняющемся рынке

зоотовары

Трансформация ассортимента зоотоваров, рост их себестоимости и снижение импорта изменили зоорынок в 2022 году. В новых условиях отрасль старалась адаптироваться и минимизировать потери для себя и для владельцев животных. Какие изменения участники VII Саммита зообизнеса считают основными и как справились с вызовами года?

С чем столкнулась отрасль

Темой Саммита стала трансформация реальности. В центре внимания были изменения, к которым пришлось адаптироваться компаниям зооиндустрии. Импортёры, работавшие с европейскими и американскими рынками, были вынуждены искать новых поставщиков. Найм персонала усложнился: некоторые специалисты уехали из России, зообизнесу важно было сохранить сотрудников. Рост цен на сырьё, логистические сложности и скачки курса валют сказались на стоимости товаров для животных: увеличение составило около 60%. Покупатели стали экономить, поэтому любое повышение цен становилось критичным для клиентов. Как зообизнес реагировал на вызовы, «Зооинформ» узнал, поговорив с собственниками и топ-менеджерами компаний – Султаном Мавлоназаровым, Романом Буряченко, Марией Горбуновой и Андреем Новицким.


Справка
Султан Мавлоназаров – генеральный директор «Супрэмо». Компания работает на рынке 20 лет. Основная деятельность – это дистрибуция и импорт.
Роман Буряченко – генеральный директор «Мишель и К». Компания работает с 1996 года. Это одно из крупнейших сервисных предприятий России на рынке товаров для животных.
Мария Горбунова – собственник производственной компании «Ангамара». Фирма работает на зоорынке более 10 лет. У «Ангамары» два направления деятельности: изготовление керамики для аквариумов и аксессуаров для животных.
Андрей Новицкий – директор по продажам в ИП «Труфанов» («Пет Фуд Планет»). Компания является владельцем и дистрибьютором марок ZILLII, DEZZIE, BROOKSFIELD, SAVARRA, которые производятся как в России, так и за рубежом.


Как пришлось работать с зоотоварами

Главное изменение на зоорынке — уход некоторых иностранных брендов. Для представителей отрасли, которые производят зоотовары в России, это стало толчком к росту, а для импортёров – проблемой.

Султан МавлоназаровСултан Мавлоназаров: «Прошедший год для нашей компании был одним из самых сложных за все 20 лет. “Супрэмо” ориентировалась на импорт продукции из Америки и Европы, но многие наши партнёры поставили сотрудничество на паузу. Со всеми зарубежными компаниями у нас сохранились хорошие отношения, и мы поддерживаем связь, но до момента возобновления совместной работы придётся искать альтернативу. Конкретную стратегию по трансформации работы мы пока не разработали: всё меняется очень быстро, и ставить долгосрочные задачи невозможно».

Не все компании лишились партнёров. «Обычно наш рабочий план разрабатывается на пять лет, изменения в 2022 году его не поменяли, – рассказал Роман Буряченко. – Да, нам приходилось реагировать на события, связанные с началом СВО, но сложности на рынке почти не коснулись компании. Мы потеряли всего несколько партнёров, большинство продолжили работу с нами».

Андрей Новицкий: «Прошлый год для компании прошёл под знаком кормового бренда ZILLII, который мы производим в России. На рынок марка вышла в марте 2022-го. Её продажи активно росли весь год. Российский потребитель начал доверять отечественной продукции».

«Мы расширили производство и выросли в объёмах практически на 70%, – поделилась с “Зооинформом” Мария Горбунова. – Недавно переехали в новое производственное здание, которое позволит увеличить мощности ещё в три раза. В 2022 году “Ангамара” начала работать с крупными игроками рынка, и это показатель того, что отношение к российским производителям изменилось в лучшую сторону».

Новые бренды зоотоваров

Мария ГорбуноваАссортимент зоотоваров изменился у многих компаний: представители зообизнеса искали альтернативу ушедшим маркам и развивали собственные.

Ассортимент «Ангамары» увеличился в два раза – это и продукция под собственной маркой, и товары, которые производятся совместно с другими компаниями. Сокращений товарного ряда не было, сообщила Мария Горбунова.

Султан Мавлоназаров: «Остановка отгрузок из ряда зарубежных стран заставила нас изменить ассортимент. Для нашей основной категории – наполнителей – мы нашли хорошего поставщика из Турции, и в мае продукция появилась на российском рынке. В разработке – собственные торговые марки. Надеемся, что на “ПаркЗоо” мы представим наши новые корма и наполнители».

