Поиск

Питер Кронен: в анестезиологии каждый рабочий день приносит новые знания

 

 

Переводила/беседовала: Анастасия Епишева

 

Питер Кронен, DVM, DipECVAA, Dr.med.vet., — специалист по анестезии и анальгезии с мировой известностью, основатель Швейцарской школы ветеринарной анестезиологии VASTA. Питер с 2011 по 2013 год был президентом Association of Veterinary Anaesthetists (AVA), сегодня он является членом Совета директоров International Veterinary Academy of Pain Management (IVAPM), президентом фонда исследований и стипендий IVAPM R&SFoundation, почётным секретарём International Association for the Study of Pain (IASP) по ветеринарным специальностям и членом Глобального совета WSAVA по боли. А ещё он — один из самых любимых в России лекторов.

 

— Питер, вы уже не первый год приезжаете в нашу страну, чтобы преподавать ветеринарную анестезиологию. Удалось ли познакомиться с Москвой, с Россией? Что понравилось?

— C 2012 года я регулярно приезжаю в Россию, и я этому очень рад. Мне здесь нравится, тем более после стольких визитов и при таком количестве учеников, которые меня ждут, я еду сюда, как к себе домой. Вообще, мне здесь очень нравится! Знаете, что я вам скажу? Размер имеет значение!

Последние пятнадцать лет я жил в Швейцарии — стране, которая поместится, как мне кажется, в границах Москвы (Смеётся).

За эти годы я побывал во всех наиболее популярных туристических местах Москвы, Санкт-Петербурга и даже Юхнова. График моих командировок в Россию очень плотный, но я рад, когда удаётся выкроить немного времени на то, чтобы познакомиться с вашей страной. У меня здесь замечательные друзья, и они показывают мне всё по чуть-чуть: Красную площадь, Большой театр, Кремль, музеи и выставки. А ещё бары и дискотеки. Я наконец-то познакомился и полюбил русскую баню, встретил интересных людей, попробовал вкусные блюда русской кухни… вы должны мне задать следующий вопрос, иначе я не перестану рассказывать обо всём, что мне здесь понравилось!

 

— Как зародился проект VASTA?

— Да, это уже история. Давным-давно, когда я вернулся в Европу из Соединённых Штатов, где преподавал ветеринарную анестезиологию в Калифорнийском университете в Дейвисе, я планировал немного отдохнуть. Но ничего не вышло. Мой коллега, Урс Шацманн, узнав, что я вернулся в Швейцарию, убедил меня поступить на работу в Бернский университет. Так я оказался в Small Animal Anaesthesia Service в университетской клинике Берна, где вскоре убедился, что анестезиологам, а особенно анестезистам, не хватает знаний и умений. Начав их обучать по одному часу раз в неделю, я вскоре обнаружил, что этого недостаточно. Так и возникла идея Школы в Швейцарии.

 

— Насколько ваш проект был востребован в начале, в 2008 году, и что изменилось за десять лет?

— Первые годы работы Школы в Швейцарии оказались даже более успешными, чем мы предполагали. Спрос был велик, и сразу же мы стали получать заявки на обучение из других стран. На протяжении десяти лет Школа VASTA пользуется большим спросом. Преподавание проводится обладателями европейского диплома в области ветеринарной анестезиологии (Dipl ECVAA), что и является причиной успеха. За десять лет мы повысили наш профессионализм, улучшили структуру Школы, адаптировали многие учебные планы и до сих пор постоянно прислушиваемся к предложениям и пожеланиям учеников.

 

— Вы основали Школу VASTA в Швейцарии. На сегодняшний день её филиалы есть в Великобритании и двух восточноевропейских странах — России и Польше. Как возникли эти филиалы?

— Да, Школа понемногу разрастается. Теперь она есть, помимо перечисленных вами стран, ещё и в Румынии. Планируем открытие филиала в США.

Российский филиал стал первым международным проектом Школы VASTA. Идея эта возникла, когда мы с моими коллегами — Евгением Корнюшенковым и Владимиром Митиным (главным врачом и генеральным директором клиники «Биоконтроль») — планировали и готовили проведение Конгресса всемирной ассоциации ветеринарных анестезиологов AVA в Москве в 2013 году.

