Ветеринарные рационы (также известные как диетические) – самый востребованный сегмент кормов на российском рынке. Но всего за несколько лет привычный для владельцев кошек и собак спектр кормовых брендов, выпускающих такие продукты, изменился. «Зооинформ» поговорил с экспертами по разработке и производству ветеринарных рационов и выяснил, что требуется для создания диет, которые реально работают, и как специалисту выбрать ветеринарные диеты и не ошибиться.
Текст: Александр Колчин
Ветеринарные диеты для кошек и собак – весомая часть розничного рынка зоотоваров и один из важнейших инструментов ветеринарных врачей для комплексного лечения домашних питомцев. По разным данным, доля этого сегмента продукции в России составляет около 20% от всех кормов, и она растёт с каждым годом: развитие ветеринарных услуг и повышение их доступности позволяет лучше и раньше выявлять проблемы со здоровьем у питомцев, подбирать лечебное питание. Уровень ветификации в России, по данным исследований Euromonitor и Ipsos, составляет 32%, именно столько домашних животных регулярно посещают ветеринарные клиники: владельцы стали тщательнее следить за здоровьем собак и кошек и чаще обращаться к ветеринарным врачам. Однако ассортимент ветеринарных рационов сильно сократился из-за ограничений Россельхознадзора и ухода части кормовых брендов с российского рынка. Новые торговые марки, позиционирующие свои рационы как диетические, появляются стремительно. Но не всё так просто в этом сложном и важном сегменте продуктов, как для потребителей, так и для профессионального сообщества ветврачей. Какие диеты реально работают?

Первые ветеринарные корма
Первые ветеринарные рационы были разработаны ветеринарными специалистами на основании профессионального опыта. Американский ветврач Марк Моррис создал первый специализированный корм для собак с заболеваниями почек в конце 1930-х годов. Он разработал продукт с низким содержанием соли, но с высокими вкусовыми качествами.
В 1968 году французский ветеринарный врач Жан Катари создал корм для собак с проблемами кожи и шерсти, знаменитый «жёлтый суп». Доктор заметил, что многие немецкие овчарки страдали от хронических кожных заболеваний, которые не поддавались традиционному лечению. Он предположил, что причиной этих проблем может быть несбалансированное питание. После трёх месяцев экспериментов с различными сочетаниями жареного хлеба, дроблёных сухарей и кусочков мяса, которые врач подвергал тепловой обработке, а затем высушивал, он подобрал смеси, поедая которые собаки безо всяких лекарств вылечивались от экземы. Животные становились более активными, их шерсть приобретала здоровый блеск, а кожные заболевания исчезали без применения медикаментов.
Научный подход, основанный на исследованиях, тестировании и опыте, на долгие годы станет основным принципом создания ветеринарных рационов.
Что такое ветеринарный корм
Что такое ветеринарный рацион, определено в «ГОСТ Р 54954-2012 Корма и кормовые добавки для непродуктивных животных. Термины и определения». Согласно документу, это рацион для непродуктивных животных, который благодаря своему составу и технологии производства удовлетворяет их особые питательные потребности. Он разработан для животных с острыми физиологическими состояниями, временными или хроническими нарушениями обмена веществ, когда требуется питание, адаптированное к их текущему состоянию здоровья.

Отдельных требований к графическому оформлению упаковки ветеринарных диет в ГОСТе нет. Например, все пиктограммы с символом ветмедицины на упаковке кормов – «синим крестом», силуэтами врачей или использованием слова VET – не более чем маркетинг. Очень важно, чтобы такие знаки не вводили потребителя в заблуждение: наличие «ветеринарных» пиктограмм не говорит о том, что данный продукт – ветеринарный.
Однако есть обязательные требования к информации для потребителя: так, по ГОСТу на упаковке обязательно должно быть указано, что рацион является диетическим, а также для какого вида животных он предназначен, при каких заболеваниях или состояниях рекомендуется его использование. И обязательно – что применение продукта допускается только по рекомендации ветеринарного врача.
Фундаментальные исследования
Фундаментальные исследования, которые предшествуют созданию ветеринарной диеты, стоят очень дорого. И далеко не каждая компания в состоянии себе это позволить. И это видно, например, по публикациям в научных изданиях на соответствующие темы: их немного, и все они принадлежат крупным международным концернам, которые на рынке работают десятилетиями. Ещё в 1960-х годах компания Mars начала активно заниматься изучением питания домашних животных, открыв в Великобритании центр исследований Waltham. В 1961 году Waltham опубликовал первый научный обзор по питательным потребностям собак, что стало важным шагом в понимании их диетологических нужд. С середины 1970-х центр стал международно признанным учреждением, изучающим питание и здоровье домашних животных. Ему принадлежит ряд ключевых открытий в области исследования питания кошек и собак. В 1982 году учёные из Waltham определили необходимые уровни таурина в кормах для кошек, что позволило предотвратить дефицит этого важного нутриента и связанные с ним заболевания. В 1995 году было продемонстрировано, что одна диета может помочь контролировать образование как струвитных, так и оксалатных камней у кошек. Эти исследования легли в основу разработки специализированных диетических рационов, направленных на поддержание здоровья мочевыводящей системы у этих животных.

