Недавно в СМИ появилась информация о том, что в связи с исчезновением импортных вакцин с российского рынка в ближайшее время питомцы россиян могут стать «невыездными», поскольку для получения документов на выезд они должны быть привиты препаратом, сертифицированным в стране ввоза. А российские вакцины не сертифицированы нигде. Мы попробовали разобраться с проблемой детально и ответить на два вопроса: действительно ли в России нет импортных вакцин и правда ли, что в ближайшее время нельзя будет вывезти животное за пределы России?
Так можно ли выехать?
В первую очередь нас заинтересовал резонный вопрос: можно ли вывезти животное, вакцинированное препаратом отечественного производства? Выяснилось, что однозначного ответа на этот вопрос нет.
Для вывоза животного владелец в первую очередь должен получить т. н. «Форму №1», которую выдаёт ветеринарный врач государственной ветслужбы. Правилам вывоза и оформлению документов на сайте Россельхознадзора (РСН) посвящён длинный и обстоятельный разъяснительный текст. Нигде в нём ничего не говорится о том, какой вакциной должен быть иммунизирован питомец. Мы запросили у ведомства разъяснение, задав конкретный вопрос: оформит ли специалист государственной ветслужбы документ для вывоза, если собака или кошка привита препаратом российского производства (при соблюдении владельцем всех прочих требований)? РСН достаточно оперативно ответил нам следующее: «Ветеринарный специалист оформит ветеринарный сопроводительный документ, если животное вакцинировано препаратом российского производства. При этом нужно соблюдать требования страны-импортёра при ввозе животных, с которыми можно ознакомиться на сайте Россельхознадзора, а также уточнить в посольстве или консульстве страны, куда будет ввозиться животное».
Однако в территориальном ветеринарном управлении Министерства сельского хозяйства Московской области на тот же самый вопрос однозначно ответили: «Нет». По словам представителя ведомства, необходимость наличия иммунизации препаратом, который сертифицирован в стране въезда, следует из самой сути данной услуги, хотя это нигде не прописано. Налицо ситуация, когда одно ведомство противоречит другому, причём именно Россельхознадзор в данном случае является головной инстанцией, но свидетельства выписываются на местах.
Во всех официальных разъяснениях, касающихся правил вывоза, всегда прописана необходимость уточнять правила страны ввоза непосредственно в её посольстве (консульстве) либо где-то ещё. Однако здесь тоже не всё так просто. На сайте ряда посольств и консульств есть правила ввоза животных в страну (Израиль, Чехия), никаких упоминаний о производителе вакцины там нет. Мы направили соответствующий запрос в несколько посольств, однако он, судя по всему, поставил в тупик их представителей. В ряде случаев мы вообще не получили ответ. Те, кто нам ответили, за редким исключением перенаправляли к тем же самым опубликованным правилам, где ничего не сказано о том, какой вакциной следует прививать животное. Только от посольства Испании мы получили чёткий и внятный ответ на заданный вопрос: «Никаких ограничений по стране производства в правилах ввоза не обозначено, кроме того, что вакцина должна быть официально зарегистрирована в РФ, а ветсертификат оформлен государственным ветврачом».
А вот правила ввоза животных, опубликованные на сайте ветеринарной службы Кипра, приводят список сертифицированных в стране препаратов. Из текста следует, что ввозимый питомец должен быть привит именно одной из указанных вакцин, среди которых российских нет.
Можно понять представителей госветслужбы, которые не выписывают ветеринарное свидетельство на животное, привитое российским препаратом. Врач не может и не обязан знать правила въезда во все страны, и в этой ситуации всегда логично перестраховаться, чтобы не возникло проблем после. С другой стороны, как можно видеть, многие страны не предъявляют требований к производителям вакцин, и — согласно их правилам — ввезти животное, иммунизированное российским препаратом, вполне возможно. Безусловно, для каждого владельца в подобной ситуации стоит предъявлять врачу переведённые официальные требования страны въезда и дополнительно — официальный ответ на запрос по поводу вида вакцины.
Чем прививать будем?
Ситуация с вакцинами для животных плачевная. Это связано с отсутствием импортных препаратов на российском рынке, хотя до последнего времени их ассортимент был большим.
По мнению Сергея Данкверта, в последнее время увеличился спрос на российские фармакологические препараты, потому что «Россельхознадзор и отечественные компании стали активно объяснять ветеринарным врачам преимущества российских ветпрепаратов перед западными». В начале июля в ведомстве назвали информацию о дефиците препаратов «некорректной», заявив при этом, что «поставки зарубежных лекарственных средств также не прекращались». Мы не сомневаемся в увеличении спроса на препараты отечественных производителей, но причина такого интереса явно иная. Импортные препараты исчезают с рынка. То, что не видят (или не хотят видеть) чиновники Россельхознадзора, явственно ощущают профессионалы на местах.
Мы опросили представителей 26 клиник из разных городов России: Москвы, Тюмени, Краснознаменска, Электростали, Твери, Волгограда, Калининграда, Нижнего Новгорода, Санкт-Петербурга, Томска, Пушкино, Таганрога, Звенигорода, Перми, Ростова-на-Дону, Сочи, Владивостока, Красноярска. Абсолютно все респонденты сообщили нам, что импортных вакцин у поставщиков нет (или «практически» нет). При этом 14 человек из опрошенных (больше половины) сообщили, что спрос на вакцинацию среди владельцев за последние месяцы вырос. Двое врачей указали, что был сильный всплеск в феврале-марте, сейчас спрос снизился. Елена Чудакова (ветклиника «Феликс», Нижний Новгород) рассказала, что повышенного спроса не наблюдает, но многие владельцы пытаются выкупить вакцину для себя впрок, когда слышат об отсутствии препаратов у поставщика.
