На розничном рынке ветпрепаратов от эктопаразитов в 2023 году наблюдался рост как в натуральном, так и в денежном выражении. Общую динамику практически полностью обеспечил онлайн-канал, где реализовывались ещё и те лекарственные средства, официальный ввоз которых прекратился в 2022 году. Отказ от поставок, несмотря на запуск инструмента параллельного импорта, привёл к заметному снижению позиций отдельных производителей. При этом целый ряд игроков начал активно замещать данный ассортимент, и такие компании демонстрировали двухзначные темпы роста.
Верхнее фото: wirestock / Freepik
Объём и динамика рынка
Объём розничных продаж препаратов для уничтожения эктопаразитов* по итогам 2023 года составил ₽12,66 млрд (рис. 1), это на 19,8% больше, чем годом ранее. Существенное увеличение денежной массы частично было связано с инфляцией. В среднем цены за год выросли на 26,6%. Но в натуральных показателях рынок также демонстрировал положительную динамику, спрос находился на высоком уровне.
* В рамках данного обзора анализировались следующие группы ветпрепаратов по классификатору ВОЗ: P03 — препараты для уничтожения эктопаразитов (включая чесоточного клеща), инсектициды и репелленты и P53 — эктопаразитарные ветеринарные препараты, инсектициды и репелленты.
В исследование не включалась группа препаратов P54A — макроциклические лактоны – отдельные лекарственные средства в рамках группы могут использоваться в т. ч. для уничтожения эктопаразитов, но в основной массе применяются в качестве антигельминтных средств.
В 2023 году реализовано 35,71 млн минимальных единиц дозирования (МЕД1). Относительно результатов 2022 года продажи ветеринарных препаратов данной группы увеличились на 13,9%.
1 Минимальные единицы дозирования (МЕД) – общее количество таблеток, флаконов, ампул и др. лекарственных форм, входящих в потребительские упаковки.
В 2022 году ряд компаний отказался от официальных поставок своих лекарственных средств для животных на российский рынок, в итоге наблюдались проблемы с доступностью некоторых ветпрепаратов. Эта тенденция продолжилась и в 2023 году, частично выпавшие объёмы замещались аналогами от других производителей, также активно начали работать параллельные каналы поставок. Подобные процессы наблюдались, в частности, в отношении препаратов лидирующей в сегменте американской компании «МСД». В результате рынок сильно изменился как по качественным, так и по количественным показателям. Это дало возможность другим фирмам, включая российские, занять более значимую долю на рынке.
Рис. 1. Объём розничного рынка эктопаразитарных ветпрепаратов в России (включая онлайн-канал)**
** В 2023 году проект «Аудит розничных продаж вет. ЛП в России» аналитической компании RNC Pharma был реформирован за счёт беспрецедентного расширения объёма выборки, в т. ч. в результате обеспечения полного покрытия онлайн-канала. В этой связи данные за исторические периоды пересчитаны в сторону увеличения.
Структурные характеристики рынка
Эктопаразитарные препараты отличаются от других более высокой рублёвой долей онлайн-канала, чем на рынке в целом. Отчасти это связано с выраженной сезонностью спроса на эти препараты. Люди покупают их впрок, потому что это удобно. При этом в рассматриваемом периоде рублёвая доля e-com в общем объёме продаж анализируемой группы ветпрепаратов выросла относительно 2022 года вдвое и достигла 21,3% (рис. 2). Темпы роста здесь существенно отличаются от общей динамики по рынку. Доля в натуральном выражении в 2023 году составляла 13,4%, годом ранее 7%.
В 2023 году в интернете продавалось 108 торговых марок инсектоакарицидных препаратов, в офлайн-канале за тот же период было представлено 139 брендов. Ассортимент в онлайн-канале за год пополнился шестью новыми продуктами — все они российского производства. Пять из них ранее обращались в офлайн-канале, но не были представлены в онлайне. В офлайне количество торговых марок за год выросло на одно наименование.
Динамика средней цены препаратов тоже была разной для обоих каналов. Средняя стоимость одной МЕД в e-com за год снизилась на 1,8%, в то время как в офлайне цена выросла на 1%. Правда, абсолютный разброс средних цен довольно существенный. Маркетплейсы предпочитают работать с продукцией верхнего ценового сегмента, здесь в 2023 году в среднем за 1 МЕД потребители платили ₽562. В офлайне аналогичный показатель не превышал ₽322.
Рис. 2. Структура розничного рынка эктопаразитарных ветпрепаратов в России по каналам продаж
Рублёвая доля эктопаразитарных ветпрепаратов отечественного производства в общем объёме продаж онлайн-канала составила по итогам 2023 года 23,5% (рис. 3). В офлайн-продажах российские лекарства даже опередили американские, и по итогам года доля их достигла 46%. В 2022 году продукция из США лидировала на рынке — на неё приходилась почти половина всех продаж в анализируемой группе, а в рамках отчётного периода их доля фиксировалась на уровне 41,9%.
