В розничном сегменте ветеринарного рынка группа нестероидных противовоспалительных препаратов (НПВП)* с января по июль 2025 года демонстрирует стремительный рост и претерпевает кардинальные изменения в ассортименте. Вследствие снижения доступности некоторых зарубежных лекарственных средств для животных отечественным производителям удалось существенно увеличить продажи своей продукции. Натуральный спрос на российские препараты вырос более чем в 7 раз, что позволило им занять лидирующие позиции. Причём первенство перехватили наименования, которые впервые были представлены на рынке в прошлом году.
В исследование не включалась группа препаратов M02A — препараты для наружного применения при болевом синдроме при заболеваниях костно-мышечной системы. Эта группа препаратов применяется для терапии СХЖ и занимает менее 1% от общего натурального объёма НПВП на рынке.
Объём и динамика продаж
По итогам января–июля 2025 года россияне приобрели более 8,3 млн минимальных единиц дозирования (МЕД1) нестероидных противовоспалительных препаратов системного действия в ветеринарной рознице.
1 Минимальные единицы дозирования (МЕД) – общее количество таблеток, флаконов, ампул и др. лекарственных форм, входящих в потребительские упаковки.
Относительно аналогичного периода прошлого года натуральный спрос на данную группу лекарственных средств вырос на 30,2%. Общий объём продаж ветеринарных НПВП составил ₽859,1 млн (в розничных ценах, с учётом НДС) — это на 12,8% больше, чем за семь месяцев 2024 года.
Высокая динамика в этой категории наблюдается на протяжении нескольких лет, однако в текущем году рост наиболее значительный. Суммарно за весь 2024 год покупатели приобрели 11,39 млн натуральных единиц НПВП, на сумму ₽1,32 млрд. Увеличение продаж по сравнению с 2023 годом отмечалось на уровне +20,8% в рублёвом выражении и +4,9% в МЕД. Несмотря на опережающую динамику денежного объёма реализации, средняя цена в группе снизилась — за год на 13%, до ₽103 за одну МЕД товара. Сокращение стоимости происходило в значительной степени благодаря более бюджетной цене на отечественную продукцию, в отчётный период она фиксировалась в пределах ₽90, в то время как одна МЕД зарубежного продукта стоила более ₽124.

Структурные характеристики
По итогам января–июля 2025 года доля отечественных компаний на рынке НПВП фактически удвоилась и стала формировать более половины его денежного объёма (рис. 2). Натуральная доля российских препаратов составила 58,8%. Вместе с тем объём продаж отечественных производителей в данной фармгруппе увеличился в 7 раз в натуральном выражении и более чем в 4 раза в стоимостном.
Наиболее значительный рост среди российских продуктов фиксировался для ветпрепаратов, содержащих робенакоксиб. Если в январе–июле прошлого года в рознице было реализовано чуть более сотни МЕД средств с данным МНН отечественного производства, то за семь месяцев текущего года покупатели приобрели уже более полумиллиона натуральных единиц, на сумму свыше ₽36 млн. До 2023 года в Россию робенакоксиб поставляла только американская компания «Эланко» (бренд «Онсиор»), сейчас его выпускают ещё пять фирм, включая производителей из Словении и Беларуси. Среди ветпрепаратов с мелоксикамом российская продукция также вышла в лидеры — за год натуральный объём продаж отечественных марок с данным МНН увеличился почти в 14 раз.

