Поиск

В Москве обсудили, как продавать животных

После озвученного представителями Мосгордумы предложения о принятии единых правил продажи животных в редакции газеты «Вечерняя Москва» состоялся круглый стол, в котором приняли участие все стороны, заинтересованные в решении этого вопроса. На нём присутствовали генеральный директор ООО «Пет Ритейл» (сеть зоомагазинов «Бетховен») Георгий Чкареули; депутат Московской городской думы, член комиссии по экологической политике Игорь Бускин; начальник отдела сохранения биоразнообразия департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы Сергей Бурмистров; журналист-натуралист, путешественник, автор и ведущий телепередач Александр Хабургаев; президент центра защиты прав животных «Вита» Ирина Новожилова и юрист, адвокат коллегии адвокатов «Кирьянов и партнёры» Марианна Комаровская.

По словам Сергея Бурмистрова, нынешнее обсуждение правил продажи является естественным следствием применения закона об ответственном обращении с животными, принятого в конце прошлого года. Торговля животными является частью зообизнеса, и, по словам спикера, ретейлеры за годы работы навели в этом вопросе порядок: условия содержания животных близки к идеальным, практически нет случаев продажи зверей, изъятых из дикой природы. И только продажи собак и кошек продолжают вызывать споры и возмущение ряда зоозащитников.

В свою очередь, Александр Хабургаев напомнил, что зоомагазины — вовсе не единственные места продажи животных. Есть самостоятельно работающие заводчики, профессионалы и высококлассные любители, есть сезонные выставки экзотических животных, и вот на них попадают те звери, птицы и членистоногие, продажа которых ограничена или просто запрещена. И здесь помогло бы обсуждаемое уже несколько лет чипирование животных, позволяющее однозначно подтвердить происхождение «живого товара» из легального питомника.

Игорь Бускин отметил, что ранее, во времена легендарного «Птичьего» (Калитниковского) рынка, когда все экзотические животные разводились внутри страны, не существовало таких рисков привезти неизвестные болезни, как сегодня.

В ходе обсуждения цивилизованных (или не очень) методов продажи домашних питомцев вопрос о том, как это происходит в магазинах, был обращён к Георгию Чкареули. Он начал ответ с напоминания, что продажа животных в зоомагазинах является традицией. К тому же, в этой области налицо тенденция к всё большей гуманности в обращении с животными. «Бетховен» видит свою миссию не просто в том, чтобы продать «живой товар», но в том, чтобы дать возможность ответственным людям приобрести питомца, а потом помогать им на протяжении всей жизни домашнего любимца. Продажа грызунов, птиц и аквариумных рыбок не вызывает никакой общественной дискуссии, и останется в зоомагазинах, видимо, всегда. Самые сильные чувства у публики вызывает продажа щенков и котят. Недавно компания произвела серьёзную проверку условий содержания животных, и в результате из 100 зоомагазинов сети собаки и кошки остались только в 14 — там, где была возможность обустроить их максимально комфортно и надлежащим образом за ними ухаживать. Также Георгий заявил, что руководство сети зоомагазинов «Бетховен» готово помочь в разработке единых правил продажи и содержания животных, которые бы касались не только официальных ретейлеров, но и заводчиков, ну а пока единого общего регламента нет, компания будет продолжать руководствоваться существующими инструкциями. В любом случае «Бетховен» готов к совместной работе на благо животных с зоозащитниками и противниками продаж кошек и собак через магазины. Но, стремясь к улучшению условий жизни домашних питомцев, нужно подходить к решению комплексно, не ограничиваясь только контролем или запретом продаж в зоомагазинах — хотя бы потому, что через этот канал проходят считанные проценты от общего рынка продаж животных.

Гендиректору сети «Бетховен» возразила юрист Марианна Комаровская, отметившая, что только на днях наблюдала ситуацию с неправильным, по её мнению, содержанием щенков в магазине. Её поддержала Ирина Новожилова, представившая целую папку с жалобами покупателей на плохие условия жизни животных. Она также выразила надежду на появление другой тенденции в общественном сознании, на полный и принципиальный отказ от продажи «лучших друзей». Однако президент центра защиты прав животных «Вита» не смогла ответить на вопрос о том, каким образом она предлагает контролировать условия жизни и продажи животных вне зоомагазинов, например, в частных питомниках, где и заключается большая часть таких сделок.

Кроме того, участники круглого стола единодушно согласились, что, к сожалению, нелегальный рынок животных не исчез по мановению волшебной палочки, а плавно переместился в интернет. В сети по-прежнему предлагаются редкие, запрещённые к продаже и откровенно опасные виды животных, и справиться с этой проблемой будет намного сложнее, чем навести порядок в зоомагазинах.

Беседа получилась конструктивной и затронула самые разные аспекты проблемы. Очевидно, что мировая тенденция к гуманизации затронула и Россию, однако участникам диалога придётся искать сложные компромиссы между любовью к животным, экономикой и необходимостью и возможностями государственного контроля рынка животных.