Натуральная доля американских компаний заметно ниже в традиционной рознице: на них в 2023 году приходилось 12,6% в МЕД, а в сфере e-com 26%. Отечественные производители в офлайн-канале занимали 81,1% в МЕД, а в онлайне — 64,5%. В пятёрку лидирующих стран, эктопаразитарные препараты из которых были представлены на отечественном рынке, вошли также Германия, Нидерланды и Словения, причём последняя характеризовалась максимальной динамикой в топе, рублёвый объём продаж за год вырос в 2,4 раза. Общее же количество стран-поставщиков рассматриваемых лекарственных средств достигало 13 в прошлом году.
Рис. 3. Структура розничного рынка эктопаразитарных ветпрепаратов в России по странам происхождения по итогам 2023 года
В общем объёме продаж эктопаразитарных ветпрепаратов в прошлом году ₽9,9 млрд приходилось на офлайн-канал, и только 2,69 млрд на онлайн-канал. Правда, последний демонстрировал рекордную динамику, определившую в итоге и суммарный показатель по всей анализируемой группе.
Если оценивать офлайн-канал, то продажи в денежном выражении росли во всех федеральных округах России. Максимальные приросты здесь зафиксированы в Сибирском и Уральском федеральных округах, динамика в них была +20% и +19% соответственно (рис. 4). Также отметим результаты Дальнего Востока и Поволжья, оба региона продемонстрировали рост на 16%.
Региональные продажи анализируемого ассортимента имеют выраженные различия не только в силу экономических особенностей, плотности населения и численности домашних животных, имеются также серьёзные климатические особенности, которые определяют спрос на протяжении года. Только в трёх из восьми округов продажи по итогам 2023 года превысили планку в ₽1 млрд. Традиционно доминирует Центральный ФО — он объединяет 41% всех продаж — это более ₽4 млрд. Но при этом динамика здесь — 1%, это связано с колоссальными темпами развития онлайн-игроков, которые фактически забирают потребителей у традиционной розницы. Минимальный объём в рублях наблюдался в Северо-Кавказском округе, где препаратов было реализовано на сумму ₽251 млн.
Конкурентное окружение
Первые две позиции в рейтинге компаний-производителей в рамках розничного рынка эктопаразитарных ветпрепаратов в 2023 году не поменялись. Как и прежде, лидирует американская «МСД» (таб. 1), на которую приходится 21,9%, однако продажи существенно снизились — на 23% в рублях и на 52% в МЕД. У компании в этом сегменте представлено три препарата, и все они в минувшем году продемонстрировали отрицательную динамику.
Вторую строчку рейтинга занимает российская фирма «Экопром» с приростом, существенно опережающим среднерыночный показатель: 41% в денежном выражении. Доля производителя в сегменте по итогам года составила 17%.
На третье место поднялась ещё одна компания из США «Зоэтис», опередив при этом отечественную «Агроветзащиту». В первом случае динамика продаж на уровне 75%, во втором также положительная — 34%. Ещё одна американская компания «Эланко» в анализируемом периоде нарастила объём продаж инсектоакарицидных препаратов на 41%.
Стоит отметить, что влияние первых 20 лидирующих компаний на рынок крайне велико, поскольку в рублёвом выражении они контролируют более 99% продаж анализируемой группы. В натуральном эквиваленте они объединяют около 98% рынка.
Только у трёх компаний из топа-20 зафиксировано снижение стоимостного, а у четырёх —натурального объёма продаж ветпрепаратов. Среди них, помимо лидера «МСД», ещё один иностранный производитель – «Беафар» из Нидерландов и российская «Золотая рыбка». У данных производителей сокращение продаж зафиксировано на 3% и 5% в рублях соответственно. В натуральной динамике к ним присоединилась компания «Апи-Сан», несмотря на повышение стоимостного объёма на 23%, динамика в МЕД снизилась на 5,4%.
Максимальный прирост в рублях в «двадцатке» продемонстрировала «КРКА» из Словении (рост в 2,4 раза). Производитель активно замещает препараты других иностранных компаний, в частности лекарственные препараты, официальные поставки которых в Россию прекратились. Из числа лидеров с точки зрения динамики отметим результаты российских производителей «Фаворит» (рост на 54%) и «Агробиопром» (49%).