Успешность российского филиала показала нам, что мы можем охватить и вовлечь в наши ряды больше анестезиологов и анестезистов. Мы знаем, насколько велика разница в качестве анестезиологического пособия в разных странах и разных клиниках, что многие животные получают наркоз ненадлежащего уровня, и мы знаем, как эту проблему можно решить. Наша цель — сделать анестезию более качественной и безопасной.

 

— Имеется ли своя специфика преподавания в разных странах?

— Такая специфика есть. Наши слушатели в Швейцарии — в основном анестезисты. Такая же аудитория в Великобритании и в США. А в России, Польше и Румынии аудитория — ветеринарные врачи. Это важное различие, хотя, должен сказать, что в университетах большинства стран при подготовке ветеринарных врачей анестезиологии уделяется, к сожалению, слишком мало времени. За исключением Великобритании и США.

 

— Высшее ветеринарное образование в России является одним из наиболее проблемных аспектов профессии. Чувствуете ли вы, что вашим ученикам здесь не хватает знаний, которые они должны были получить в высшей школе?

— Я должен сказать, что, к сожалению, познания в анестезиологии у выпускников университетов действительно недостаточны. И это актуально не только для России, но и для большинства стран. Тот факт, что выпускник университета де юре может проводить анестезию без специального дополнительного обучения, является причиной высокой смертности в ветеринарной анестезиологии и делает её рискованным мероприятием. Именно для того, чтобы восполнить этот пробел в знаниях, снизить риски и сберечь больше жизней пациентов, и существует Школа VASTA.

 

— Ещё одна проблема России, имеющая непосредственное отношение к вашей специализации, — отсутствие доступа ветеринарных врачей к ряду препаратов, которые применяются их коллегами в Европе. Приходится ли как-то адаптировать программу российских курсов в связи с этим?

— Это определённо большая проблема. С самого начала преподавания в России я слышал об этом от учеников. Мы думали над адаптацией учебной программы, но решили всё-таки этого не делать. И вот почему: мы хотим, чтобы ветеринарные профессионалы получали полную информацию и узнавали о всех возможностях, которыми на сегодняшний день обладает мировая ветеринарная анестезиология. Это очень важно в долгосрочной перспективе, так как с помощью этих знаний ветеринарные врачи смогут в своей стране добиться большей доступности тех или иных необходимых препаратов. Только так они сделают анестезиологическое пособие своих пациентов безопаснее и лучше.

Но при этом, конечно же, мы учитываем специфику рынка наркотических препаратов в России и на занятиях обсуждаем также протоколы с теми препаратами, которые здесь доступны.

 

— Российский филиал Школы VASTA работает на базе клиники «Биоконтроль», одной из ведущих не только в Москве, но и в России. Была ли у вас возможность оценить российский уровень ветеринарии в целом?

— Я много общаюсь с российскими коллегами. Не только в рамках Школы, но и на конгрессах и конференциях. Я знаю клиники, которые не только работают на очень высоком уровне, но и продвигают нашу профессию вперёд. «Биоконтроль», безусловно, одна из них, но есть и другие, которые идут в этом направлении. В то же время существует много клиник, которые только выиграют, когда смогут повысить профессиональный уровень своих анестезиологов и предоставить пациентам современную ветеринарную медицину. Знаю, что в Москве и Санкт-Петербурге есть больше возможностей для повышения квалификации, чем в регионах, но Россия — страна большая! Среди слушателей Школы VASTA я встречаю ветеринарных врачей, практикующих в отдалённых регионах и тратящих по восемнадцать часов, чтобы приехать на наши занятия. Я восхищаюсь этими людьми, готовыми отправляться в такое большое путешествие ради знаний.

Я думаю, что продвижение нашей профессии должно проходить через максимально возможное повышение квалификации в анестезиологии как отдельной специализации. В анестезиологию я пришёл из хирургии, и, поверьте, это одно из лучших решений в моей жизни. Это бесконечно интересная и сложная специальность, с моей точки зрения — лучшая! Вряд ли я смогу найти какие-то серьёзные ноу-хау в физиологии и патофизиологии. А в анестезиологии — наоборот, каждый рабочий день приносит новые знания и удовлетворение от профессии.

