В 2024 году на розничном рынке ветеринарных препаратов для борьбы с внешними паразитами наблюдался заметный рост продаж в денежном выражении. При этом темпы натурального потребления эктопаразитарных средств замедлились, значительный вклад в увеличение денежного объёма этой категории внесла высокая инфляция. Параллельный импорт в ситуации отказа некоторых зарубежных производителей от официальных поставок привёл к росту цен и сокращению фактических продаж таких товаров. На этом фоне в последние три года на российском рынке идёт активное замещение импортной ветеринарной продукции.
старший аналитик аналитической компании RNC Pharma
Объём и динамика рынка
Общий объём розничных продаж препаратов против эктопаразитов в 2024 году увеличился на 15,4% в денежном выражении. Согласно информации базы данных «Аудит розничных продаж ветеринарных препаратов в России (total sell out)» аналитической компании RNC Pharma, рынок эктопаразитарных* препаратов составил ₽15,4 млрд (рис. 1).
* В рамках данного обзора анализировались следующие группы ветпрепаратов по классификатору ВОЗ: P03 – препараты для уничтожения эктопаразитов (включая чесоточного клеща), инсектициды и репелленты и P53 – эктопаразитарные ветеринарные препараты, инсектициды и репелленты.
В исследование не включалась группа препаратов P54A – макроциклические лактоны – отдельные препараты в рамках группы могут использоваться в т. ч. для уничтожения эктопаразитов, но в основной массе применяются в качестве антигельминтных средств.
Рост стоимостного объёма в этой категории препаратов в значительной степени был связан с инфляцией на рынке. В среднем за год цены в данной группе ветеринарных лекарств выросли на 31,9% — это выше показателей инфляции по всему розничному рынку ветпрепаратов (19,8%).
Динамика натурального потребления эктопаразитарных средств в ушедшем году замедлилась, но всё же находилась в зоне положительных значений. За весь год было реализовано 40,7 млн минимальных единиц дозирования (МЕД[1]), относительно результатов 2023 года продажи препаратов данной группы увеличились на 5,7%.
[1] Минимальные единицы дозирования (МЕД) – общее количество таблеток, флаконов, ампул и др. лекарственных форм, входящих в потребительские упаковки.

Анализируемая категория ветеринарных препаратов — наиболее яркий пример сезонной продукции в ассортименте ветеринарной розницы. Спрос на данную группу в большинстве регионов России начинает стабильно расти в середине весны. В апреле 2024 года по всей стране было реализовано 6,5 млн МЕД, что на 16,8% больше, чем в аналогичный месяц 2023 года, тогда россияне приобрели 5,6 млн МЕД подобной продукции (рис. 2). В мае и июне регистрируется снижение продаж эктопаразитарных средств, следующий всплеск потребления в 2024 году был фиксирован в августе (4,7 млн МЕД).
Самый низкий спрос на данную категорию препаратов обычно отмечается в январе, однако начало 2025 года стало исключением. В первый месяц текущего года объём продаж не уменьшился, а даже немного повысился относительно предыдущего месяца. В январе 2025 года покупатели приобрели 1,5 млн МЕД эктопаразитарных средств. По всей видимости, сохранение объёма продаж на уровне декабря связано с аномально тёплой погодой. Из-за отсутствия снежного покрова и не соответствующей климатическим нормам температуры во многих регионах центрального федерального округа отмечались случаи появления клещей. Во избежание заражения этими насекомыми владельцы домашних животных приобретали средства против эктопаразитов.
Максимальная динамика продаж ветеринарных препаратов данной группы в традиционной рознице (исключая онлайн) в натуральных единицах по итогам января 2025 года отмечалась в Калужской области. Объём реализации в субъекте вырос в 2,3 раза по сравнению с январём 2024 года. Существенный всплеск спроса в этот период фиксировался и в столичном регионе. За месяц в Москве приобрели почти 111 тысяч МЕД эктопаразитарных средств, что в 2 раза больше, чем в январе прошлого года. В Московской области в этот период было реализовано 79 тысяч МЕД (+78% относительно января 2024 года).

В тройку лидирующих по стоимостному объёму продаж регионов страны в 2024 году вошли Москва, Московская область и Краснодарский край (рис. 3). Перечисленные субъекты удерживают первенство в сегменте уже несколько лет. В 2024 году эти три региона обеспечивали свыше 33% стоимостного объёма и около 30% натуральных продаж эктопаразитарных средств на рынке офлайн-розницы ветеринарных препаратов. Примечательно, что если в Москве и её области пик покупательской активности отмечается в апреле, то в южных областях максимальные объёмы продаж фиксируются летом. В Краснодарском крае максимальный спрос пришёлся на июль — в этот месяц здесь было приобретено 480 тысяч МЕД таких препаратов. Вероятно, значительную часть продаж в жаркое время года обеспечивают туристы, приезжающие на отдых в данный регион.

