Национальная ассоциация зооиндустрии (НАЗ) получила официальные разъяснения Минсельхоза России и Россельхознадзора по правилам реализации ветеринарных препаратов, в том числе и рецептурных, через маркетплейсы. Документы имеются в распоряжении «Зооинформа».
Ассоциация несколько раз направляла запрос в адрес ведомств. Ответы подтвердили известную профессиональному сообществу позицию: продажа лекарств для ветеринарного использования, в том числе по рецепту врача, допускается только через лицензированные ветеринарные аптеки, специалистами с профильным образованием.
Таким образом подтверждён полный запрет на отпуск рецептурных ветпрепаратов через пункты выдачи заказов и их доставку, если эта деятельность не осуществляется лицензированными аптеками.
Единственно допустимая модель сотрудничества маркетплейсов и лицензированных продавцов – DBS (delivery by seller), при которой маркетплейс выступает лишь как витрина, а товар хранится и доставляется самим продавцом, имеющим соответствующую лицензию и специалистов для контроля рецептов.
В своих ответах ведомства ещё раз обозначили ответственность маркетплейсов за модерацию продавцов и ассортимента, а также за исключение с платформ предложений от нелегальных продавцов. Маркетплейсы обязаны блокировать товары, относящиеся к рецептурным препаратам, если у продавца нет лицензии и регистрации в системе «Гален». Остатки таких препаратов, уже размещённые на складах маркетплейсов, должны быть возвращены продавцам.
На сегодняшний момент почти ничего из этого не соблюдается. Например, по открытым данным Ozon, за период с апреля 2024 года по май 2025 года запрещённый к продаже в России препарат «Бравекто», который не ввозится в страну с середины 2022 года из-за отсутствия у производителя сертификата GMP, был продан на сумму около ₽1,6 млрд.

Кирилл Дмитриев,
Президент Национальной ассоциации зооиндустрии:
«На маркетплейсах не могут продаваться ветпрепараты без маркировки, запрещённые к ввозу и по рецептам. Никакой выдачи через ПВЗ, никакой доставки от лица маркетплейса быть не может! Эти требования были озвучены ещё несколько лет назад, и сегодня они вновь подтверждены официально. Важно, чтобы теперь маркетплейсы начали их соблюдать».
Ассоциация отмечает, что реализация рецептурных ветпрепаратов с нарушением этих правил остаётся одной из главных проблем отрасли. Профессиональное сообщество ожидает от маркетплейсов и ответственных ведомств конкретных шагов по приведению своей работы в соответствие с законодательством.
Напомним, что 12 февраля в «ОПОРЕ России» состоялось заседание Комитета по торговле. Одним из рассматриваемых вопросов стала проблема соблюдения норм и правил при реализации кормов и ветпрепаратов для непродуктивных животных на маркетплейсах. Подробнее об этом – в нашем материале.
Ранее аналитики RNC Pharma рассказали, в I квартале 2025 года розничные цены на ветпрепараты в России, включая продажи через интернет, показали рост на 17,7% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года.