Поиск

Учёба в период карантина: новая реальность для российских ветеринарных вузов

Евгений Назаренко

 Пандемия COVID-19 изменила мир во всех отношениях, не обойдя и сферу образования. В большинстве стран высшие учебные заведения столкнулись с тем, что угроза новой коронавирусной инфекции вынуждает реорганизовывать работу и методы преподавания. Обучение ветеринарной профессии имеет свою специфику: всем понятно, что стать хорошим врачом, обучаясь только дистанционно, невозможно. Ветеринарные университеты и колледжи по всему миру ищут пути, как сделать учебный процесс максимально безопасным, но сохранить эффективность. Не остались в стороне и российские вузы. Как обстоит ситуация в России, нам помогли понять ректор Московской государственной академии ветеринарной медицины и биотехнологии (МВА) им. К. И. Скрябина Сергей Позябин, ректор Казанской академии ветеринарной медицины Рустам Равилов и декан факультета биоинженерии и ветеринарной медицины Донского государственного технического университета Алексей Ермаков.

Все в Zoom

Минувший учебный год стал серьёзным испытанием для учебных заведений. Всё шло как обычно, и вдруг как гром среди ясного неба: нужно закрыть двери академий и университетов и перейти на онлайн-обучение. Полагаю, никто не был готов к такому повороту событий. Не готов даже не технически. Потенциальные возможности для дистанционной подготовки студентов у ряда вузов были разработаны и раньше. Однако вряд ли кто-то всерьёз предполагал, что вариант «полностью онлайн» возможен в реальности.

Оказалось — возможен. И вузы были вынуждены не только заканчивать учебный год дистанционно, но и принимать экзамены по интернету. Справились. Благо достижения человечества в XXI веке предоставляют различные технические возможности. Если до пандемии о существовании платформы для проведения видеоконференций Zoom знали немногие, то с повсеместным введением карантинных мер её популярность и востребованность возросла необычайно (если быть точным — количество пользователей за короткое время увеличилось в 20 раз). Неудивительно, что многие ветеринарные вузы выбрали Zoom и для занятий, и для экзаменов. Востребованным оказался и более привычный для многих Skype. В Казанской ветакадемии для сдачи зачётов и текущих экзаменов использовали платформу Moodle, которая специально предназначена для обучения в виртуальной среде.

Можно сказать, что ряду студентов в некоторой степени повезло — тем, для кого карантин пришёлся на период клинической практики. Поскольку ветеринарные клиники и хозяйства продолжали работать, все смогли более-менее нормально пройти обучение «на производстве» (для студентов ДГТУ, занимающихся в клиниках с первого курса, это было более чем актуально). Разумеется, с соблюдением соответствующих условий во время работы. Однако многим приходится навёрстывать упущенное. В МВА уже осенью для некоторых курсов была организована серия мастер-классов по профильным дисциплинам, чтобы студенты имели возможность приобрести знания и умения, которые вынужденно недополучили во время карантина. Ведь все понимают, что для будущих ветеринарных врачей необходимо постоянное освоение изучаемых дисциплин на практике.

При сдаче экзаменов в непривычных условиях было важно, чтобы студенты получали объективные оценки.

Алексей Ермаков, ДГТУ:

У нас, как и во всех вузах, существует балльно-рейтинговая система, поэтому ряд оценок студенты получили «автоматом». При удалённой сдаче экзаменов было единственное требование: видеотрансляция не должна прерываться, иначе всё начинается заново. Не все сдали успешно. У нас традиционно много не сдающих с первого раза — не потому что студенты плохие, просто требования высокие. Но в связи с «удалёнкой» число таких случаев выросло процентов на 20.

Ростовскому факультету было в некоторой степени проще, поскольку в ДГТУ ещё нет выпускного курса (специальность открыта в вузе только в 2017 году). В других учебных заведениях проводилась ещё и государственная аттестация. Так, МВА выпустила 814 человек, экзамены онлайн принимали одновременно 4 государственные экзаменационные комиссии. Разумеется, организация процесса потребовала нестандартных решений и дополнительных усилий. Будем надеяться, в первый и последний раз.

