NTech рассказала о ситуации на рынке FMCG и кормов для домашних животных

Ситуация на рынке кормов для домашних животных и FMCG
Фото: NTech

Аналитическая компания NTech провела ежегодную online-конференцию, на которой рассказала о ситуации на рынке товаров широкого потребления (FMCG), в том числе — кормов для домашних животных. Были проанализированы данные за девять месяцев 2024 года. Они сравнивались с аналогичным периодом прошлого.

Компания оценила инфляцию в III квартале 2024 года примерно в 11%, это высокое значение, но оно стабильно. Кроме того, на рынке присутствует шринкфляция – снижение производителем количества, объёма или веса товара в упаковке при сохранении или непропорционально малом снижении отпускной цены. В среднем по рынку этот показатель составляет не более 1,5–2% от общего веса упаковки. Это явление постепенно теряет актуальность — например, в сегменте рационов для собак за период с III квартала 2023 года по III квартал 2024 года NTech оценила уровень шринкфляции около 6%.

По данным аналитиков, увеличение продаж кормов для домашних животных с октября 2023 по сентябрь 2024 года относительно предыдущего аналогичного периода составило 15–16% в денежном выражении и около 11% в натуральном. Средний рост рынка FMCG за этот период оценивается в 18% в деньгах и в 6% в натуральном выражении. Таким образом в денежном выражении категория немного отстаёт от общего увеличения, а в натуральном превышает средний рост рынка почти в два раза, что показывает влияние реального спроса.

Среди каналов продаж популярность набирают магазины около дома, куда компания относит такие сети, как «Магнит», «Пятёрочка», «Дикси» и другие. Доля этого канала за два года (с III квартала 2022 года) выросла на 2%, увеличение продаж в натуральном выражении превышает динамику увеличения количества магазинов.

Отмечен высокий рост доли дискаунтеров – она выросла на 40%. Однако рост сопоставимых продаж LFL (Like-for-Like sales) – соотношение выручки, которую получили магазины одной розничной сети в текущем и прошлом отчётном периоде – во многих дискаунтерах отрицательный. Например, в «Светофоре» падение на 11%, в «Чижике» – на 3%. Специалисты говорят о снижении привлекательности дискаунтеров для населения и возможном оттоке покупателей из этого канала.

Доля гипермаркетов за два года уменьшилась на 15%, канал супермаркетов потерял 6% своей доли.

Доля СТМ в денежном выражении на рынке FMCG стабильная на протяжении последних двух лет – около 23%. А вот в физическом эквиваленте за два года доля категории снизилась с 32% в III квартале 2022 года до примерно 28% в III квартале 2024 года. Но, по мнению аналитиков, это не значит, что частные марки сдают позиции. Рынок СТМ активно трансформируется: на первый план выходят СТМ второго и третьего поколения, которые отличаются от частых марок первого поколения качеством, инновациями, уникальным предложением и могут составить серьёзную конкуренцию брендам.

Количество SKU в федеральных сетях стремительно снижается, но всё равно остаётся значительным – около 196 тысяч наименований. А вот число брендов растёт – сегодня их около 14 800. Аналитики связывают это с новой тактикой производителей, когда новые товары стремятся выпускать не в линейках уже существующих брендов, а выводят в новые торговые марки, которые, по мнению производителей, смогут привлечь больше внимания.

По оценке специалистов NTec, сегодня всего 1% SKU на рынке FMCG обеспечивает 48% продаж в денежном выражении и 64% в натуральном, а 20% SKU – 95% продаж в деньгах и 97% в физическом выражении. Такая же ситуация с брендами: всего 1% торговых марок на рынке обеспечивает 49% продаж в деньгах и 55% в натуральном эквиваленте. А 20% брендов «закрывают» продажи на рынке на 97%, как в деньгах, так и «физически».

Аналитики говорят о множестве «лишних» брендов и SKU на полках магазинов, создающих иллюзию разнообразия и ассортимента. Поэтому доля новинок среди представленных товаров снижается и находится на уровне 2%.

Компания NTech – российская информационно-аналитическая компания в сфере FMCG (рынок товаров повседневного спроса). Измеряет FMCG-рынок с 2013 года. С 2021 года NTech входит в реестр аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий. Информационным ядром NTech является «Потребительская панель NTech», а основным источником данных — обезличенные электронные чеки пользователей сервиса ФНС России «Мои чеки онлайн», давших согласие на их передачу партнёру сервиса NTech. Получаемые данные содержат информацию из чека о наименовании товара, его цене, количестве штук и месте покупки.

Мы знаем, что для вас важно получать актуальную информацию в удобном для вас виде и формате. Не забудьте подписаться на удобные для вас каналы Zooinform.ru