Госдума приняла во втором и третьем чтении закон, вводящий обязательные отчисления в размере 3% от квартального дохода, полученного за интернет-рекламу, ориентированную на российских потребителей. Исключение сделано для сайтов, принадлежащих телеканалам, радиостанциям и информационным агентствам.
Кроме того, закон уточняет требования к рекламе финансовых услуг, в частности, к указанию полной стоимости кредита.
Основные положения закона:
- Сфера применения. Отчисления обязаны уплачивать рекламораспространители и операторы рекламных систем, работающие с интернет-рекламой, направленной на российскую аудиторию.
- Размер отчислений. Составляет 3% от дохода за квартал, полученного от размещения такой рекламы.
- Цели отчислений. Средства направляются в федеральный бюджет для поддержки разработчиков программного обеспечения и баз данных, включённых в реестр, а также для развития информационных ресурсов, перечень которых устанавливается правительством.
В законе есть целый ряд исключений. В частности обязательные отчисления не уплачиваются в следующих случаях, если реклама размещена на сайтах вещателей телеканалов или радиоканалов, на сайтах информационных агентств и сетевых изданий, финансируемых из бюджета или имеющих государственную долю в капитале, на ресурсах с крупным тиражом печатной продукции либо на обязательных общедоступных телеканалах и цифровых эфирных каналах из мультиплексов.
Контроль за выполнением требований возлагается на Роскомнадзор, а техническую поддержку осуществляет радиочастотная служба.
Закон вступит в силу с 1 января 2025 года.
Как мы рассказывали ранее, критерии, по которым информация, размещённая в интернете, будет считаться рекламной и подпадать под требования уточнённого закона «О рекламе», определяет Федеральная антимонопольная служба (ФАС). По мнению ведомства, информация будет классифицироваться как интернет-реклама на маркетплейсах, в классифайдах и поисковых системах, если она ориентирована на широкую аудиторию, направлена на привлечение внимания к товару (услуге, работе и т. д.) и не представляет собой справочные или аналитические материалы. К таким материалам отнесены поисковые результаты, каталоги, выполненные в одном стиле, а также информация о товарах на сайтах производителей. К рекламе не будут относиться объявления о вакансиях, передаче вещей или животных безвозмездно, а также отзывы о товарах и продавцах, если они не акцентируют внимание на конкретном товаре или услуге.
При этом, если карточки товаров и объявления будут признаны интернет-рекламой, на платформы ляжет не только обязанность делать отчисления, но и контролировать соответствие этих материалов всем требованиям, регулирующим рекламу. Это включает запрет на рекламу определённых товаров, необходимость размещения дисклеймеров и другие требования. Всё это приведёт к значительным административным и финансовым затратам для платформ и пользователей.
Сейчас объявления на классифайдах и карточки товаров рекламой не являются и регулируются законом об информации, значит, ответственность за них несёт продавец, пояснил источник Forbes в правительстве. При этом по закону о рекламе ответственность несёт распространитель рекламы.
Предполагается, что правительство утвердит критерии, касающиеся интернет-рекламы, своим постановлением. Они вступят в силу 1 апреля 2025 года и будут действовать в течение шести лет.
Источник: Зооинформ