Федеральная антимонопольная служба (ФАС) разработала критерии, по которым информация, размещённая в интернете, будет считаться рекламной и подпадать под требования уточнённого закона «О рекламе», предполагающего введение сбора за распространение интернет-рекламы. Размер сбора может составить до 3% от квартальных доходов рекламных платформ и операторов рекламных систем.
Участники рынка выражают опасения, что предложенные критерии могут привести к созданию неравных условий для компаний. Одна и та же информация может быть признана рекламой на одной платформе, но не считаться таковой на другой.
Согласно проекту ФАС, информация будет классифицироваться как реклама на маркетплейсах, в классифайдах и поисковых системах, если она ориентирована на широкую аудиторию, направлена на привлечение внимания к товару (услуге, работе и т. д.) и не представляет собой справочные или аналитические материалы. К таким материалам отнесены поисковые результаты, каталоги, выполненные в одном стиле, а также информация о товарах на сайтах производителей. К рекламе не будут относиться объявления о вакансиях, передаче вещей или животных безвозмездно, а также отзывы о товарах и продавцах, если они не акцентируют внимание на конкретном товаре или услуге.
Предполагается, что правительство утвердит критерии, касающиеся интернет-рекламы, своим постановлением. Они вступят в силу 1 апреля 2025 года и будут действовать в течение шести лет.
Несмотря на то что критерии должны разъяснить, что считать рекламой, а что нет, бизнес видит в документе неопределённости. В Ассоциации больших данных (АБД, которая объединяет МТС, «Билайн», «Мегафон», «Яндекс», «Ростелеком», «Сбербанк», ВТБ) считают, что текущая версия проекта постановления позволяет отнести к рекламе товарные карточки и объявления. Это, по их мнению, существенно меняет подход, согласно которому эти элементы не считались рекламой и регулировались законом об информации, а ответственность за их размещение несли продавцы. В случае признания этих материалов рекламой ответственность за них перейдёт к платформам.
«Для компаний это обернётся миллиардными издержками, ростом тарифов для пользователей и отрицательно скажется на инвестиционных планах», — отметили в АБД.
Если карточки товаров и объявления будут признаны интернет-рекламой, на платформы ляжет не только обязанность делать отчисления, но и контролировать соответствие этих материалов всем требованиям, регулирующим рекламу. Это включает запрет на рекламу определённых товаров, необходимость размещения дисклеймеров и другие требования. Всё это приведёт к значительным административным и финансовым затратам для платформ и пользователей.
Сейчас объявления на классифайдах и карточки товаров рекламой не являются и регулируются законом об информации, значит, ответственность за них несёт продавец, поясняет источник Forbes в правительстве. При этом по закону о рекламе ответственность несёт распространитель рекламы, добавил он.
Это не первая попытка законодателей «урегулировать» рекламный рынок. Весной 2022 года депутат из ЕР Артём Кирьянов представил законопроект о едином операторе цифровой рекламы.
По замыслу парламентария, единый оператор смог бы устанавливать цифровые рекламные конструкции на всех ключевых локациях в каждом субъекте федерации и ставить монопольно высокую цену за размещение объявления. Это привело бы к ликвидации 90% федеральных и локальных участников рынка наружной рекламы, работу могли потерять около 150 тысяч высококвалифицированных специалистов. Более того, в случае принятия законопроекта единый оператор смог бы взять без торгов на 30 лет все лучшие рекламные места во всех городах, а также – на транспорте (как снаружи, так и внутри), на вокзалах, в аэропортах и т. д.
При этом, по словам автора документа, проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “О рекламе”» был разработан «в целях обеспечения равных условий распространения цифровой рекламы, нивелирования последствий ограничительных мер в отношении Российской Федерации со стороны недружественных иностранных государств и их объединений и защиты национальных интересов» государства. При этом разработчик документа не смог привести ни одного примера взлома цифровых рекламных конструкций или публикации запрещённых сведений через объявления.
Инициатива также затрагивала отрасль, ранее не подпадавшую под регулирование законодательства о рекламе – размещение объявлений частных лиц в интернете (деятельность классифайдов). Авторы проекта планировали полностью перераспределить этот рынок в пользу создаваемого единого оператора, уничтожая существующие предприятия в этой сфере. После первого чтения в парламенте статьи о классифайдах решено было убрать.
Также критики проекта обратили внимание, что «единый оператор» был фактически выведен из-под действия различных стандартов: безопасности, использования памятников архитектуры и культурно-исторического наследия.
Проект подвергся критике со стороны практически всех заинтересованных сторон, и в первую очередь — Федеральной антимонопольной службы. Кроме ФАС и профильных ведомств, против проекта выступили «ОПОРА России» и другие организации. АНО «Цифровая экономика» обратилась в Госдуму с письмом, в котором говорилось, что создание единого оператора цифровых рекламных конструкций выходит за рамки предмета правового регулирования закона о рекламе, создаёт риски организации монополии и распространения недостоверной информации в интернете с нарушением законодательства.
Письма с аналогичной позицией также направили «Яндекс», «Сбер», фонд «Сколково» и «Авито».
Законопроект, принятый в первом чтении, осенью 2022 годы был полностью отклонён.
Источник: Форбс и «Зооинформ»
Фото: Freepik