Импортёры, в свою очередь, не обнадёживают ветврачей. Самый частый ответ на вопрос по поводу перспектив — «ничего не ясно». Кто-то обещает поставки к концу года, оговариваясь, что «это не точно». По словам Александры Анохиной (ветклиника «Ветерритория», Москва), их контрагенты говорят: «Поставка ожидается». И этот ответ не меняется последние пару месяцев.
Отсутствие вакцин — частный случай дефицита импортных препаратов и расходников, возникшего за последние месяцы. За исключением одного человека, все наши респонденты сталкиваются с серьёзными проблемами в отношении закупок. Среди упоминаемых препаратов, которые стало трудно или невозможно купить — средства для наркоза, антибиотики, антипаразитарные средства, НПВС, противорвотные, лабораторные реактивы. Виктория Милюкова (ВЦ «Медвет», Москва), сетует: «Отсутствие некоторых препаратов в доступе (например, “Веторила”) сделало невозможным терапию ГАК (гиперадренокортицизма. — Ред.). Пациентам же с синдромом Аддисона пришлось ещё тяжелее. Это только два примера, когда замена была просто невозможной. Мы не можем предложить альтернатив, это очень печально. И таких примеров немало». Александра Анохина говорит о том, что фактически прекратила свою деятельность в России компания IDEXX, включая поддержку лабораторий, которые работали на их оборудовании (мы отправили запрос в компанию с просьбой прокомментировать ситуацию, но ответа не получили).
Представители компаний не обнадёживают. Так, MSD Animal Health пишет, что продолжает поставки лекарственных препаратов на российский рынок, но, «к сожалению, изменение международных логистических маршрутов и условий их эксплуатации, а также оптимизация производственных процессов могут влиять на доступность некоторых лекарственных средств». Компания предпринимает шаги для нейтрализации возможных сбоев и задержек в поставках.
Что с импортозамещением?
Российские вакцины, конечно же, существуют. Их выпускают такие производители, как «Ветбиохим», «Ветзвероцентр», «Биоцентр», ВНИИВВиМ. Однако большинство врачей сомневаются, что отечественные производители в ближайшее время смогут в достаточной степени насытить рынок в стране: только трое из наших респондентов положительно ответили на вопрос про такую возможность. Вполне логично, что компании, выпускающие вакцины, не смогут быстро увеличить производство в несколько раз. Всё же иммуногенные препараты — не одноразовые маски. Не говоря уже о том, что существуют вакцины, аналогов которым просто нет. Например, единственную в мире вакцину против ВИП кошек производит компания Pfizer, а единственный препарат, профилактирующий боррелиоз — это выпускаемая компанией MSD Nobivac Lyme. Последняя, правда, до сих пор не была зарегистрирована в России, но теперь на это не будет даже шансов. Создать новые иммуногенные препараты в короткий срок невозможно.
Если ситуация с импортом препаратов не поменяется в ближайшее время, то Россия будет вынуждена сформировать собственное производство, как минимум, в отношении вакцин и препаратов для наркоза. Ведь все, кто связан с ветеринарией, понимают, что выезд за границу — дело десятое, речь в первую очередь идёт о здоровье. Причём как животных-компаньонов, так и продуктивных. Невозможно длительное время существовать в ситуации отсутствия жизненно важных препаратов.
У российских фармпроизводителей прогнозы в лучшем случае осторожные. Кто-то считает, что препараты для мелких домашних животных возможно заместить российскими, однако в области фармакологии для сельскохозяйственных животных как минимум в ближайшие три-пять лет этого сделать не удастся. У других в оценках звучит скепсис и в отношении препаратов для питомцев: нарекания вызывает как ассортимент, так и качество препаратов. Оптимистических прогнозов не даёт никто.
Ожидания будущего
Ожидания большинства врачей в отношении рынка препаратов и расходников также скорее пессимистические. Кто-то предполагает, что ситуация всё же должна наладиться, но даже в этом случае большинство признаёт: полноценного замещения импортных препаратов произойти не может. Ожидается снижение качества и рост цен. Вернее, цены уже выросли — на препараты, оборудование, расходные материалы. По ряду позиций увеличились сроки поставок. Также высказываются сомнения в том, что в России вообще синтезируют необходимые действующие вещества, а многие сетуют на то, что производители закрыты для потребителей (в данной ситуации — ветеринарных врачей), не работают с ними в достаточной степени и не дают нужной информации. Сергей Мендоса-Истратов (ветклиника «Белый Клык») говорит: «При текущем развитии ситуации логистические проблемы поставщики, скорее всего, преодолеют, но с увеличением “плеча доставки” увеличится и стоимость импортных препаратов и расходных материалов».
Ряд респондентов предполагает, что в обозримом будущем наладится «параллельный» импорт. Но возникает вопрос, — а будет ли, например, при въезде в другую страну признана действительной вакцинация, произведённая препаратом, который официально в Россию не ввозится?
Елена Чудакова высказывает опасение, что недобросовестные врачи в ситуации недоступности нормальных анестетиков начнут делать хирургические операции исключительно с применением миорелаксантов. Кто-то рассчитывает на российского производителя, кто-то — на Китай.
За последние двадцать лет российская ветеринария вышла на принципиально новый уровень. В стране есть и специалисты высшего класса, и высокотехнологичные клиники, которые занимаются лечением самых сложных патологий. Не откатится ли теперь всё это назад из-за банального (банального ли?) отсутствия импортных препаратов, расходников и оборудования? На этот вопрос ответа нет.