#image_title

Корма для собак: рынок и тренды

Корма для собак и кошек являются самыми большими категориями товаров для питомцев и оказывают основное влияние на рост оборота российского зообизнеса. Их доля на рынке зоотоваров составляет около 80%, а в ассортиментной матрице эффективного зоомагазина – 60%. Это динамичный рынок, чутко реагирующий на запросы покупателей.

Текст: Валентина Конышева

Что изменилось за последний год?

Сдал позиции ряд модных трендов. Покупатели с меньшим восторгом стали относиться к таким ярлыкам, как «органический» (organic) и «ингредиенты, пригодные для питания человека» (human grade). Осознали, что рецептура «без глютена» актуальна в основном для очень небольшого процента собак, имеющих аллергию на этот белок, однако беззерновые и малозерновые корма сохранили свою прежнюю нишу – как более биологически соответствующие потребностям хищников. Сокращение доли зарубежных рационов привело к резкому уменьшению кормов с экзотическими источниками животного белка (мясо дичи, страуса, инсектопротеины).

Как источник животного белка реабилитирована свинина. Раньше ветеринарные врачи категорически выступали против этого вида мяса, так как в сыром и недостаточно термически обработанном виде оно могло стать источником опасных инвазий. При современном же производстве промышленных кормов свинина не несёт угрозы здоровью.

Тренды, бывшие в последние годы предметом дискуссий, так и не дождались широкомасштабных исследований, и при колеблющемся равновесии «за» и «против» такие системы, как BARF (биологически соответствующая сырая еда), и различные направления вегетарианства не то чтобы потеряли покупателей (старый круг убеждённых поклонников никуда не делся), но как бы отступили в тень. А вот гуманизация, напротив, решительно захватывает рынок.

Как для членов семьи

Центр изучения питания и благополучия животных в партнёрстве с аналитической компанией Ipsos провёл опрос жителей России. Выяснилось, что только 14% владельцев собак считают их просто животными. 34% хозяев собак воспринимают их как членов семьи, 36% – как друзей, а 16% – даже как детей. Гуманизация животных-компаньонов приводит к тому, что владельцы не только хотят обеспечить любимцев лучшим из возможного, но и приписывают им свои личные предпочтения.

Маркетинг немедленно откликнулся на лозунг «Питание как для человека», и в ассортименте кормов для собак и кошек появились «стир-фрай из говядины с брокколи», «паштет по-итальянски», «боярское рагу», «гратен из индейки с морковью и цукини» и им подобные названия, псевдокондитерские изделия и безалкогольные напитки.

Многие владельцы, придерживающиеся здорового образа жизни, стремятся обеспечить своим питомцам аналогичный подход к питанию. Это приводит к росту популярности рационов с акцентом на содержание витаминов, сбалансированность и натуральный состав. Производители предлагают корма на основе растительного белка, зерновых, бобовых, овощей и фруктов.

Люди готовы платить за здоровье собаки, возможность продлить и улучшить качество её жизни. Именно поэтому два тренда – персонализация и функциональность – становятся всё более выраженными.

Персональное предложение

Персонализация остаётся одним из важных направлений совершенствования кормов. Она затронула даже самый дешёвый сегмент, в котором от неё никакого толка. До массового внедрения умных автоматов, принимающих рецепт диетолога и готовящих корм с учётом индивидуальных рекомендаций, ещё далеко, но адресные рационы для отдельных групп едоков со схожими потребностями существуют на рынке.

В линейке обязательно присутствуют корма для собак, учитывающие их возраст и размер. По размеру породы объединяют в группы малых, средних и крупных, или малых + средних, или миниатюрных + мелких и средних + крупных, иногда отдельно выделяют гигантские породы. Возрастные категории включают щенков (у мелких собак интенсивный рост и формирование идут до 12 месяцев, у крупных этот период затягивается до 16–24), взрослых собак (до 6–7 лет) и пожилых (старше 7–8 лет). Корма для пожилых животных – перспективная группа, появляются новые формулы, идёт работа над созданием специальных комплексных добавок, замедляющих старение.

Функциональные корма удовлетворяют особые потребности собак: чувствительное пищеварение, склонность к полноте, уязвимая кожа, большие физические нагрузки, зубной камень и т. д. В их состав входят нутрицевтики или функциональные ингредиенты, которые выполняют различные задачи в организме, например, хондропротекторы, иммуномодуляторы, пробиотики, антиоксиданты, противовоспалительные средства и т. д. Они придают продуктам питания дополнительную ценность. 

В идеале хороший основной корм для собаки учитывает её размер, возраст, физиологическое состояние и обогащён функциональными добавками. Например, «корм для взрослых рабочих собак средних пород, при уличном содержании или больших физических нагрузках» или «корм для стерилизованных собак старшего возраста (7+) с чувствительным пищеварением».

Очень актуальны гипоаллергенные корма. Основными ингредиентами остаются ягнёнок и рис, набирают популярность монопротеиновые корма. Рационы для стерилизованных животных (чаще всего – на индейке) есть во всех линейках. 