Контролем за безопасностью питания для домашних животных в США занимается Food and Drug Administration (FDA) — Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов. The Pet Nutrition Center (PNC) (США) — независимый исследовательский центр, который занимается изучением питания домашних питомцев и разработкой новых кормов. The Association of American Feed Control Officials (AAFCO) разрабатывает стандарты и рекомендации для рационов для кошек и собак В США. The University of California Davis School of Veterinary Medicine (США) проводит исследования в области питания домашних животных, включая разработку диет для кошек и собак с учётом их физиологических потребностей. European Pet Food Industry Federation (FEDIAF) активно поддерживает научные исследования в области питания кошек и собак, публикует рекомендации по питанию, основанные на научных данных. The Royal Veterinary College (RVC) (Великобритания) занимается исследованиями в области ветеринарии, включая диетологию и питание домашних животных. Потребности питания собак и кошек в России изучает Центр питания и благополучия животных.
Однако многие компании не проводят фундаментальных исследований, а в очень короткий срок создают или даже «приобретают» рецептуру производства у разработчиков. Насколько это верный путь? Давайте разберёмся.
Нутриентный профиль и формуляция
Нутриентный профиль. Эксперты утверждают, что теоретически изготовление диетических кормов, например, по «приобретённым» формулам, без научных исследований – возможно. Если у производителя есть нутриентный профиль ветеринарного рациона – определённое количество питательных веществ, которые в нём должны содержаться, и этот продукт уже был воспроизведён на какой-то фабрике, то задача повторить его с новым сырьём выглядит вполне реальной.
Не исключено, что какой-то научно-исследовательский институт разберёт действующую формулу «по запчастям», даст список ингредиентов, и производитель может начать этим пользоваться. Это очень затратно, но возможно. Однако просто формула корма проблему создания ветеринарного продукта не решит.
В процессе изготовления рациона температура, давление и многие другие факторы могут преобразовать правильно добавленные минералы и витамины в корме так, что часть из них станет для животного недоступными. Например, цинка в профиле достаточное количество, но в организме животного он не усваивается в нужном объёме, потому что в составе есть компоненты, которые в кишечнике питомца превращают его в нерастворимое соединение, и цинк с фекалиями выводится из организма.
Поэтому при разработке и производстве ветеринарных диет крайне важен ещё и опыт компании по созданию рационов, понимание взаимосвязи разных компонентов продукта, их влияния друг на друга и воздействия технологических процессов.
Формуляция. Нутриентный профиль — это язык науки, а для фабрики понятнее «язык ингредиентов». Компании, которая сама разработала или приобрела формулу, придётся нанять специалистов-формуляторов, которые должны будут «переложить» рецепт корма на язык производства – «привязать» его к существующим технологиям и сырью. На новом предприятии формулу придётся «пересобрать» заново, исходя из возможностей конкретного завода и доступного сырья. Либо есть риск получить в уже готовом продукте совершенно иной нутриентный профиль и потерять функционал, который был заложен в ветеринарном рационе.

Чтобы убедиться, что функционал не потерян, необходимо провести пул прикладных исследований с готовым продуктом, которые бы доказывали эффективность этой формулы. И это занимает несколько месяцев.
Бывает так, что разрабатываемые продукты «попадают в точку» не с первого раза, и компании приходится проводить несколько циклов исследований. Если полученные результаты не устраивают разработчиков и не соответствуют поставленным задачам, тогда формулы дорабатываются. Только после того, как результаты исследований удовлетворяют производителя корма, продукт допускают на следующий этап – массовый выпуск и продажу.
Сырьё. Важная составляющая изготовления ветеринарных рационов – это обеспечение производства сырьём стабильного качества. Отсутствие девиаций (изменений) сырья обеспечивает получение однородного продукта от партии к партии. И здесь важную роль играет система менеджмента качества как сырья, так и готового продукта. Необходимо изначально заложить конкретные свойства сырья в спецификации, тем самым завод получает не просто, например, муку из птицы, а муку с определёнными уровнями питательных веществ. Однако убедиться в соответствии продукта спецификации возможно только при наличии собственной лаборатории на производстве или при контроле сырья с привлечением сторонних специалистов.
В целом российский рынок сырья предлагает широкий ассортимент компонентов для производства кормов. Однако сегмент сырья, отвечающего требованиям изготовления ветеринарных кормов, крайне ограничен. В связи с этим крупным производителям приходится закупать часть сырья, соответствующего их спецификациям, за рубежом. Кроме того, крупные игроки имеют более широкий доступ к стабильным источникам сырья по сравнению с небольшими производителями.
Повседневные корма изготавливаются по стандартам. Допустимые отклонения по содержанию питательных веществ в таких кормах достаточно широкие. Однако для ветеринарных диет требования к составу значительно строже, что существенно ограничивает выбор подходящего сырья.
При смене одного из основных компонентов рецептуры или поставщика сырья производству надо весь процесс создания продукта проходить заново. Даже незначительные изменения в сырье влекут за собой корректировки формулы: какие-то компоненты увеличивают или уменьшают. Подключаются технологи, потому что в некоторых случаях перестаёт получаться нужная текстура или требуемый размер крокет, а также отдел R&D (Research and Development), который проверяет, всё ли благополучно, например, с вкусовой привлекательностью или с усвояемостью рациона.
Вообще создание ветеринарных рационов — это многоуровневая работа всех структур: формуляторы и ветеринарные врачи, технологи и R&D, отдел контроля качества, который должен следить за всеми процессами, сырьём и готовым продуктом вместе с лабораторией.