Таб. 1. Топ-20 корпораций-производителей на розничном рынке эктопаразитарных ветпрепаратов в России (включая онлайн-канал)
№ | Корпорация | Страна регистрации производителя | Доля в 2023 г., %, ₽ | Динамика 2023/2022, %, ₽ |
1 | МСД | США | 21,9 | –23 |
2 | ЭКОПРОМ | РОССИЯ | 17 | 41 |
3 | ЗОЭТИС | США | 15,4 | 75 |
4 | АГРОВЕТЗАЩИТА | РОССИЯ | 12,6 | 34 |
5 | ЭЛАНКО | США | 9,3 | 42 |
6 | БЕРИНГЕР ИНГЕЛЬХАЙМ | ГЕРМАНИЯ | 8 | 28 |
7 | АПИЦЕННА | РОССИЯ | 3,3 | 23 |
8 | КРКА | СЛОВЕНИЯ | 2,6 | 142 |
9 | АСТРАФАРМ | РОССИЯ | 2,3 | 21 |
10 | АГРОБИОПРОМ | РОССИЯ | 1,9 | 49 |
11 | БЕАФАР | НИДЕРЛАНДЫ | 1,4 | –3 |
12 | ФОКС И КО | РОССИЯ | 0,8 | 12 |
13 | ФАВОРИТ | РОССИЯ | 0,7 | 54 |
14 | БИОСФЕРА | РОССИЯ | 0,7 | 10 |
15 | ЗОЛОТАЯ РЫБКА | РОССИЯ | 0,6 | –5 |
16 | ЗАВОД ВЕТЕРИНАРНЫЕ ПРЕПАРАТЫ | РОССИЯ | 0,6 | 18 |
17 | АПИ-САН | РОССИЯ | 0,2 | 23 |
18 | ВЕДА | РОССИЯ | 0,1 | 10 |
19 | ТОРГОВЫЙ ДОМ ДИС | РОССИЯ | 0,1 | 26 |
20 | НИТА-ФАРМ | РОССИЯ | 0,1 | 32 |
Источник: RNC Pharma®, Аудит розничных продаж вет. ЛП в России (total sell out) |
По итогам 2023 года самая популярная торговая марка ветпрепарата в рознице в денежном выражении — это «Бравекто» от «МСД» (таб. 2). Однако из-за прекращения официальных поставок этого препарата в Россию его продажи сократились на 23%. На этом фоне стремительно росли объёмы реализации других участников рейтинга. К примеру, у препарата «Симпарика» от компании «Зоэтис», который расположился на второй строчке, рублёвый рост продаж составлял более 75%. Замыкает тройку, как и годом ранее, «Барс» от отечественной «Агроветзащита», с динамикой 36%.
Среди топовых торговых марок максимальные темпы роста демонстрировали препараты зарубежного производства. В частности, «Фиприст» от словенской «КРКА» показал рост рублёвого объёма продаж в 2,3 раза. Практически такая же динамика у «Адвантикс» от американской «Эланко». Обе торговых марки продемонстрировали сопоставимый рост натурального объёма продаж.
В топе-20 продукция отечественных компаний пока занимает меньший объём в денежном выражении, чем импортных, однако в количественном выражении ровно половина топовых продуктов российского производства. Из отечественных участников «двадцатки» максимальная динамика зафиксирована у препарата «Бинакар» от «Агробиопром» — рост на 67% в денежном выражении. Внушительный результат показывает «Рольфклуб 3Д» от «Экопром» (+55%).
Таб. 2. Топ-20 ТМ на розничном рынке эктопаразитарных ветпрепаратов в России (включая онлайн-канал) | ||||
№ | ТМ | Корпорация | Доля в 2023 г., %, ₽ | Динамика 2023/2022, %, ₽ |
1 | БРАВЕКТО | МСД | 21,9 | –23 |
2 | СИМПАРИКА | ЗОЭТИС | 15,4 | 75 |
3 | БАРС | АГРОВЕТЗАЩИТА | 10,9 | 36 |
4 | ИНСПЕКТОР | ЭКОПРОМ | 7,2 | 42 |
5 | РОЛЬФКЛУБ 3D | ЭКОПРОМ | 5,7 | 55 |
6 | НЕКСГАРД | БЕРИНГЕР ИНГЕЛЬХАЙМ | 4,9 | 37 |
7 | ФОРЕСТО | ЭЛАНКО | 3,5 | 38 |
8 | ФРОНТЛАЙН | БЕРИНГЕР ИНГЕЛЬХАЙМ | 2,8 | 18 |
9 | АДВАНТИКС | ЭЛАНКО | 2,4 | 130 |
10 | ДАНА | АПИЦЕННА | 2,2 | 22 |
11 | ФИПРИСТ | КРКА | 2,1 | 132 |
12 | ЧИСТОТЕЛ | ЭКОПРОМ | 2 | 15 |
13 | БЛОХНЭТ | АСТРАФАРМ | 1,6 | 22 |
14 | АДВАНТЕЙДЖ | ЭЛАНКО | 1,5 | 29 |
15 | БЕАФАР | БЕАФАР | 1,4 | -3 |
16 | ИНСЕКТАЛ | ЭКОПРОМ | 1,2 | 50 |
17 | БИНАКАР | АГРОБИОПРОМ | 1,2 | 67 |
18 | ПРАЗИЦИД | АПИЦЕННА | 0,9 | 24 |
19 | ИН-АП КОМПЛЕКС | АСТРАФАРМ | 0,7 | 19 |
20 | КИЛТИКС | ЭЛАНКО | 0,7 | 30 |
Источник: RNC Pharma®, Аудит розничных продаж вет. ЛП в России (total sell out) |