Ветеринарные диеты предназначены для собак с определёнными заболеваниями, распространяются по специализированным каналам, и назначает такое питание ветеринарный врач. С импортозамещением этой категории самая острая ситуация.

«Качественный корм за приемлемые деньги»

Владельцы животных с низкой покупательной способностью вынуждены выбирать корма в экономсегменте, как и часть «бюджетников». Но если есть хоть малая возможность, даже они стараются подобрать своему питомцу более привлекательный продукт, ориентируясь на лучшее соотношение цена/качество. Тем более это справедливо для более состоятельных покупателей.

По данным опроса anketolog.ru, ведущими критериями при выборе корма сами покупатели называют предпочтения питомца (без этого никак), состав и сбалансированность корма (научились правильно читать этикетки!) и цену (увы). А потом уже учитывают репутацию производителя и класс корма.

О классах следует сказать отдельно.

Классификация, сложившаяся в маркетинговой практике и делящая корма на «премиум», «суперпремиум» и даже «ультрапремиум», а также примкнувший к ним класс holistic, конечно, удобна и напрямую связна с ценовыми сегментами. Однако названия классов не имеют точных определений, и соответствие им не контролируется ни одной из регулирующих организаций. Поэтому для грамотного покупателя заявленный производителем класс корма для собаки не равен качеству состава и сбалансированности…

Ветеринарные специалисты и диетологи, опираясь на то, что цена продукта определяется используемыми ингредиентами (в первую очередь!), энергетической ценностью, количеством и качеством белка, а также наличием полезных добавок, постарались упорядочить классы. Приводим такую краткую классификацию.

Эконом.

Животный белок составляет 30–40% от общего количества белка, это «мука животного происхождения», мясо-костная мука, отходы мясного производства. Мяса не больше 6%. Основу составляют злаки, соя. Также широко используются отходы от производства продуктов питания для людей. Низкая энергетическая плотность. Содержат химические консерванты, красители и ударные дозы усилителей вкуса. Усвояемость менее 60–75%. Корма предназначены для среднестатистической собаки; возраст, размер, физиологический статус, как правило, не учитываются. Продаются не только в зоомагазинах, но и в неспециализированной рознице.

Премиум.

Доля животного белка составляет около 40–50%, мяса до 25%. Содержат витаминные и минеральные добавки в достаточном количестве, меньше балластных веществ, красителей и усилителей вкуса. В составе есть функциональные ингредиенты. Усвояемость 70–80%. Рационы учитывают возраст и размер, есть специализированные корма для собак с особыми потребностями и для профилактики заболеваний. Однако категория неоднородная. Менее качественные иногда считают экономклассом, благо они продаются рядом с ним в супермаркетах. Лучшие же по составу и качеству ингредиентов могут приближаться к суперпремиальным, и продаются они в специализированной рознице.

Суперпремиум (можно также встретить ультрапремиум и суперпремиум+).

Минимальное содержание животного белка 60–70%. В составе более 50% мяса из высококачественного сырья, полный комплекс витаминов и минералов. Не содержат искусственных красителей, ароматизаторов и усилителей вкуса. Много специализированных рационов для животных с особыми потребностями и для профилактики заболеваний. Широко используются функциональные ингредиенты. Минимальная усвояемость 80–90%. В категории суперпремиум-класса, как правило, сосредоточены продукты последних инноваций и модных трендов. Продаются в ветеринарных клиниках или зоомагазинах.

Holistic.

По умолчанию сюда относят сбалансированные корма, максимально приближенные к естественному рациону собак по содержанию питательных и минеральных веществ. В последнее время рецептура суперпремиальных и holistic кормов значительно сблизилась, их можно рассматривать вместе.

Таким образом, переход в более высокий класс сопровождается ростом цены, обусловленным использованием лучших ингредиентов, функциональных добавок и высоких технологий. Однако требуется меньшее количество корма для насыщения и обеспечения организма всеми необходимыми питательными веществами. 

Будущее рынка кормов для собак

Российский рынок меняется под давлением санкций: приходят новые поставщики и производители, появляется всё больше разнообразных кормов отечественных компаний, в том числе, например, для спортивных и служебных собак. Но меняется он и в соответствии с новыми запросами владельцев собак — гуманизация и персонализация, экологичность продуктов и их изготовления. У четвероногих компаньонов увеличивается продолжительность жизни, у них появляются болезни, несвойственные диким представителям их вида, поскольку в природных условиях с ними не выживают. Российские учёные уже разрабатывают геропротекторы (добавки, замедляющие старение) для животных. Будут расширяться линейки лечебных диет и функциональных кормов для собак. Но для этого потребуется прочное основание из качественных ингредиентов, специальных добавок и высокотехнологичного производства с контролем качества.

Мы знаем, что для вас важно получать актуальную информацию в удобном для вас виде и формате. Не забудьте подписаться на удобные для вас каналы Zooinform.ru