В январе–июле 2025 года насчитывалось 13 российских компаний, выпускающих НПВП, зарубежных — 32. За последние два года на рынке НПВП появилось четыре отечественных игрока, которые вывели в гражданский оборот обезболивающие препараты с МНН фирококсиб и флуниксин.
Иностранные компании поставляют в Россию НПВП на основе робенакоксиба, мелоксикама и карпрофена. Практически все перечисленные действующие вещества, входящие в состав зарубежной продукции, за год показали снижение объёма продаж — препараты робенакоксиба на 33% в МЕД, а мелоксикама на 91%
Сегмент e-com предлагает потребителям широкий ассортимент ветпрепаратов и даёт возможность ценовых сравнений, что в свою очередь усиливает конкуренцию. Доля интернет-продаж ветеринарных НПВП по итогам января–июля текущего года превысила 17,7% в натуральном выражении от всего ретейла, при этом расходы россиян увеличились до 25% от всего объёма розничных продаж в группе (рис. 3). В онлайн-канале увеличение натурального спроса опережает динамику денежного объёма. Если рублёвые продажи здесь выросли за год на 63,5%, то натуральные на 83,4%. При этом реализация российских препаратов в сфере электронной коммерции увеличилась более чем в 10 раз в МЕД и в 7,2 раза в рублях. Потребление отечественных НПВП в офлайн-точках также существенно выросло: в 7 раз в натуральном выражении и в 3,8 раза в рублёвом эквиваленте.

У зарубежных продуктов динамика в сегменте е-com значительно ниже, но остаётся в области двузначных значений — за год прирост в деньгах на 25,9%, в МЕД на 21,1%. В традиционной рознице отмечается падение продаж импортных НПВП на 49% как в стоимостном, так и в натуральном выражении.
Динамика продаж иностранных лекарств для животных в рублях частично обусловлена увеличением их стоимости. Средняя цена зарубежной продукции выше, чем российских НПВП, а в сегменте интернет-продаж средняя стоимость как иностранной, так и российской продукции выше, чем в традиционной рознице. Для российских НПВП этот разрыв составляет примерно 23%, для импортных разница достигает 62% по сравнению с офлайн-продажами. Если за один МЕД иностранного препарата покупатели отдавали в e-com более ₽173, то натуральная единица отечественного продукта стоила примерно ₽106.
Динамика реализации НПВП в регионах страны
Существенную стоимостную нагрузку в данной категории среди регионов России традиционно несут Москва и Санкт-Петербург — эти субъекты формируют доли 13,9% и 10,3% соответственно. Третью позицию занимает Московская область, на неё приходится 8,7%.
В большинстве регионов страны в январе–июле текущего года расходы на НПВП для животных в розничном сегменте рынка увеличились. Однако в рамках лидирующей десятки субъектов рост денежных продаж отмечался только для двух: в Краснодарском крае (+15,3%) и Новосибирской области (+12,8%). Интересно, что натуральное потребление в ключевых регионах при этом стало больше, сокращение наблюдалось только в Северной столице (–5,1%). Максимальная динамика в топе-10 отмечалась в Новосибирской области — по сравнению с январём–июлем 2024 года продажи НПВП здесь увеличились на 60,6% в МЕД. За пределами топа самый высокий прирост фиксировался в регионах Кавказа: в Чеченской Республике и Северной Осетии, объём продаж в МЕД в них увеличился в 9,7 и 6,6 раза соответственно.

