Маркетплейсы отбирают рынок зоотоваров у традиционных зоомагазинов, считают аналитики

После роста продаж в прошлом году специализированная зоорозница начала терять клиентов. Владельцы домашних животных всё чаще выбирают маркетплейсы и сетевые продуктовые магазины, где товары стоят дешевле. Кроме того, в интернете проще найти редкие и специализированные товары для питомцев.

По данным оператора фискальных данных «Такском», в I квартале 2025 года количество покупок зоотоваров во всех каналах сократилось примерно на 5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Больше всего пострадали продажи домиков для животных (минус 32,4%) и наполнителей для кошачьих туалетов (минус 11,7%). Снижение затронуло также сухие и влажные корма (минус 5,8% и 4,6% соответственно), лежанки (минус 3,9%), ошейники (минус 3,6%) и лакомства (минус 2,1%).

По оценке «Платформы ОФД», рынок зоотоваров после бурного роста стабилизируется. Для сравнения: год назад продажи в зоомагазинах увеличились на 13%.

Аналитики «Такскома» отмечают, что наибольшее падение продаж в этом году зафиксировано в офлайн-сегменте — минус 6% год к году. При этом средний чек в офлайн-магазинах вырос на 7%, до ₽1,9 тысячи. В интернете рост среднего чека был скромнее — 3%, зато продажи через онлайн-каналы увеличились на те же 3%.

Эксперты объясняют увеличение среднего чека в офлайн-магазинах смещением спроса в сторону более дорогих товаров. Однако в сети «Зоозавр» считают, что после ухода иностранных премиальных брендов покупатели, наоборот, стали выбирать более доступные альтернативы.

Финансовый директор сети «Марквет» Галина Аверкина отмечает, что спрос поддержали средства защиты от блох и клещей, поскольку сезон обработки животных начался раньше обычного. При этом такие товары чаще покупают в продуктовых сетях, где они дешевле.

В сетях «Магнит», «Лента» и «Пятёрочка» продажи кормов для животных в I квартале выросли на 9%, 10% и 20% соответственно. На маркетплейсе Wildberries оборот зоотоваров за тот же период увеличился на 36%.

Особенно быстро растут продажи нишевых товаров — например, напитков для животных, вроде пива и шампанского, а также мицеллярной воды для собак. Хотя пока в количественном выражении их продажи невелики.

На Ozon в январе–марте продажи зоотоваров выросли в полтора раза, чему способствовало расширение ассортимента почти на треть.

Президент Национальной ассоциации зооиндустрии Кирилл Дмитриев связывает снижение числа покупок при росте среднего чека с переходом клиентов на покупку крупных упаковок, особенно через онлайн-магазины и маркетплейсы. Также он отмечает, что производственные затраты растут: себестоимость упаковки паучей с влажным кормом в марте увеличилась на 15% по сравнению с прошлым годом.

Каждый пятый покупатель зоотоваров пользуется маркетплейсами. Но, несмотря на широкий ассортимент и быструю доставку, электронные площадки не могут предложить потребителям персональные консультации и помощь в подборе товаров для их питомцев. На вебинаре Александр Колчин расскажет, как зоомагазины могут эффективно конкурировать с маркетплейсами*. Вы узнаете, как превратить слабые стороны онлайн-платформ в возможности для вашего бизнеса!
 * Реклама. ООО «ИИЦ «Зооинформ» Erid: 2W5zFGRd1eY

Источник: Коммерсантъ и «Зооинформ»

Мы знаем, что для вас важно получать актуальную информацию в удобном для вас виде и формате. Не забудьте подписаться на удобные для вас каналы Zooinform.ru

Разработка и продвижение сайтов webseed.ru