Из-за увеличения количества собак и кошек в России, а их поголовье за три года, с 2020-го, стало больше на 11% и достигло почти 75 млн особей, потребление кормов для этих животных растёт. Сегодня питомцы «съедают» порядка 1,3 млн тонн сухих и влажных кормов в год. «Зооинформ» проанализировал основные цифры мирового и российского рынка кормов для домашних животных.
Текст: Александр Колчин
Фото: Ermolaev Alexandr / AdobeStock
Потребление кормов в мире и в России
По данным обзора «Агроэкспорта»* – «Корм для кошек и собак», вышедшего в мае 2024 года, мировой рынок этих продуктов активно развивается и демонстрирует стабильно высокие показатели прироста как в натуральном, так и в стоимостном выражении.
* Использованы материалы обзора компании «Агроэкспорт» – «Корм для собак и кошек».
Потребление рационов для домашних животных в натуральном выражении в 2023 году в мире выросло на 1,2% по сравнению с 2022 годом и составило 29,7 млн тонн. Большая часть приходилась на корма для собак — 20,4 млн тонн, сегмент рационов для кошек оценили в 9,3 млн тонн. По сравнению с 2022 годом потребление кормов для собак выросло на 0,9%, для кошек почти на 2%.
Доля России в мировом потреблении рационов для домашних животных в натуральном выражении составила 4,5%. В 2023 году наша страна заняла четвёртое место (на первых трёх расположились США, Бразилия и Китай), которое разделила с Германией и Мексикой, с показателем в 1,3 млн тонн. По данным отчёта «Агроэкспорта», потребление кормов для кошек и собак в России немного снизилось за год: в 2022 году страна была на третьем месте с 1,4 млн тонн, опередив Китай.
В денежном выражении мировой рынок кормов для домашних животных в 2023 году аналитики оценили в $136,8 млрд, он увеличился на 11,9%. Рынок питания для собак вырос до $84,4 млрд, для кошек – до $52,4 млрд. Глобальные продажи кормов для кошек увеличились на 12,3%, для собак — на 11,6%.
Российский рынок кормов для питомцев, по оценке «Зооинформа», достиг ₽350 млрд ($4,12 млрд**), то есть занимает долю в 3% от глобальных продаж рационов. Реализация кормов для кошек занимает 5,8% ($3,06 млрд) от мирового рынка, для собак – порядка 1,26% ($1,6 млрд).
** При среднем курсе доллара в 2023 году в ₽85.
Больше всего на мировом рынке промышленного питания потребляется сухих кормов для кошек и собак. В 2023 году показатель увеличился на 1,5%, до 22,2 млн тонн, в натуральном выражении и на 12,4%, до $79,5 млрд, в денежном по сравнению с предыдущим годом. В прошлом году было продано 16,8 млн тонн сухих рационов для собак, на $54,5 млрд, и 5,4 млн тонн сухих кормов для кошек, на $25 млрд.
Потребление влажных кормов в прошлом году в натуральном выражении практически не изменилось, оставшись на уровне 6,3 млн тонн, при этом в денежном выросло на 11,8% и достигло $36,4 млрд. Влажных рационов для собак в 2023 году купили порядка 2,6 млн тонн, на $3,8 млрд. Потребление влажных кормов для кошек составило 3,7 млн тонн или $22,6 млрд.
Продажи лакомств и снеков для домашних животных составили 1,2 млн тонн — $20,9 млрд.
В 2023 году основную долю в структуре производства кормов для питомцев в России занимали сухие рационы. Их доля оценена в 53,1% от общего объёма выпуска, это 0,72 млн тонн. Доля влажных кормов составила 46,9% – 0,64 млн тонн.
В структуре потребления кормов для кошек и собак России основная часть приходится на продукцию отечественного производства. При этом объёмы импорта снизились за последние два года: на 28,9% в 2022 году и на 29,9% в 2023 году. По данным Россельхознадзора, с начала 2024 года снижение импорта в этом сегменте составило 38%.