* Топ-3 субъектов РФ по стоимостному объёму продаж. Для графика выбран топ-3 субъектов РФ по стоимостному объёму продаж (как самые основные регионы), но сезонность продаж рассмотрена в МЕД.
Структурные характеристики рынка
Доля продаж через интернет в группе эктопаразитарных средств заметно выше, чем в других группах ветпрепаратов. Это связано с выраженной сезонностью, их удобно покупать заранее, и здесь реализуется та продукция, которая официально российский рынок покинула. В 2024 году рублёвая доля e-com выросла относительно 2023 года на 8 процентных пункта (п.п.) и достигла 29,5% (рис. 4). За год интернет-продажи выросли на 60% в рублях и на 51% в МЕД. Доля в натуральном выражении в 2024 году составляла 19,9%, годом ранее была на уровне 13,9%.
В 2024 году в интернет-канале было представлено 108 торговых марок инсектоакарицидных средств, а в офлайне за тот же период обращалось 137 брендов. За год в онлайн-канале появилось семь новых продуктов, при этом продажи пяти ранее представленных брендов не осуществлялись. Три новых препарата до этого продавались только офлайн и не были доступны в интернете. Среди новинок лидером по объёму продаж стало инсектоакарицидное средство Forsecto от отечественной компании «Астрафарм», зарегистрированное в конце 2023 года. Объёмы реализации в обоих каналах сбыта пока относительно невысокие, за год было продано чуть более 5 тысяч МЕД.
В офлайн-канале за год ассортимент сократился на десять торговых марок — среди них как импортные, так и российские продукты. Одновременно в канале появилось шесть новых средства отечественного и зарубежного производства. В числе новинок можно выделить упомянутый выше Forsecto («Астрафарм»), а также таблетированный ветеринарный препарат от блох и клещей для собак «Тиксфли» от компании «Ветфармстандарт».

Доля отечественных эктопаразитарных препаратов в рублёвом выражении составила по итогам 2024 года 49,2% (рис. 5). Второе место сохраняют за собой средства из США. Впервые российские препараты опередили американские в 2023 году, тогда их доля достигла 44,2%. В 2022 году продукция из США лидировала на рынке России — на неё приходилось более половины денежного объёма в анализируемой группе.
Натуральная доля американской продукции заметно ниже, на неё в 2024 году приходилось 10,1% в минимальных единицах. Отечественные препараты занимали 84,4% в МЕД. В число лидеров среди стран, чьи эктопаразитарные препараты представлены на российском рынке, входят также Германия и Словения. Отметим, что если продажи лекарств из Германии существенно снизились (–55% в рублях и –66% в МЕД), то поставки препаратов из Словении выросли более чем в 2 раза как в стоимостном, так и в натуральном выражении. Общее количество стран-поставщиков эктопаразитарных препаратов в прошлом году достигло 14.

