В России возник дефицит вакцин против бешенства животных

вакцины против бешенства в России

На протяжении последних недель в различных сообществах, связанных с содержанием и лечением домашних животных, появляются многочисленные сообщения о том, что в российских ветеринарных клиниках наблюдается дефицит вакцин против бешенства. «Зооинформ» связался с несколькими главными врачами клиник — они подтвердили проблему.

Один из специалистов, пожелавший остаться анонимным, сообщил:

«Дистрибьюторы ограничивают отпуск — 10-20 доз на клинику. Это свидетельствует о дефиците. Некоторым клиникам не хватает вакцин, есть разрывы в поставках, и приходится резервировать дозы для повторного введения под отдельное животное. В некоторых регионах открытым текстом говорят — нет вакцин. Просто по звонку одному дистрибьютору препараты не купить точно. Собственно, то о чём предупреждали и писали в правительство, случилось».

Проблема усугубляется отсутствием информации о причинах дефицита и сроках его устранения. В некоторых регионах страны вакцин против бешенства нет даже на станциях борьбы с болезнями животных (СББЖ), что подчеркивает масштабность проблемы. В социальных сетях владельцы животных, зоозащитники и ветеринарные специалисты активно обсуждают ситуацию.

Ветклиники сообщают о дефиците препаратов на протяжении уже нескольких недель. Некоторые из них вынуждены ограничивать количество прививок, приоритет отдавая экстренным случаям. Ветеринарные врачи выражают опасения, что с ростом дефицита увеличится риск распространения бешенства, особенно в регионах с высоким уровнем заболеваемости.

Ситуация осложняется требованиями к фармацевтическим компаниям, вступившим в силу 1 сентября 2023 года и включающими обязательную сертификацию по российской системе GMP (Good Manufacturing Practice). Как сообщает Ассоциация производителей ветеринарных препаратов АВФАРМ, многие зарубежные компании, ранее поставлявшие вакцины против бешенства в Россию, не успели адаптировать свои производственные процессы под новые российские стандарты, что привело к приостановке поставок. В свою очередь, отечественные компании не могут полностью компенсировать дефицит, учитывая ограниченные мощности.

«Зооинформ» запросил комментарии у ряда дистрибьюторов вакцины, но на момент публикации новости ответов не получил.


Напомним, что 16 мая 2024 года, Оксана Лут, занявшая пост министра сельского хозяйства РФ, выступила в Госдуме. Она рассказала о планах ведомства на ближайшие шесть лет. Чиновница отметила, что Россия «на 100% обеспечивает себя вакцинами по особо опасным болезням».

27 апреля 2025 года Россельхознадзор заявил, что доля отечественных ветеринарных вакцин на российском рынке в 2024 году достигла рекордных 67%, что на 15% больше по сравнению с предыдущим годом. В прошлом году было изготовлено 47,7 млрд доз ветеринарных вакцин, что почти в два раза больше, чем в 2023 году. Об этом сообщили «Известия».

Несмотря на такие объемы производства, по словам ведомства, отмечается дефицит профилактических препаратов для крупного рогатого скота. При этом нехватки вакцин от наиболее распространенных и экономически значимых инфекционных заболеваний животных в стране нет, заявили в РСХН.


В 2023 году «Зооинформ» провел опрос, посвященный новым правилам регулирования оборота ветпрепаратов в РФ. На вопрос «Считаете ли вы, что с 1 сентября ситуация с импортными ветпрепаратами ухудшится?» 57% опрошенных ответили, что она уже ухудшилась и препаратов не хватает. Ещё 22% подтвердили, что ожидают дефицита. Только 12% респондентов не боятся замещения импортных лекарственных средств российскими или вообще не видят повода для паники.

Опрос на тему повышения стоимости на услуги ветклиник за последние полгода 2023 года показал, что 34% опрошенных вынуждены были поднять цены на 20%, ещё 11% – на 10%. Решили не менять стоимость услуг 6% представителей отрасли.

Опрос коснулся и изменений числа клиентов в ветучреждениях на момент проведения исследования.

  • только 16% респондентов заметили приток клиентов.
  • 25% респондентов не наблюдают сокращения числа клиентов;
  • 22% опрошенных пожаловались, что уже начали терять клиентов;
  • 8% ответивших признались, что уменьшение потока клиентов приобретает угрожающие для их бизнеса масштабы;

Разработка и продвижение сайтов webseed.ru