Каково это — учиться в пандемию?

Но вот пришёл новый учебный год, и студенты вернулись к традиционной учёбе. Традиционной — но с особенностями. Работа университетов и академий теперь подчиняется новым правилам. Конкретно — соответствующим рекомендациям Роспотребнадзора. Во всех учебных заведениях теперь существует фильтр с бесконтактным измерением температуры как у студентов, так и у преподавателей. Все здания обеспечиваются дезинфектантами, приборами для обеззараживания воздуха. Новая реальность также обязала всех быть на учёбе в масках. Что, разумеется, тяжело. Зато будущие ветеринарные специалисты приобретут полезный в работе навык.

Нормальное соблюдение всех этих мер задача непростая. Легко сказать — «все должны носить маски». Носить-то их надо с умом. Одноразовые необходимо менять не реже одного раза в три часа, для многоразовых есть свои инструкции, регламентирующие ношение. А ещё выбрасываемые маски надо утилизировать надлежащим образом. И это не всё. Во всех помещениях нужно проводить перед занятиями ежедневную уборку с применением дезсредств по вирусному режиму. Отвести специальные помещения под изоляторы — на случай внезапного выявления заболевшего сотрудника или студента с подозрением на вирусную инфекцию. И, возможно, самое сложное — добиться всеобщего понимания: меры нужны не для того, чтобы затруднить наше существование. Здоровье и жизнь — огромная ценность.

Рустам Равилов, КГАВМ:

В нашей академии организовано проведение среди студентов работы по гигиеническому воспитанию в отношении мер профилактики COVID-19; обеспечивается системная информационно-разъяснительная работа среди студентов и преподавателей, цель которой — сформировать осознанное понимание того, как важно незамедлительно обращаться за медицинской помощью при появлении первых признаков инфекционных заболеваний. Также у нас преподаватели старше 65 лет и лица, имеющие различные хронические заболевания, не допущены к очному проведению учебных занятий и проводят их в дистанционном формате. Исключено проведение массовых мероприятий среди различных групп студентов.

Все руководители вузов отмечают, что основная сложность возникает с дистанцированием, которое является одной из наиболее важных мер профилактики. Разумеется, вполне реально рассаживать студентов на занятиях с соблюдением требуемого расстояния между ними (в ДГТУ, например, в некоторых помещениях, где нельзя переставить мебель, помечены места, на которые садиться нельзя). Но невозможно заниматься целый день в одном помещении: студенты вынуждены перемещаться между кафедрами. И при перемещении по зданию или корпусам держаться в 1,5 метрах друг от друга становится невыполнимой задачей. Проблемным местом являются и столовые — здесь не только сложно держать дистанцию, но и невозможно находиться в масках.

Сергей Позябин, МВА:

Социальное дистанцирование у нас заключается в разведении потоков по времени начала занятий, отказе от проведения выездных занятий. Вместе с тем, естественно, невозможно полностью ограничить общение студентов и передвижение их по корпусам академии, поскольку практические занятия по дисциплинам специализации должны проходить в специально оборудованных практикумах.

В Казанской академии, понимая, что очень сложно организовать действенное соблюдение расстояний при перемещениях по академии, сделали упор на разведение потоков студентов, которые теперь учатся в две смены. Первый и второй курсы учатся с 8 до 15:20, с третьего по пятый — с 12:10 до 19:30. В период, когда графики смен накладываются, организованы перерывы между занятиями в разные часы.

Посещать или не посещать?

Некоторые вузы, например, в США, ввели в практику чередование очного и дистанционного посещения. Часть студентов учится обычным способом, другие — онлайн; по прошествии некоторого времени группы меняются. В наших ветеринарных вузах студенты всё же пока учатся полностью очно (кроме заочников, там, где они есть; в Казани на дистанционную учёбу переведены также студенты с хроническими заболеваниями). Зато, например, ветеринарный факультет ДГТУ в результате карантина освоил новый метод преподавания — с привлечением лекторов из других городов, которых давно хотели включить в учебный процесс, но не знали, как. Сейчас практика удалённых занятий продолжается и после того, как студенты вернулись в стены университета.