Максимальные расходы потребителей во всех топовых регионах в основном направлены на торговые марки «Вемелкам» от компании «НИТА-ФАРМ» и «Неболин-Вет» («Ветучасток»), содержащие в качестве действующего вещества мелоксикам. Прежний лидер «Онсиор» (МНН робенакоксиб) компании «Эланко» уступил своё место и теперь в некоторых регионах занимает только четвёртую позицию. В Москве и Московской области указанный препарат обогнала торговая марка «Робексера» от «КРКА».
Конкурентное окружение
Общее количество производителей на розничном рынке системных НПВП в январе–июле 2025 года достигло 46. Тенденция вытеснения зарубежных игроков отечественными компаниями явно прослеживается в данной категории. В отчётный период на лидирующие позиции поднялась российская «НИТА-ФАРМ» — за год продажи НПВП этого производителя увеличились в 11 раз в стоимостном и почти в 17 раз в натуральном выражении (табл. 1). На рынке компания представляет четыре продукта в рамках рассматриваемой группы ветпрепаратов. Основным драйвером роста для «НИТА-ФАРМ» стал «Вемелкам» (МНН мелоксикам), также фирма представила в текущем году новый продукт на основе робенакоксиба.
Прежний лидер, американская компания «Эланко», спустился на вторую строчку рейтинга с сокращением продаж на 54% в рублях, натуральное потребление продукции этого производителя упало на 67%. В анализируемый период поставщик формирует 15,3% реализации всех НПВП в рублях. При этом фирма демонстрирует положительную динамику в e-com сегменте, на уровне 2% в МЕД.
На третью позицию поднялась словенская «КРКА» с долей продаж 14,9% в стоимостном выражении. Компания второй год подряд показывает кратный рост — относительно семи месяцев прошлого года объём продаж продукции увеличился в 2,8 раза в рублях и на 56% в МЕД.
Два российских производителя «ВИК – Здоровье животных» и «Ветучасток» занимают четвёртое и пятое место в рейтинге. У обоих игроков отмечен существенный рост денежного объёма — в 4 раза и на 84% соответственно.
Новичком в группе НПВП в текущем году стала отечественная компания «Астрафарм» с препаратом «Фирококсиб» в виде таблеток, предназначенных для собак. В анализируемом периоде фирма пока на 15-й строчке рейтинга.

По итогам января–июля 2025 года в группе было представлено 68 торговых марок. За последние два года общее количество брендов выросло на 10, а за текущий год ещё на четыре. Число SKU увеличилось до 194 наименований.
Среди всех торговых марок НПВП первенство по итогам анализируемого периода перехватил отечественный препарат «Вемелкам» (МНН мелоксикам) от «НИТА-ФАРМ», на бренд приходится 22,5% от общего объёма продаж в рассматриваемой фармгруппе в денежном выражении (табл. 2). Причём за год реализация этого препарата увеличилась в 16 раз, что позволило сместить лидера — зарубежный продукт «Онсиор» (МНН робенакоксиб) компании «Эланко» оказался на втором месте, при этом продажи бренда сократились на 54% в денежном и на 67% в натуральном выражении.
В топ-10 по итогам анализируемого периода вошли две новинки, одна из них попала на третье место — «Робексера» компании «КРКА» была представлена в конце 2024 года, а по итогам отчётного периода уже формировала 9,2% расходов покупателей в группе. Ещё один новый препарат, который оказался в первой десятке — «Роксиор» отечественной фирмы «АВЗ», с долей рынка 4%. Топ-10 покинул бренд «Петкам» (МНН мелоксикам) от «Ливисто» — за год его реализация стремительно снизилась (–97%).
Все торговые марки в топе-10, кроме «Онсиора», демонстрируют заметный рост продаж в денежном выражении. Максимальное увеличение показал «Мелоксивет OR» — пероральная форма мелоксикама от белорусской компании «Белкаролин». Продажи марки выросли в 41 тысячу раз, такой высокий показатель отмечается в связи с тем, что продукт поступил в продажу в июле прошлого года, и если тогда на рынке была реализована всего одна упаковка товара, то с января по июль текущего года — более 23 тысяч МЕД. Минимальная положительная динамика в пределах топа-10 отмечалась у «Превикокса» (МНН фирококсиб) фирмы «Берингер Ингельхайм» (+2%).
Значительный рост в числе топовых торговых марок также продемонстрировал препарат «Фироко» компании «ВИК — Здоровье животных», продажи которого увеличились в 18 раз как в рублях, так и в МЕД. Новый бренд поднялся на пятую строчку рейтинга среди НПВП.
Всего на розничном рынке в январе–июле 2025 года появилось несколько новых торговых марок. Среди них можно выделить «Фирококсиб» от «Астрафарма». Компания выпустила бренд на рынок в феврале текущего года.

Все
Издания
Телеграм
Карта зообизнеса
Профиль