«Мишель и К» изменения ассортимента зоотоваров почти не затронули. Роман Буряченко рассказал, что компания сохранила перечень продукции. Сейчас фирма разворачивается в сторону азиатского рынка – в прошлом году начала производить там СТМ, получила несколько турецких контрактов.

Профессионалы – главный ресурс

Все собеседники отметили, что важной задачей было сохранение и расширение коллектива.

Роман БуряченкоРоман Буряченко: «Мы никого не потеряли и не сокращали в компании. Заработная плата стала выше, чтобы сотрудники чувствовали себя более защищённо. Новых специалистов мы ищем для e-com, чтобы подстроиться под рынок. Этот канал продаж быстро меняется, и необходимо искать сотрудников, которые готовы его развивать и улучшать».

Мария Горбунова: «У нас всегда были сложности с поиском хороших швей для производства текстильной продукции. И компания изменила стратегию – мы начали учить людей. Интересная тенденция: к нам идут люди, от генеральных директоров до работников колл-центров, которые хотят сменить род деятельности».

Андрей Новицкий: «В нашей компании коллектив стабильный. С развитием новых брендов численный состав сотрудников практически не изменился».

Султан Мавлоназаров: «Искать сотрудников стало труднее, поэтому нашей главной задачей в 2022 году было удержание персонала. Из компании не ушёл ни один человек. Мы начали увеличивать штат – набирать сотрудников в отдел маркетинга, новых бренд-менеджеров, людей, которые работают в digital-сфере и в сфере маркетплейсов».

Новая реальность – новые цены

Цены на зоотовары, как и в других направлениях российского бизнеса, стали выше. Но компании старались сдерживать рост стоимости продукции.

Роман Буряченко: «Мы ориентировались на цены наших конкурентов и подстраивались под рынок. Весной мы отреагировали на повышение курса, но сейчас торгуем по ценам 2021 года».

Мария Горбунова: «Стоимость продукции пришлось немного повысить. В первую очередь, из-за увеличения фонда заработной платы и роста цен на сырьё. Наше производство зависит напрямую от стоимости материалов».

Султан Мавлоназаров: «Мы столкнулись с резким ростом курса весной, поэтому цены пришлось корректировать. К изменению стоимости мы всегда относимся очень осторожно. Понимаем, что вопрос бюджета для многих семей с питомцами стоит остро. Но из-за роста расходов на сырьё и логистику “Супрэмо” пришлось пойти на этот шаг. Весной мы подняли цены, потом снизили после стабилизации курса и до конца года старались держать их на одном уровне».

Точки роста в 2023 году

Андрей НовицкийАндрей Новицкий: «Мы принимали участие в выставке зоотоваров в Казахстане, чтобы представить наши продукты на рынке этой страны и показать себя потенциальным партнёрам. Сейчас делаем ставку на корма, которые производятся в России. Наш бренд ZILLII и новую марку DEZZIE, которую мы представили на “ПаркЗоо”, изготавливаем на заводе LIMKORM».

Мария Горбунова: «В 2023 году продолжим работу над своим брендом Chill Choll и сотрудничество с заказчиками СТМ. Наша цель – создать продукты высокого качества, которые внесут в дом эстетику».

Роман Буряченко: «Мы хотим и дальше предоставлять зообизнесу качественный сервис. А это сложная история, так как у потребителей растут требования. Нужно не просто доставить товар вовремя, а привезти его в правильной упаковке, с определённым сроком годности. Возможно, у “Мишель и К” появятся новые партнёры и каналы продаж. Недавно, например, пришло письмо от компании “Лэтуаль”, которая хочет торговать кормами для животных».

Султан Мавлоназаров: «Планируем дальше осваивать маркетплейсы и интернет-продажи. Думаем о новых брендах – это наш способ показать, что “Супрэмо” остаётся на коне».

Бизнес привыкает ко всему

Представители зооиндустрии, несмотря на продолжающуюся турбулентность на рынке и изменение реальности, стараются сохранить стабильность для своих партнёров и сотрудников, выстроить работу по-новому. Наиболее часто реализуемая стратегия – поиск новых направлений для сотрудничества вне Европы и развитие производства в России. Трансформация ассортимента зоотоваров дала толчок к росту лояльности к российской продукции. Компании сохраняют и увеличивают число сотрудников, наиболее востребованы – специалисты e-com. Оплата труда растёт.

Себестоимость продукции увеличивается, что отражается на ценах. Основные точки роста в текущем году собеседники видят в развитии СТМ и онлайн-торговли.