Поиск

Кирилл Дмитриев: «Зообизнес не готов к маркировке»

Президент Национальной ассоциации зооиндустрии (НАЗ) Кирилл Дмитриев рассказал «Зооинформу» о проблемах, которые могут «накрыть» зообизнес из-за поспешного введения маркировки ветпрепаратов и кормов.
зообизнес

Так решило Правительство РФ. Она будет вводиться поэтапно — сначала все участники оборота в зооиндустрии обязаны будут зарегистрироваться в государственной системе маркировки «Честный знак». С 1 октября маркировка появится на упаковках сухих рационов и лакомств, а производители и импортёры должны будут отправлять в систему информацию о вводе товара в оборот.

Маркировка влажных кормов для животных начнётся с 1 марта 2025 года. Информация о выводе продукции из оборота будет передаваться в систему с 1 сентября 2025 года.

Кирилл Дмитриев рассказал «Зооинформу», что в Минпромторге не захотели услышать зооиндустрию, которая говорила о нерешённых вопросах, возникших в ходе эксперимента по маркировке. Зообизнес просил, а Минсельхоз рекомендовал отложить введение обязательной маркировки и устранить существующие проблемы, но Минпромторг принял решение о начале обязательной маркировки кормов и ветпрепаратов осенью текущего года.


Кирилл Дмитриев:

«У Минпромторга и ЦРПТ есть задача – как можно быстрее ввести маркировку в большинстве отраслей экономики*. Поэтому они торопятся, докладывая, что всё к обязательной маркировке в зооиндустрии готово. К сожалению, это не отражает реальной ситуации: есть много вопросов, которые не решены.
Например, линия выпускает до 25 тысяч паучей в час. Маркировочное оборудование, которое бы успевало за скоростью такой линии, никто не видел. Значит, при маркировке с помощью существующих технологий выпуск продукции на предприятии нужно будет замедлить, что приведёт к снижению производительности и увеличению себестоимости.
В рамках эксперимента не тестировалась агрегация, то есть создание групповых кодов, чтобы на коробке была информация обо всех 24 паучах и не надо было считывать каждый».

* По данным ЦРПТ и системы маркировки «Честный знак», за пять лет работы система маркировки товаров принесла в бюджет РФ свыше ₽1 трлн.


Как считает президент НАЗ, зооиндустрия не имеет данных о доступности необходимого маркировочного оборудования. Предложения некоторые поставщиков предусматривают получение маркировочных машин в течение длительного срока. Производители планируют закупать китайское оборудование для маркировки, а платежи из России в Китай сейчас проходят с большим трудом, и решений, позволяющих ускорить поступление техники, пока нет.

Ещё одна серьёзная проблема – это маркировка импортной продукции. По мнению Кирилла Дмитриева, она связана с таможенными терминалами и складами временного хранения (СВХ), где невозможно поставить автоматическую линию маркировки. Складов, которые готовы принимать корма и препараты, по подсчётам НАЗ, всего 13, из них лишь половина оборудована холодильными установками, например, для хранения вакцин. Упаковка кормов или ветпрепаратов у всех зарубежных производителей разная и по материалу, и по размерам, поэтому с автоматизацией процесса маркировки есть сложности. Возможный вариант нанесения дата-матрицы на такой товар – маркировка вручную.


Кирилл Дмитриев:

«По информации, которую имеет НАЗ, ручное стикерование будет стоить очень дорого. Один терминал сообщил, что цена за нанесение стикера составит ₽5, а остальные называли цену от ₽9 до ₽22. И это не 1% увеличения себестоимости товаров, о котором изначально говорили Минпромторг и ЦРПТ. Речь – о десятках процентов подорожания.
В одной фуре около 200 тысяч паучей. Маркировка фуры будет стоить от ₽2 до 5 млн. Для импортёра стоимость обработки товара будет сравнима со стоимостью самого груза. В таком случае проще отказаться от импорта. Но даже если ввоз и продолжится, мы прекрасно понимаем, что это скажется на розничных ценах и, вероятно, раскрутит потребительскую инфляцию, с которой сейчас правительство активно борется».


Ещё один аспект, который, по мнению НАЗ, не продуман в маркировке – это специфические для зообизнеса «длинные» цепочки поставок. Срок годности кормов около двух лет. Продукт могут везти к заказчику через границу или с завода в России, далее он может быть поставлен дистрибьютору или крупному оптовику, затем уехать в регион к среднему или мелкому посреднику, и лишь потом попасть в зоомагазин. Могут быть возвраты товара поставщику, перемещение продукции в рамках одной сети.

На протяжении всего срока годности продукта у него может многократно меняться «владелец», корм может храниться на разных складах и в разных условиях, быть многократно перегруженным с транспорта на транспорт, что, несомненно, будет влиять на читаемость дата-матрикса. Во время эксперимента не проверяли сохранность маркировки на протяжении двух лет, устойчивость к истиранию при перевозках и хранении. Это точно создаст дополнительные сложности и издержки для бизнеса. Нечитаемость дата-матрикса, невозможность удаления товара из системы будут требовать каких-то решений либо другой процедуры вывода такого товара из оборота. Например, добавится процедура перемаркировки. И это всё бизнесу придётся отлаживать по ходу самого процесса, а значит, могут возникать проблемы и с производством продукции, её поставкой и реализацией.


Кирилл Дмитриев:

«Удивляет, что некоторые представители зооиндустрии не видят этих проблем, не общаются с коллегами и говорят, что у них эксперимент по маркировке идёт отлично. А объективно большая часть компаний зообизнеса к маркировке совсем не готова: ни производители, ни оптово-розничное звено. Когда речь идёт о программе импортозамещения на рынке зоотоваров, развитии отечественного производства, сегодняшние вложения в маркировку могут привести к тому, что часть малых и средних предприятий просто не выдержит финансовой нагрузки и закроется».


НАЗ призывает компании отрасли, все общественные объединения говорить о проблемах маркировки и доносить их до министерств и ведомств.


Кирилл Дмитриев:

«В августе, перед стартом обязательной маркировки, наверняка будет подведение итогов, проверка готовности зообизнеса, которая обнажит все существующие вопросы и проблемы: кто успел поставить оборудование и его протестировать, кто не успел и так далее. Срок для подготовки к введению маркировки в три месяца – это несерьёзно, потому что даже поставка оборудования может занимать до года. Государство не должно допустить остановки заводов, снижения производительности линий из-за введения маркировки. И естественно, не должно допустить дефицита кормов для домашних животных на рынке. Когда нерешённые вопросы станут очевидными не в теории, а уже на практике, я надеюсь, что сроки введения обязательной маркировки будут передвинуты».


Поддерживают введение обязательной маркировки кормов и ветпрепаратов 17% опрошенных. Они считают, что раз приняли такое решение в правительстве – так и нужно (5%), «наконец-то будет наведён порядок в движении товаров на рынке» (6%) и «давно пора ввести маркировку» (6%).

9% маркировку поддерживают, но считают, что любая торопливость приводит к проблемам.

70% ответивших считают, что введение маркировки сейчас недопустимо. 17% из них отметили, что маркировку вводить нельзя, потому что не закончен эксперимент по нанесению дата-маркеров. Ещё 17% – против введения именно сейчас, когда бизнес перегружен другими проблемами. 36% считают, что маркировка – просто трата денег, и эти расходы лягут на плечи владельцев домашних животных из-за увеличения стоимости продуктов.

3% респондентов признались, что про маркировку не слышали.

Мы знаем, что для вас важно получать актуальную информацию в удобном для вас виде и формате. Не забудьте подписаться на удобные для вас каналы Zooinform.ru