Поиск
Наполнители для кошачьих туалетов

Обзор рынка наполнителей для кошачьих туалетов

Наполнители для кошачьих туалетов – второй по доле рынка зоотовар после кормов в России. По оценке «Зооинформа», она составляет около 9%. Объём этого рынка наполнителей в 2023 году достиг ₽38 млрд.
«Зооинформ» подготовил обзор о ситуации в этом сегменте товаров для животных на мировом и отечественном рынках, трендах в производстве наполнителей и новинках, которые были представлены в России в первом полугодии 2024 года.

Текст: Александр Колчин
Фото: Guajillo studio / AdobeStock

Мировой рынок наполнителей для кошачьих туалетов

Аналитическая компания Mordor Intelligence* опубликовала прогноз по рынку наполнителей для кошачьих туалетов и оценила его в $5,33 млрд в 2024 году.


* «Анализ размера и доли рынка наполнителей для кошачьих туалетов – тенденции роста и прогнозы 2024–2029 гг.».


Объём продаж этой продукции в мире в 2029 году составит почти $7 млрд, а среднегодовой рост — 5,4%. Самым большим рынком названа Европа. Самый высокий рост реализации сегмент показывает в Северной Америке. Онлайн-продажи быстрее всего растут в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Аналитики считают, что владельцы кошек и далее будут искать качественные и экологичные товары в этом сегменте, что стимулирует спрос на комкующиеся наполнители из глины, силикагелевые продукты и наполнители из натуральных материалов, альтернативных глине и силикагелю. Несмотря на существующие проблемы с цепочкой поставок, перспективы роста сегмента наполнителей оцениваются высоко, с возможностями для инноваций в ответ на потребительский спрос на экологически чистые и удобные продукты по уходу за кошками.

Рынок наполнителей для кошачьих туалетов в России

По данным аналитической компании NielsenIQ, продажи наполнителей в денежном выражении за 12 месяцев по апрель 2024 года в офлайн-зоомагазинах снизились на 2,1% по сравнению с предыдущим периодом. В канале реализуется 31,8% всей продукции в этом сегменте на российском рынке.

В неспециализированной офлайн-рознице с самообслуживанием продажи увеличились на 1%, что говорит о стагнации реализации наполнителей в этом канале. Принимая во внимание уровень инфляции — по информации Центрального банка, в апреле годовая инфляция достигла 7,84% — можно предположить, что продажи в денежном выражении, скорее всего, сократятся. В этом канале продаётся больше всего наполнителей: доля этого канала фиксируется аналитиками на уровне 38,3%.

В традиционной рознице, которую специалисты NielsenIQ определяют как магазины с «прилавочной» формой обслуживания, продажи наполнителей для кошачьих туалетов выросли на 5,7%. Однако доля продаж этой продукции в таких торговых точках составляет 1,2% от общего объёма рынка. В онлайн-канале рост продаж наполнителей фиксировали на уровне 47,2%, а долю канала – в 28,7%.

«Продажи наполнителей продолжают активно развиваться в онлайне. При сохранении такого тренда доля онлайн-канала может превысить долю продаж офлайн-специалистов для категории наполнителей в течение года»,

— отметил старший менеджер по работе с ретейлом NielsenIQ Даниил Лобанов в комментарии «Зооинформу».

Цена на наполнители на розничном рынке России за 12 месяцев по апрель 2024 года в офлайне увеличилась на 2,3%, онлайн, наоборот, – «подешевел» на 4%.

Положительный вклад в продажу наполнителей для кошачьих туалетов на рынке вносило изменение цены и размеров упаковки, отрицательный – уменьшение спроса и сокращение ассортимента продукции. Снижение среднего размера упаковки как фактор в декомпозиции аналитиков NIQ может отражать тот факт, что покупатели сами стали приобретать упаковки меньшего объёма (например, вместо 2 кг – 1,5 кг).

В зоотоварах наполнители являются наименее «запромотированной» категорией. Доля промо в натуральном выражении за 12 месяцев по апрель 2024 года по сравнению предыдущим периодом прошлого составила 23,8% (снижение на 0,6 п.п.), а средняя промоскидка – 18,2% (рост на 1,2 п.п.).

Таблица 1. Доля продаж и динамика денежных продаж наполнителей по регионам

РегионДоля продаж в денежном выражении, %Динамика денежных продаж к прошлому году, %
Северо-Запад10,6–2,5
Центр35,6–1,9
Поволжье15,12,6
Юг11–6,9
Урал9,34,5
Сибирь13,15,1
Дальний Восток5,31
Период с мая 2023 по апрель 2024 года. Данные по офлайн-рынку.

