Поиск
маркировка кормов

Под знаком маркировки и импортозамещения

2024 год будет очень важным для зооиндустрии: 12 месяцев обещают быть насыщенными событиями, проектами, вопросами, которые отрасли придётся решать. Этот год будет связан с процессом введения маркировки кормов и ветеринарных препаратов для непродуктивных животных.

Кирилл Дмитриев

Текст: Кирилл Дмитриев, президент Национальной ассоциации зооиндустрии

Некоторые итоги 2023 года

2023 год начался для зооиндустрии с определённых успехов: отрасли удалось отстоять использование тилетамина и аналогичных веществ в ветеринарной практике.

Внесены изменения в проект постановления Правительства РФ «Об установлении требований к содержанию животных в местах, используемых для торговли животными». Часть замечаний НАЗ были учтены.

В прошлом году зообизнес начал диалог с маркетплейсами, чтобы выработать общие правила игры на рынке. Национальная ассоциация зооиндустрии (НАЗ) инициировала заседание общественного совета при Россельхознадзоре, где обсуждался вопрос реализации кормов и ветпрепаратов в интернете. Результатом стал отказ Wildberries от торговли ветеринарными препаратами, а большинство маркетплейсов стало требовать от продавцов лицензии на такую продукцию: недобросовестные магазины были вынуждены уйти с этих площадок.

В 2023 году подписано соглашение о взаимодействии «ОПОРЫ России», Национальной ассоциации зооиндустрии и Wildberries. Установлены рабочие отношения с Ассоциацией компаний интернет-торговли (АКИТ), проведены конструктивные встречи с Ozon.

Большую часть года НАЗ боролась с поспешным введением эксперимента по маркировке кормов и ветеринарных препаратов. Но в конце года эксперимент стартовал, и 2024-й будет для зообизнеса годом серьёзных изменений: скорее всего, в октябре введут обязательную маркировку лекарственных средств и сухих рационов для животных. Отрасли предстоит поработать, чтобы максимально отодвинуть введение обязательной маркировки, вывести из-под неё какие-то категории кормов и ветпрепаратов.

Основные направления работы зообизнеса в 2024 году

Маркировка. Минпромторг и ЦРПТ (оператор государственной системы маркировки «Честный знак»), ответственные за проведение эксперимента по маркировке кормов и ветеринарных препаратов, активно взялись за дело. С начала года еженедельно проходят совещания рабочих групп, на regulation.gov.ru уже вывешены проекты законов по введению обязательной маркировки лекарственных средств и рационов для питомцев. Минпромторг хочет как можно быстрее ввести обязательную маркировку в зооиндустрии, но быстрее — это не всегда качественно, не всегда вовремя для бизнеса и уж точно не дёшево. Не на все вопросы по маркировке сегодня есть ответы, например, существуют такие продукты, нанесение кода на которые технически сложно или невозможно.

При введении маркировки на некоторых предприятиях, например, где выпускают паучи, скорее всего, серьёзно снизится производительность. Каждому участнику оборота придётся что-то менять в своей работе: вкладывать деньги в оборудование, в программное обеспечение, привлечение дополнительных сотрудников и так далее. НАЗ считает, что в результате это приведёт к увеличению себестоимости продукции далеко не на 1%, как об этом говорят, например, операторы проекта.


Справка:
Национальная ассоциация зооиндустрии и ЦРПТ будут сотрудничать при проведении экспериментов по маркировке кормов для домашних животных и ветеринарных препаратов. Стороны подписали соответствующее соглашение 12 февраля 2024 года.
Это важный шаг к выработке наилучших практик для отрасли. Участие членов НАЗ в эксперименте позволит проработать все спорные вопросы и решить их в диалоге с представителями отрасли. Это позволит нам добиться максимального эффекта в плане улучшения прозрачности рынков и минимизировать давление на бизнес. В частности, в сотрудничестве с ЦРПТ ассоциация планирует решить вопрос реализации кормов для животных на развес.


Регламент по безопасности кормов для непродуктивных животных. Активная работа по созданию технического регламента ЕАЭС по безопасности кормов для непродуктивных животных возобновилась. Техрегламент установит общие стандарты безопасности кормов на всей территории ЕАЭС. Все корма для домашних животных должны будут соответствовать установленным в регламенте требованиям. В будущем в соответствии с утверждённым техническим регламентом национальные правила и стандарты для кормов и кормовых добавок также должны быть изменены.

У команды экспертов, которые работают над документом, возникает много вопросов, начиная с области применения регламента и заканчивая тем, на что он распространяется, на что нет, как найти компромисс между кормами, сырьём, добавками и так далее. И это разработчики ещё не погружались в технические и методологические детали. Принятие техрегламента – это то, чего индустрия очень ждёт. НАЗ активно участвует в разработке, и пока сложно сказать, сколько проблем ещё появится во время работы над этим документом.