Основными факторами, оказавшими влияние на динамику производства кормов для кошек и собак в России в 2023 году, являлись рост стоимости и сложность приобретения импортного оборудования, упаковочных материалов, а также отдельных ингредиентов для изготовления премиальных продуктов (витамины, растительные белки и аминокислоты и др.).
По данным SoyaNews, в 2023 году в России было произведено мясо-костной муки, которую используют при изготовлении кормов для кошек и собак, всего на 7% больше, чем в 2022 году. Сырьевая база для выпуска рационов для домашних животных растёт, но пока не такими темпами, которые бы позволили поддержать потребности кормового производства.
Классы кормов и их динамика продаж на глобальном рынке
На мировом рынке корма экономкласса занимают 38,4% в натуральном выражении – 10,9 млн тонн, и 20,5% в денежном эквиваленте – $23,8 млрд. На рационы среднего класса приходится 35,9% рынка в натуральном выражении – 10,2 млн тонн, и 32,8% в денежном – $38 млрд. Премиум-продукты составляют порядка 25,8% потребления в натуральном выражении – 7,3 млн тонн, но в денежном эквиваленте они занимают чуть ли не половину рынка с долей 46,7% и объёмом продаж в $54,1 млрд.
В структуре потребления влажных кормов для кошек в натуральном выражении долю в 40,2% занимают продукты среднего класса – 1,5 млн тонн. Такая же ситуация и в сухих рационах для этих животных – средний сегмент продуктов доминирует с долей в 41,1% и 2,2 млн тонн. Однако основные деньги сегменту кормов для кошек приносят товары премиум-класса. В категории влажных рационов премиальные продукты в 2023 году собрали $11,1 млрд, а их доля составила почти 50%. Сухих кормов было продано на $10,6 млрд, а их долю оценили в 42,5%.
В категории влажных продуктов для собак первенство, хотя и с минимальным разрывом с другими категориями, удерживают корма экономкласса с 1 млн тонн и долей почти в 37%. В сухих рационах наибольшая доля в 41,3% также у экономкласса: продаётся почти 7 млн тонн. А в денежном выражении первенство у дорогих премиальных продуктов. Влажных кормов в этом сегменте в 2023 году продано на $7,4 млрд, и долю этих рационов оценили в 53,5%, сухих – на $25 млрд, их доля равна 45,8%.
В России из-за закрытости показателей по продажам зоотоваров подробный анализ по доле кормов разного класса на рынке провести сложно. По данным «Зооинформа», собранным из разных источников, долю рационов экономкласса в денежном выражении можно оценить в 40–45% от рынка питания для кошек, для собак – в 30–35%. Корма экономкласса остаются привлекательными для широкой аудитории владельцев домашних животных благодаря своей доступной цене и хорошей представленности в супермаркетах и гипермаркетах, а также в зоомагазинах. В условиях экономической нестабильности и роста цен на другие категории товаров потребители часто выбирают более бюджетные решения для питания своих питомцев.
Доля премиальных кормов для домашних животных, по оценке «Зооинформа», в денежном выражении может составлять 25–30% в сегменте питания для собак и около 30–35% для кошек.
***
Россия входит в топ-10 стран по потреблению промышленных кормов для кошек и собак. И в целом повторяет международные тренды, присущие этому сегменту товаров для домашних животных, с той лишь особенностью, что корма для кошек в России имеют приоритет, потому что количество этих животных превышает численность собак почти в 2 раза.
Продажи рационов в денежном выражении в нашей стране растут. Отечественное производство кормов развивается. Однако сырьевая база, возможно, пока не успевает за потребностями предприятий, которые стали выпускать больше кормов. В 2024 году следует ожидать увеличения потребления рационов и связанного с этим роста изготовления этой продукции на уровне 5–7% в натуральном выражении.