Алексей Ермаков:

В этом году мы наняли несколько известных московских докторов доцентами. Ольга Лиясова, Татьяна Середа, ещё с несколькими врачами мы сейчас оформляем документы. Они будут читать дистанционно, и только в конце семестра приедут очно принимать экзамены. Для нас это оказалось очень хорошей возможностью привлечь для преподавания известных людей, которые не могут переехать в Ростов-на-Дону, но могут и готовы читать лекции таким образом.

В МВА рассматривается вариант «полуочного» посещения, когда практические занятия проходят три дня в неделю в аудиториях, а лекционные — в остальные дни дистанционно. При этом создаётся скользящий график выхода на очное обучение. Пока руководство академии наблюдает за развитием ситуации, но в любой момент готово ввести такую модель — перейти на неё можно в течение трёх дней.

Гримасы карантинных мер

Несмотря на то, что в целом учебный процесс успешно движется, есть ситуации, которые решить очень проблематично. Самым серьёзным в этом учебном году стал вопрос иностранных студентов: большинство из них просто не смогли приехать из-за ограничений по въезду и выезду. Ситуация здесь намного сложнее, чем с дистанционным обучением для российских студентов. Например, в ДГТУ учатся, в том числе, студенты из Южной Америки. Транслировать лекции из университета для них невозможно,  просто потому, что в университетское учебное время у них глубокая ночь. Сейчас преподаватели начитывают для иностранцев лекции, чтобы выкладывать в интернет. За время карантина в вузе были созданы две студии для качественной записи онлайн-курсов.

Во всех вузах проблемы с иностранцами сходные.

Сергей Позябин:

В академии обучаются студенты из 51 страны. Набор на первый курс составил 44 студента не только из стран СНГ, но и дальнего зарубежья. Приём на обучение в академию осуществлялся по дистанционной форме с помощью видеоконференции. К сожалению, многие из наших иностранных студентов не смогли приехать, занятия с ними мы начали в дистанционном режиме. Надеемся, что с 1 ноября границы будут открыты, и они приедут в академию.

Судя по развитию ситуации, надеяться на открытие границ с ноября крайне сложно. Если же их и откроют, приезд студентов из-за рубежа будет возможен при соблюдении соответствующей процедуры.

Рустам Равилов:

В случае открытия границ студенты — иностранные граждане, прибывающие на территорию Российской Федерации, должны иметь медицинский документ, подтверждающий отрицательный результат обследования на COVID-19 методом ПЦР, полученный не менее чем за три дня до прибытия в РФ. Определены помещения, организованные по типу обсерватора, для последующей 14-дневной (со дня въезда в страну) изоляции, с проведением на 10–12 день обследования на COVID-19 методом ПЦР.

Проблемой иностранных студентов сложности вузов не ограничиваются.

Сергей Позябин:

Серьёзной проблемой является огромная финансовая нагрузка по мероприятиям, направленным на профилактику распространения коронавирусной инфекции, которая легла на академию. В результате пришлось приостановить ряд проектов: по созданию конноспортивной школы с лазаретом для животных, организацию и оснащение лаборатории по коллективному пользованию научным оборудованием и др.

Международные связи страдают не только на «студенческом» уровне.

Алексей Ермаков:

В этом году не приехал из США наш руководитель мегагранта профессор Чикиндас. Он даже уже билеты взял, но авиакомпания отменила рейс. Это сказывается на нашей научной работе. Мы много совещаемся дистанционно, все необходимые эксперименты выполнили и планируем нормально довести работу до конца. По второму гранту по биоимплантам тоже не прилетел профессор из Австралии. Возникшие проблемы решаемы, но это тяжело, поскольку увеличивает нагрузку.

Нет худа без добра

И всё же по всему миру в учебных заведениях отмечают и положительные моменты, которые явились результатом пандемии. В первую очередь это существенный прогресс в применении компьютерных технологий, который стал следствием вынужденного перехода на дистанционные методы преподавания.