Также НАЗ участвует в рабочей группе по обсуждению ТР «О безопасности кормов и кормовых добавок». Это важно и для зооиндустрии, поскольку документ включает требования к кормовым добавкам, которые входят в состав кормов для непродуктивных животных.

Продажа ветпрепаратов и кормов на маркетплейсах. Чтобы решить проблему с реализацией на платформах хотя бы лекарственных средств для животных, «ОПОРА России» и Национальная ассоциация зооиндустрии совместно с «СОЮЗФАРМА» разработали Проект правил дистанционной торговли ветпрепаратами. Россельхознадзор поддержал проект и направил его в Минсельхоз для последующего утверждения постановлением правительства. Следим за судьбой документа и надеемся на его принятие.

Импортозамещение. Отечественной зооиндустрии придётся решать, чем заместить те ветпрепараты и корма, которые исчезли в связи с уходом некоторых зарубежных компаний из России. Сейчас она не готова полностью обеспечить рынок вакцинами или фармпрепаратами: не хватает производственных ресурсов, научных разработок, финансов и так далее.

Задача номер один по важности и значимости: быстро заместить импорт из недружественных стран продукцией из дружественных стран, которые могут, хотят и готовы работать с Россией. Задача номер два – развитие своего производства.

Для того чтобы Россия была обеспечена собственными ветпрепаратами и кормами, требуются серьёзные инвестиции. Но, видимо, этого не понимают в Минпромторге, потому что добавляют к нагрузке на бизнес, которая возникла в связи с импортозамещением (например, новым иностранным компаниям нужно получить российский сертификат GMP, пройти регистрацию ветпрепаратов, начать поставки), ещё и введение обязательной маркировки кормов и лекарственных средств. Компаниям, которые работают на российском рынке, нужно внедрить маркировку на своём предприятии за рубежом либо маркировать продукцию на пересечении таможенной границы. Это колоссальные дополнительные расходы, которые могут отпугнуть поставщиков лекарств и кормов из дружественных стран.

Поэтому НАЗ считает маркировку в отрасли крайне несвоевременной. Её можно и нужно вводить, но позднее – через несколько лет, чтобы сначала решить проблемы с импортозамещением, насытить рынок, решить вопрос с независимостью российского рынка от импорта, и уже после этого вводить маркировку для прослеживаемости продукции и борьбы с фальсификатом.

Что делать компаниям отрасли

Я неоднократно говорил, что большинство трудностей в зооиндустрии связаны с разобщённостью. В настоящее время отрасль, к сожалению, не представляет собой целостный монолит. Чтобы успешно справляться с существующими проблемами, необходимо стремиться к объединению с целью выработки общих решений, формирования согласованной отраслевой позиции и определения оптимальных способов реагирования на возникающие сложности, такие как маркировка, ограничение импорта, стимулирование импортозамещения.

Какие-то конкретные шаги мы уже делаем: не все, но многие члены НАЗ вошли в эксперимент по маркировке кормов и ветпрепаратов. Сама ассоциация – участник всех процессов и будет следить за тем, как проходит эксперимент. Нам важно увидеть процесс изнутри, чтобы оценить, как маркировка действительно повлияет на бизнес.

Издержки компаний отрасли по внедрению маркировки будут довольно ощутимыми. Поэтому НАЗ считает, что в этом случае надо обращаться за мерами государственной поддержки, которые смогли бы хотя бы частично компенсировать эти затраты. Например, при внедрении новой контрольно-кассовой техники для предприятий розничной торговли был предусмотрен налоговый вычет. Есть и другие примеры, когда государство оказывало бизнесу помощь при введении каких-то новых требований.

Просить поддержку нужно в масштабах всей индустрии. Должен быть единый координирующий центр, который соберёт информацию, аккумулирует её, создаст необходимые документы и будет представлять интересы зообизнеса в органах власти.

Отрасли уже пора создавать стратегическую программу, чтобы понимать, какой мы хотим видеть её через 20 лет и что для этого надо начинать делать уже сегодня. А это нужно делать сообща, всем вместе, объединившись.


Вступить в НАЗ

Справка:
Национальная ассоциация зооиндустрии (НАЗ) — некоммерческая организация, основанная на добровольном объединении компаний, которые занимаются предпринимательской деятельностью в сфере зооиндустрии. НАЗ начала работать в мае 2022 года. На конец 2023 года в организации было 29 ведущих компаний зообизнеса. Ассоциированными участниками НАЗ являются четыре фирмы.
Миссия НАЗ — объединение зооиндустрии для эффективного развития и реализации миссии каждого участника отрасли.
Президент НАЗ – Кирилл Игоревич Дмитриев.