Больше трети всех наполнителей продаётся в Центральном регионе – 35,6%. Регионы с высокой долей реализации этой продукции – Поволжье, Сибирь, Северо-Запад и Юг.

В Северо-Западном регионе, в Центре и на Юге фиксируют снижение продаж. Увеличение торговли в районе 5% отмечено аналитиками в Сибири и на Урале. Небольшой рост в 2,6% есть в Поволжье. Рост в 1% на Дальнем Востоке можно воспринимать как стагнацию в продажах наполнителей.

Таблица 2. Доля продаж и динамика денежных продаж наполнителей по видам продукции

КатегорииДоля продаж в денежном выражении, %Динамика денежных продаж к прошлому году, %
Впитывающие48,21,5
Комкующиеся42,821,2
Другие / тип не определён99,2
Период с мая 2023 по апрель 2024 года. Данные по совокупному рынку офлайн + онлайн.

На омниканальном рынке России комкующиеся наполнители для кошачьих туалетов, доля продаж которых занимает почти 43% в сегменте, демонстрируют самый большой рост в 21,2%.

Впитывающие продукты занимают почти 50% рынка наполнителей, но показывают очень скромный рост продаж в 1,5%, который можно воспринимать как стагнацию.

«В офлайне чуть более половины продаж приходится на впитывающие наполнители. Их доля на 14% превышает долю комкующихся, при этом динамика отрицательна (–4,3%). На совокупном рынке распределение долей между впитывающими и комкующимися наполнителями более равномерно, но комкующиеся показывают гораздо более высокий темп роста»,

– отмечает Даниил Лобанов.

Динамика запросов в интернете

Количество поисковых запросов на «наполнители для кошек», по данным сервиса «Яндекс Вордстат», снижалось с августа 2022 года по апрель 2023 года и затем росло до января 2024 года. Однако в период с января по май текущего года интенсивность запросов на наполнители для кошек в интернете серьёзно уменьшилась. Такие же данные по городам России даёт и сервис Зоомонитор. В Москве среднее снижение количества запросов с начала года фиксировалось на уровне 19%, Санкт-Петербурге – 16%, Екатеринбурге и Новосибирске – 14%, Ростове-на-Дону – 11% и Хабаровске – 22%.

Таблица 3. Число запросов в России по словосочетанию «наполнители для кошек»

«Яндекс Вордстат», июнь 2024 года.

Среди самых «топовых» запросов в онлайне: наполнитель + для кошек, наполнитель + для кошек комкующийся, наполнитель + для туалета + для кошек, наполнитель древесный + для кошек, сибирская кошка наполнитель.

Основные тренды в производстве наполнителей

Экологичность и биоразлагаемость. Современные потребители всё чаще обращают внимание на экологичность продукции и утилизацию отходов без вреда для окружающей среды. Наполнители для кошачьих туалетов из натуральных и биоразлагаемых материалов набирают популярность. Они безопасны для животных и окружающей среды, потому что легко разлагаются, а также легко утилизируются. Некоторые производители применяют дополнительную микробиологическую обработку для улучшения и ускорения процесса разложения наполнителей.

В основном такую продукцию производят из древесных опилок и стружки. Опилки прессуются в гранулы или используются в их натуральном виде. Такие наполнители хорошо впитывают влагу и нейтрализуют запахи. Например, древесные комкующиеся наполнители – один из новых видов продуктов для кошачьих туалетов, который относится к категории экологичных продуктов и создан для улучшения ухода за домашними животными.

Кукурузные отходы, такие как отруби, также широко используются для производства биоразлагаемых наполнителей. Они относятся к возобновляемым ресурсам. Отходы от злаковых тоже прессуют в гранулы, которые обладают высокой впитывающей способностью и снижают интенсивность запаха.

Среди экзотических материалов – гречишная лузга. Такой наполнитель не содержит ароматизаторов и клеящих веществ, что делает его безопасным и гипоаллергенным.

Соевое волокно «тофу» является популярным компонентом для изготовления экологичных наполнителей для кошачьих туалетов. Сырьё получают из остатков производства тофу, что практично и с точки зрения утилизации пищевых отходов.

Остатки соевого волокна собираются и очищаются от посторонних примесей. Затем сырьё измельчается, потом волокна смешиваются с натуральными веществами, которые обеспечивают слипание. Смесь проходит через экструдер или пресс, где под высоким давлением формируются гранулы необходимого размера. Этот процесс также помогает удалить лишнюю влагу. Затем гранулы сушатся для окончательного удаления влаги. Это важно для предотвращения образования плесени и увеличения срока хранения продукции.