Сергей Позябин:

Все преподаватели на практике освоили инструменты цифрового обеспечения учебного процесса. Кроме запланированных лекций мы, совместно с компанией Nestle Purina Pet Care, провели более 50 открытых вебинаров для студентов и врачей по специальным лекционным курсам. Научились работать в удалённом режиме и студенты, особенно выпускных курсов, особенно те, которые защищали выпускные квалификационные работы и сдавали государственную итоговую аттестацию через образовательный портал академии.

В Казанской академии была создана электронная платформа «Дистанционная образовательная среда» на базе виртуальной образовательной среды Moodle, которую теперь планируется широко использовать в образовательном процессе как дополнительный информационный ресурс. Кроме того, многие вузы в значительной степени перешли на электронный документооборот, а ДГТУ даже отменил бумажные зачётные книжки, перейдя на электронные (в интернете). Кроме того, ростовский ветфак получил ещё один неожиданный плюс от перехода на дистанционное обучение в прошлом учебном году.

Алексей Ермаков:

За время самоизоляции мы полностью отремонтировали учебный корпус, который отдан под ветеринарный факультет — все восемь этажей. Состоялся переезд кафедр, поменяли отопление и многое другое, сделали большой ремонт — то есть ветфак из карантина вышел с новым корпусом. И ещё: за время удалённой учёбы студенты поняли, как они друг друга любят. Сейчас они встретились, и все просто в эйфории от того, что учатся офлайн, научились это ценить.

Учёба началась. Что дальше?

Сейчас студенты учатся — хоть и с особенностями, но более-менее традиционно. Однако динамику заболеваемости COVID-19 никак нельзя назвать благополучной. Никто не исключает, что ухудшение эпидемической ситуации приведёт к новым ограничениям и вынужденному уходу на дистанционное обучение. Готовы ли к этому вузы? Руководители считают, что готовы.

Рустам Равилов:

Наша академия полностью готова к такому повороту событий, мы способны полноценно функционировать в дистанционном формате. Но данная перспектива нас не радует, и мы надеемся, что этого не произойдёт. Всё это очень сильно сказывается на качестве образования и подводит к изменению требований к выпускникам вузов, да и общим объективным изменениям в жизни, экономике, на рынке труда.

Самый главный минус сложившейся ситуации, по мнению профессора Равилова, это то, что качество образования в целом ухудшается: дистанционная форма обучения не позволяет поддерживать соответствующий уровень образования в академии. Кстати, понимая это, руководство ДГТУ приняло решение, что если в связи с ухудшением ситуации возникнет необходимость уменьшить число студентов, одновременно находящихся в вузе, большинство факультетов будут отправлены на дистанционное обучение, но ветеринарный и архитектурный останутся учиться очно.

Алексей Ермаков:

Мы полностью готовы к тому, чтобы преподавать дистанционно и принимать экзамены онлайн. Мы и до пандемии были хорошо оборудованы, а сейчас тем более. Но надеемся, что до этого не дойдёт.

Сергей Позябин:

Переход в марте на дистанционный режим для всех вузов был неожиданностью. Нельзя сказать, что мы были не готовы к такой форме ведения занятий, но обычно в дистанционном режиме занималось не более 3040 человек (состояние здоровья, перезачёт дисциплин, повышение квалификации). Когда за несколько дней потребовалось перевести 3600 человек на работу с образовательным порталом, это встретило некоторые сложности, как в плане технической возможности оборудования нашего сервера, так и организации учебного процесса. На сегодняшний момент все технические и организационные проблемы полностью решены, и при необходимости мы готовы дать нашим студентам максимальный объём теоретических знаний в полностью дистанционном режиме, но с обязательной отработкой практических навыков после выхода из карантина. Уверен, что академия, являясь старейшим вузом Российской Федерации в области ветеринарного и зоотехнического образования, способна к трансформации в соответствии с требованиями времени, развитием научно-технического прогресса и потребностей общества и нашего государства.

Что ж, остаётся только надеяться, что студенты продолжат обучение в стенах своих альма-матер. Ну а дальше — видно будет. Главное, чтобы все были живы и здоровы.

СВМ № 5/2020