 

— Можете ли вы обозначить тенденции развития современной анестезиологии и её перспективы в обозримом будущем?

— Мы становимся всё более профессиональными и технологичными. Я вижу следующие перспективы развития:

  • более широкое применение локорегионарной анестезии. Сегодня мы часто сочетаем локорегионарную анестезию с общей и видим, как это положительно сказывается на наших пациентах. Мы используем технологии, о которых даже и не мечтали десять лет назад. Я думаю, что в следующие десять лет мы продвинемся ещё дальше;
  • более совершенный мониторинг. Уже сегодня мы отслеживаем большее количество физиологических показателей, непосредственно связанных с анестезией, повышая уровень её безопасности. Развитие этого, безусловно, будет продолжаться. В настоящее время мы находимся на этапах разработки совершенно новых методов мониторинга, таких как, например, EIT (электроимпедансная томография);
  • более эффективные системы доставки анестезии. Становятся доступнее более эффективные наркозно-дыхательные аппараты, системы TCI- (Target Controlled Infusion, внутривенная анестезия по целевой концентрации) и TIVA-анестезии (тотальная внутривенная анестезия). Да, на сегодняшний день инвестиции в этой области пока ещё недостаточны, но общую положительную тенденцию не заметить нельзя;
  • более совершенное обезболивание. Это направление, на котором никогда нельзя останавливаться. Это вопрос благополучия наших пациентов, и кто, как не мы, ветеринарные профессионалы, должны об этом заботиться.

Это только первые четыре пункта, которые мне сейчас пришли на ум и что мы решительно интегрируем в учебные планы Школы VASTA.

 

— Есть ли дальнейшие планы по расширению географии Школы? Или, может быть, какие-то иные проекты?

— О да! Замысел таков, чтобы VASTA полностью охватывала весь мир – от России до Америки. Очень важно для ветеринарного врача, чтобы он имел такое же образование, как и его коллеги в других странах, и мог общаться с ними на одном профессиональном уровне и одном профессиональном языке. Представьте себе, какие бесконечные возможности появляются для перемещений, общения и сотрудничества! Школа VASTA только что создала новую рабочую вакансию — сотрудника по международному развитию. Так что всё это уже в недалёком будущем.

Также в каждой стране, где мы работаем, мы планируем поддерживать всех наших выпускников. Для этого мы будем проводить ежегодные сессии, где эти специалисты будут встречаться, обновлять свои знания, обмениваться информацией и опытом.

Наш авторитет и влияние в профессиональном мире растёт. В этом году VASTA впервые выступит в качестве официального спонсора Всемирного конгресса ветеринарной анестезиологии WCVA, который состоится в сентябре в Венеции (Италия).

Для того, чтобы сделать обучение более доступным, мы сотрудничаем со спонсорами: фармацевтическими компаниями и компаниями зооветеринарного бизнеса. Эта работа будет расширяться.

И, конечно же, мы постоянно развиваемся, чтобы объединить людей, занимающихся анестезиологией, со всего мира. Совершенству нет предела, и мы хотим сделать анестезиологическое пособие для наших животных ещё лучше и ещё безопаснее. Ведь самое главное, что нас объединяет, — это любовь к животным, не так ли?

 

— На сайте Школы VASTA vas-int.ru написано, что вы проводите всё свободное время с семьёй. Сколько в реальности у вас выпадает этого свободного времени?

— В моей жизни не слишком-то много свободного времени. Но я люблю проводить время со своей подругой и моими детьми, и мне обычно удаётся найти время для этого. Для меня очень важно, чтобы рядом были дорогие мне люди. Я их очень люблю, и я многим им обязан!

 

— Последний — русский классический — вопрос. Ваше жизненное кредо?

— Когда-нибудь мы сможем сделать для животных наилучший и самый безопасный наркоз. Потому что нет предела совершенству!

 

 

СВМ № 2/2018