Продажи на маркетплейсах в России ежегодно растут и требуют регулярного и детального мониторинга. Понимание тенденций e–commerce помогает адаптировать стратегию торговли, в том числе и товарами для животных, в соответствии с изменениями потребительского спроса. Для зооиндустрии маркетплейсы одновременно и вызов, и точка роста. Статистика, собранная аналитиками, подскажет, в каком направлении двигаться, чтобы добиться результата.
Текст: Анна Каминская
Фото: AdobeStock
Аналитический центр НАФИ изучает тренды потребительского поведения практически с момента возникновения маркетплейсов. В своём новом исследовании, опубликованном в январе 2024 года, НАФИ сосредоточился на динамике пользования и оценках покупателями этих онлайн-площадок.
Самая главная и важная новость – маркетплейсы продолжают набирать сторонников: в 2023 году покупки там делали 69% опрошенных. В 2022 году эта цифра составляла 52%. При этом средняя ежемесячная выручка селлеров на платформах в 2023 году увеличилась почти на 40% и превысила отметку в 761 тысячу рублей.
Справка:
Всероссийский опрос проведён НАФИ в декабре 2023 года. Опрошены 1600 человек от 18 лет из всех регионов Российской Федерации. Выборка репрезентирует население РФ по полу, возрасту, уровню образования и типу населённого пункта.
Предпринимателей зообизнеса эта радужная статистика, по-видимому, едва коснулась: согласно опросу, проведённому «Зооинформом» в сентябре 2023 года, почти 65% компаний отрасли, занимающихся продажей на маркетплейсах, недовольны сотрудничеством и торгуют на площадках «в ноль» (60%) либо в убыток (4%). Только 24% респондентов имеют прибыль больше 30% и ещё 12% в плюсе не более чем на 10%.
Услугами маркетплейсов чаще пользуются россияне в возрасте от 35 до 44 лет (95%), женщины (93% против 88% мужчин) и городские жители (92%).
Напрашивается вопрос: что зообизнес делает не так? Причина в его инертности, специфике, в механике процесса покупки или в особенностях целевой аудитории? На круглом столе, организованном «Зооинформом» и Национальной ассоциацией зооиндустрии (НАЗ) в рамках выставки «ПаркЗоо 2023» и посвящённом взаимодействию с маркетплейсами, участники пришли к выводу, что для зообизнеса такое сотрудничество остаётся рискованным по трём причинам:
- политика ценообразования на платформах;
- непрозрачность тарифов и условий работы;
- несоблюдение площадками законодательства и требований регуляторов в отношении зоотоваров.
Пока эти проблемы не будут решены, отрасль едва ли может рассчитывать на рост прибыли в 40% от продаж на маркетплейсах, отражённый в исследовании НАФИ. Но уже сейчас можно и нужно использовать возможности нового, огромного канала сбыта – хотя бы для того, чтобы «прощупать» аудиторию, повысить узнаваемость нового продукта или бренда, завоевать репутацию и сформировать имидж.
Для покупателей маркетплейсы – комфортный способ приобретения товаров. Среди главных преимуществ, согласно исследованию НАФИ, пользователи называют:
- удобную систему оплаты (73%);
- лёгкость оформления заказа (72%);
- наличие товаров на любой вкус (69%);
- удобную доставку (68%);
- простое сравнение товаров и цен (65%);
- возможность приобрести всё необходимое в одном месте (65%);
- хорошее описание товара (56%).
Полностью удовлетворены опытом взаимодействия с маркетплейсами 27% опрошенных.
В то же время пользователи платформ сталкиваются и с проблемами, касающимися по большей части качества предоставляемого сервиса, а не самих товаров:
- доставка дольше, чем обещали (22%);
- товар пришёл повреждённым (16%);
- неудобный каталог, долго искать нужную продукцию (5%);
- сложности с возвратом товара (5%);
- путаница с заказами, ошибки при их оформлении (4%).
При этом 16% респондентов исследования НАФИ всё же указали, что сталкивались с несоответствием товара его описанию. Треть опрошенных (33%) считает, что на маркетплейсах встречаются подделки. В целом те или иные нарекания к работе площадок возникли у 42% россиян.
Тем не менее, пользователи в целом склонны доверять маркетплейсам. Они готовы скорее смириться с трудностями, которые возникают время от времени, нежели вовсе отказаться от использования сервиса, поскольку он экономит не только время, но порой и деньги. Кроме того, непрерывно растущий ассортимент платформ даёт пользователям дополнительную привилегию — возможность выбора.
Наталья Кузнецова, директор направления маркетинговых исследований Аналитического центра НАФИ, считает, что расширение ассортимента товаров всех категорий на маркетплейсах стимулирует развитие офлайн-ретейла и традиционных онлайн-магазинов:
«Успешность этой бизнес-модели провоцирует усиление внимания к таким площадкам: уже сейчас мы видим, как крупные ретейлеры открывают свои представительства на страницах маркетплейсов, как активно развиваются специализированные маркетплейсы с уникальным ассортиментом. И у этого сегмента ретейла есть ещё достаточно широкие возможности для развития: предложение собственных торговых марок, совершенствование систем лояльности клиентов, подписок внутри платформы, аутсорсинг своих решений другим игрокам рынка (например, услуг службы доставки), экосистемные предложения».
Хочется верить, что и зообизнес в конечном счёте получит больше возможностей для роста из-за прогрессирующего интереса к маркетплейсам среди потребителей. Чтобы успешно конкурировать на этом рынке, компаниям зооиндустрии нужно взглянуть на эти площадки глазами покупателей, обратить внимание на то, что они ценят в этом сервисе, изучить их предпочтения и продумать своё онлайн-присутствие. Учитывая текущие тенденции, бизнес, который сможет быстро адаптироваться к запросам, получит преимущество и повысит свои шансы на успех.