Конкурентное окружение
В 2024 году впервые за долгое время на розничном рынке ветеринарных препаратов сменился лидер. Отечественная компания «Экопром» опередила американскую «МСД», заняв почти четверть всего рублёвого объёма продаж в группе. «МСД» при этом опустилась на третью позицию, потеряв 7 п.п. доли за год, и теперь на неё приходится 13,6% (таб. 1). На вторую строчку рейтинга поднялся «Зоэтис» с долей рынка 20,6%. Несмотря на то что обе американские корпорации концентрируют более 37% расходов покупателей на рынке, натуральное потребление их продукции невысокое — менее 7% от общего объёма продаж в натуральных единицах за прошлый год.
Важно подчеркнуть, что рынок очень концентрирован, на десятку лидеров приходится свыше 93% продаж в денежном выражении в данной товарной категории. В натуральном выражении их совокупная доля несколько ниже — около 75%.
В топе-10 снижение стоимостного объёма зафиксировано только у двух компаний, однако в натуральных единицах сокращение продаж отмечается у четырёх фирм. Наибольшее сокращение демонстрирует немецкая компания «Берингер Ингельхайм» (–66%). В рублях компания также показала значительное снижение объёма (–55%). По итогам года отрицательная динамика наблюдалась у большинства игроков рынка. За пределами первой десятки наиболее значительное падение продемонстрировала французская корпорация «Вирбак» (–99% в МЕД).
Максимальный прирост стоимостных продаж в топе-10 продемонстрировала компания «КРКА» из Словении (рост в 2,3 раза). Производитель активно замещает продукты некоторых зарубежных фирм, которые прекратили официальные поставки в Россию.
Таблица 1. Топ-10 компаний-производителей на розничном рынке эктопаразитарных ветпрепаратов в России (включая онлайн-канал)
№ | Компания | В стоимостном выражении | В натуральном выражении | ||
Доля в 2024 г., %, руб. | Динамика к 2023 г., %, руб. | Доля в 2024 г., %, МЕД | Динамика к 2023 г., %, МЕД | ||
1 | ЭКОПРОМ | 24,7 | 46 | 26,8 | 28 |
2 | ЗОЭТИС | 20,6 | 63 | 5,4 | –15 |
3 | МСД | 13,6 | –25 | 1,4 | –46 |
4 | АГРОВЕТЗАЩИТА | 13,2 | 12 | 25,4 | 1 |
5 | ЭЛАНКО | 7,7 | 0,3 | 3,3 | –21 |
6 | КРКА | 4,9 | 133 | 3,8 | 105 |
7 | БЕРИНГЕР ИНГЕЛЬХАЙМ | 3 | –55 | 1,1 | –66 |
8 | АПИЦЕННА | 2,8 | 4 | 5 | 1 |
9 | АСТРАФАРМ | 2,4 | 22 | 3 | 7 |
10 | АГРОБИОПРОМ | 2 | 28 | 11,9 | 7 |
Источник: RNC Pharma®, Аудит розничных продаж вет. ЛП в России (total sell out)
В 2024 году сменился лидер на рынке: американский инсектоакарицидный ветеринарный препарат «Бравекто» («МСД») опустился в рейтинге на третью строчку с сокращением продаж на 25% в рублях (таб. 2), и это несмотря на то, что его средняя цена в рознице за год увеличилась на 43%.
Первое место в общем объёме продаж занимает «Симпарика» с приростом 63% в стоимостном выражении и сокращением в МЕД на 15%. С четвёртой позиции на вторую поднялась торговая марка «Инспектор» от «Экопрома». За год реализация препарата увеличилась на 42% в натуральных единицах, а рублёвый объём покупок вырос на 57%.
На фоне прекращения официальных поставок лидирующего ранее «Бравекто» в России были зарегистрированы несколько отечественных аналогов этого лекарства с таким же действующим веществом (МНН флураланер). В 2024 году были одобрены препараты от производителей «Агроветзащита» и «Экопром», а в феврале 2025 года свой аналог зарегистрировала компания «Апиценна». Но в рознице продажи этих препаратов пока не зафиксированы.
Ещё одно изменение, которое произошло в топе-10 за год — бренд «Барс» от отечественной «Агроветзащиты» потерял одну позицию и спустился на четвёртое место рейтинга. При этом динамика фиксировалась в зоне положительных значений (+ 11% в стоимостном выражении).
Среди топовых торговых марок максимальные темпы роста демонстрировал ветеринарный препарат «Фиприст» от словенской «КРКА»: объёмы продаж в денежном выражении увеличились в 2,3 раза. Также можно отметить торговые марки «Инспектор» и «РольфКлуб 3Д» компании «Экопром» (+57% и +42% соответственно).
В топе-10 насчитывается пять продуктов отечественного производства, но при этом на российские бренды в пределах первой десятки приходится меньший объём в денежном выражении, чем на импортные. Однако в натуральных единицах почти 46% всех продаж в ветеринарной рознице обеспечивают отечественные препараты, в то время как на зарубежные бренды из первой десятки приходится всего 11% в МЕД.
Таблица 2. Топ-10 ТМ на розничном рынке эктопаразитарных ветпрепаратов в России (включая онлайн-канал)
№ | ТМ | Компания | Доля в 2024 г., %, руб. | Динамика продаж к 2023 г., %, руб. | Средняя цена за МЕД в 2024 г., руб. | Динамика средней цены к 2023 г., % |
1 | СИМПАРИКА | ЗОЭТИС | 20,6 | 63 | 1449 | 91 |
2 | ИНСПЕКТОР | ЭКОПРОМ | 14,1 | 57 | 436 | 11 |
3 | БРАВЕКТО | МСД | 13,6 | –25 | 3933 | 43 |
4 | БАРС | АГРОВЕТЗАЩИТА | 10 | 11 | 200 | 11 |
5 | РОЛЬФКЛУБ 3D | ЭКОПРОМ | 6,7 | 42 | 431 | 5 |
6 | ФИПРИСТ | КРКА | 3,9 | 128 | 477 | 10 |
7 | ФОРЕСТО | ЭЛАНКО | 3,6 | 25 | 2982 | 22 |
8 | НЕКСГАРД | БЕРИНГЕР ИНГЕЛЬХАЙМ | 2,5 | –39 | 1014 | 35 |
9 | ДАНА | АПИЦЕННА | 2,1 | 13 | 192 | 6 |
10 | ЧИСТОТЕЛ | ЭКОПРОМ | 1,8 | 4 | 142 | 10 |
Источник: RNC Pharma®, Аудит розничных продаж вет. ЛП в России (total sell out)