Одной из ключевых сложностей ветеринарных кормов является их вкусовая привлекательность. Например, собаки любят продукты с повышенным содержанием соли, и этим пользуются производители при создании повседневных рационов. Однако в продукте для собак с заболеваниями почек количество соли должно быть ограничено, корм становится уже не таким вкусным, и питомец отказывается его есть. С учётом того, что аппетит у животных при любых проблемах со здоровьем снижен, проблема вкусовой привлекательности диетических продуктов – самая частая, с которой сталкиваются ветеринарные врачи. И если влажные продукты сами по себе более аппетитные для питомцев, то в случае с сухими рационами создание поедаемого диетического рациона – это квест.
Как врачу или рознице выбирать ветеринарные корма
Наполнение кормового рынка России ветеринарными рационами в кратчайший срок, безусловно, говорит о гибкости производителей, предприимчивости и даже определённой рискованности. Известный топ-технолог по созданию кормов для домашних животных Ольга Левцова утверждает, что цикл создания полноценных ветеринарных диет занимает около пяти лет. Именно столько нужно на разработку продукта и исследования, доказывающие эффективность формулы. Некоторые бренды выпустили свои ветеринарные линейки в течение последних двух лет. Они уже представлены на рынке. Однако оценить их результативность смогут только ветеринарные врачи, которые будут применять новые диетические рационы.
Крайне важно, чтобы непроверенные ветеринарные корма, которые появляются на рынке, не вызвали потерю доверия к этой категории рационов в целом. Многие из ветпродуктов имеют накопительный эффект: пользоваться ими нужно некоторое время, чтобы получить результат. Неработающая диета может ухудшить состояние животного и привести к потере драгоценного времени на лечение питомца.
При выборе рациона ветеринарному врачу важно учитывать, опирается ли производитель на современные научные данные и международные стандарты, такие как NRC, AAFCO и FEDIAF. Следует обратить внимание на наличие у компании научных публикаций, подтверждающих эффективность её продуктов и подходов, репутацию бренда и опыт работы компании на рынке кормов, а также на её участие в профессиональных ветеринарных ассоциациях и союзах производителей.
NRC (National Research Council) — канадский стандарт качества. NRC — это государственное агентство, которое проводит множество исследований, выпуская в том числе руководства по питанию для разных животных.
AAFCO (The Association of American Feed Control Officials) — это частная некоммерческая организация, которая занимается процессами определения ингредиентов, используемых в кормах для животных, разработкой единых формулировок и правил, специализированными тренингами для участников и промышленности в целом.
FEDIAF представляет национальные ассоциации производителей кормов для домашних животных в ЕС, а также в Норвегии, Швейцарии и Великобритании, продвигая взгляды и интересы около 150 компаний по производству кормов для домашних животных в Европе (95% отрасли).
Кроме того, важно, оказывает ли производитель научно-консультационную поддержку по своим диетическим продуктам. Это один из ключевых инструментов, наряду с информацией на сайте, упаковке и от дистрибьюторов, который помогает обеспечить правильное применение корма. Формулы таких рационов сложные, содержат множество компонентов, и даже ветеринарный врач с образованием в области нутрициологии не всегда сможет сразу разобраться во всех нюансах продукта. Поэтому научная поддержка и профессиональные рекомендации играют важную роль в успешном использовании ветеринарных кормов.
Фактически всё сводится к простой истине: для создания реально работающих ветеринарных диет необходима сильная исследовательская база, особые условия производства. Некоторые диетические продукты требуют специального процесса, отличающегося от изготовления повседневных рационов, постоянных подтверждений эффективности использования кормов, дополнительных исследований, а также обучения ветеринарных специалистов применению ветдиет и научной поддержки продаж.