Наполнители из соевого волокна не содержат химических добавок и безопасны для кошек. Даже если животное случайно проглотит гранулу, это не вызовет отравления или других проблем со здоровьем. Полностью биоразлагаемы, легко перерабатываются в «компостных условиях» и не требуют специальных усилий для утилизации.

Переработанная бумага также является доступным и экологически безопасным материалом для наполнителей. Она легко разлагается и перерабатывается. Наполнители для кошачьих туалетов из бумаги хорошо впитывают и минимально пылят.

Улучшение поглощающих свойств наполнителя. Современные технологии позволяют создавать наполнители с улучшенными абсорбирующими свойствами. Такие продукты не только эффективно впитывают влагу, но и нейтрализуют запахи, что особенно важно для владельцев кошек. В качестве таких «присадок» в наполнитель могут добавлять, например, активированный уголь. В каких-то случаях смешиваются несколько материалов. Включение антибактериальных компонентов в состав продукта помогает предотвращать распространение вредных микроорганизмов и снижает риск появления инфекций у домашних животных.

Ароматизированные наполнители. Некоторые производители предлагают наполнители с различными ароматами, которые помогают маскировать неприятные запахи. Однако здесь важно учитывать, что не все кошки положительно реагируют на ароматы, поэтому такие продукты должны быть тщательно протестированы.

Новинки на рынке наполнителей для кошачьих туалетов

Компания «Сибирская кошка» в 2024 году выпустила серию наполнителей Prestige – улучшенные версии наполнителей, проверенные временем и миллионами. Это миксовые наполнители из бентонита с добавлением силикагеля.

«АММА» представила новинку в линейке комкующихся наполнителей CAT STEP Compact White. Гранулы CAT STEP Compact White French Soap быстро формируют прочные комки и надёжно блокируют неприятные запахи, а лёгкий и утончённый аромат французского мыла дополнительно освежает и дезодорирует лоток.

«Баулюкс» представила рынку наполнители для кошачьих туалетов под собственными брендами Puremur и Cattoi. Натуральность и отсутствие раздражающих добавок обеспечивают комфорт, гигиену и чистоту в домашних условиях, упрощают уход за животным.

Компания «Экософт» выпустила новые позиции наполнителей «Мурзик силикагелевый», «Снежок силикагелевый» и «Экософт Премиум». Новые продукты не содержат ароматизаторов, состоят из гранулированного силикагеля высшего сорта с большим объёмом микропор, что значительно увеличивает влагопоглощение.

Компания «Сибирские Технологии» выпустила на рынок инновационный продукт – древесный комкующийся наполнитель под брендом PET MY PAT. Наполнитель экологичен и биоразлагаем, впитывает и задерживает запахи, не пылит и утилизируется в канализацию.

Линейка комкующихся наполнителей «Барсик TOFU» пополнилась тремя новыми «летними» видами продукта в фасовке 15 л: «Барсик TOFU Тропик MIX» – с цветными гранулами и ароматом тропических фруктов, «Барсик TOFU Морской Бриз» – с ароматом морского бриза и «Барсик TOFU Яблоко» – с ароматом спелого яблока. Наполнители сделаны на основе натурального экологичного сырья, биоразлагаемые, разрешена утилизация в канализацию.

Выводы

Мировой рынок демонстрирует рост продаж наполнителей для кошачьих туалетов, который, по прогнозу аналитиков, продлится до 2029 года. Увеличение идёт за счёт количества кошек в Европе, Северной Америке и Южно-Тихоокеанском регионе. Среди владельцев кошек есть запрос на натуральные, органические и экологичные наполнители.

В России продажи этой продукции снижаются или стагнируют в офлайне и растут в онлайн-канале. Цена на наполнители минимально растёт в физических магазинах и снижается в интернет-магазинах. Доля продаж товаров этого сегмента в неспециализированном офлайне и в зоорознице практически равна. Онлайн догоняет долю специализированного канала и в течение года может сравняться с ним.

Запросы в интернете по категории «Наполнитель для кошек» снижаются с начала 2024 года.

Среди самых популярных трендов в производстве: экологичные и биоразлагаемые продукты, улучшение поглощающих свойств и ароматизация.

Мы знаем, что для вас важно получать актуальную информацию в удобном для вас виде и формате. Не забудьте подписаться на удобные для вас каналы Zooinform.ru