Поиск

Южная Корея — культ красоты и заботы

Идея познакомиться с рынком зоотоваров в Южной Корее появилась у меня в мае на выставке CIPS в Китае. Среди многообразия китайских стендов павильон под флагом Кореи выглядел особенным и в плане дизайна продукции, и в том, как любой товар демонстрировал внимательность к потребностям животных. Поэтому, вернувшись в Москву, мы начали планировать посещение выставки Megazoo в пригороде Сеула.

Текст: Татьяна Катасонова
Фото: Татьяна Катасонова и Алексей Золотарев

Организаторы очень охотно пошли на сотрудничество. Выставка существует уже несколько лет, но впервые был позиционирован B2B-формат. Так что профессиональным посетителям из других стран были очень рады.

Группа из России получилась немаленькая — нас было 17 человек. Поскольку прямых рейсов из России в Сеул нет, каждый выбирал себе путь самостоятельно. В результате группа собиралась в течение суток, и прибыли мы в столицу Кореи семью разными маршрутами. Но это не помешало двум продуктивным дням работы на выставке, а дальше мы уже не расставались, знакомясь с достопримечательностями и проводя вечера в корейском стиле.

Спрос рождает предложение

Выставка оказалась не очень большой, зато весьма своеобразной. Несмотря на то что организаторы приложили массу усилий для создания бизнес-формата, большая часть стендов была ориентирована на работу с конечными покупателями. Продажи шли везде, кроме небольшой бизнес-зоны в центре павильона. Многие посетители были с собаками, вернее, чаще всего – с собачками. Привозили их в колясках. Все животные были ухожены и одеты. На стендах им предлагали протестировать лакомства или корма, дарили подарки, короче, обращались как с детьми.

Культура содержания собак и кошек в Корее развивается семимильными шагами в последние годы. ВСЕ корейцы к своим питомцам относятся как к детям. Именно поэтому в большинстве своём это некрупные собаки с умильными мордочками и весёлым нравом. И именно поэтому здесь индустрия кормов развита не так хорошо, как лакомств, одежды, аксессуаров и средств для ухода.

Что же касается кормления, многие владельцы считают, что животные должны питаться вместе с ними. Потому здесь есть рестораны, где подают два варианта одного и того же блюда – для хозяина и питомца. И делают специальные стульчики типа детских, разместившись на которых собаки оказываются за одним столом с «родителями».

Разумеется, многие используют готовые рационы. Производятся в Корее и сухие, и влажные корма. Но они не выглядят доминирующим продуктом, как на европейских (в том числе и российских) выставках.

Что касается средств для ухода и косметики, то такого доминирования сегмента я прежде не видела ни на одной выставке. Корейская косметика для людей сейчас считается №1 в мире. Судя по всему, это касается и продуктов для животных.

Ещё одна особенность Megazoo — товары были представлены только для кошек и собак. Причём для кошек – на беглый взгляд, не более 10%.

Зоны выставки

Особое внимание я уделила трём зонам выставки.

Во-первых – зона бизнеса. Тридцать ведущих брендов Кореи расположили небольшие стенды по периметру зоны, в центре стояли столы для переговоров. У многих из этих компаний в основной части выставки были большие стенды для работы с потребителями. А здесь всё было отточено под бизнес-контакты. Все сотрудники отлично владели английским, так что проблем в общении не было. Самую ценную информацию о корейской продукции я получила именно здесь.

На одной из стен, окружающих бизнес-зону, была представлена отдельная секция товаров с национальными мотивами.

По аналогии с K-pop (корейская поп-музыка) и K-art (корейское современное искусство) секция получила название с приставкой «K» — K-zone. Все зоотовары, собранные здесь, передают традиции, дух и особый взгляд корейцев на культуру содержания питомцев.

Разумеется, выбирая лоты для K-zone, организаторы не могли обойти стороной тренд на дублирование одежды владельцев в гардеробе их подопечных. В Азии в целом и в Южной Корее в частности традиционную одежду носят достаточно часто, особенно в дни национальных праздников. Почему бы не придать корейскую идентичность и костюмам для собак? Одеяния в стиле hanbok практически полностью повторяют оригинальную версию для людей – и по крою, и по цветам, и по деталям. «Подчёркнутая элегантность изящных линий» – так описывает один из производителей свой продукт. Большое внимание уделено не только эстетике и традициям, но и удобству: крой всех изделий создан с учётом анатомических особенностей животных и не стесняет их движений.

Восточная медицина интегрирована в корма, лакомства, добавки и уходовые средства для питомцев с тем же маркетинговым изяществом, которое сделало азиатские товары для людей бестселлерами по всему миру. В K-zone можно было найти, например, порционное влажное питание кремовой текстуры, содержащее целебные корейские травы и приготовленное в специальной керамической посуде, проявляющей лучшие свойства ингредиентов. Или полнорационные корма для питомцев с исконно корейскими ингредиентами: красным женьшенем, алойным деревом или родниковой водой. Разнообразные пёстрые баночки с БАДами, обладающими антиоксидантными, антибактериальными и иммуномодулирующими свойствами и благоприятно воздействующими на работу ЖКТ. Или вот: «Восточный уход за шерстью», состоящий из шампуня и эссенции на основе 17 ферментированных растительных ингредиентов. Выглядит всё настолько любопытно, что можно было легко потерять счёт времени, изучая дизайн, функционал и состав каждой упаковки.

Нашлась в K-zone даже компания, производящая особую воду для питомцев! Она обогащена витаминами A, B1, B2, B6, C и Е в оптимальной концентрации и восполняет нехватку жидкости у животных, пьющих мало воды. Кстати, дизайн бутылочек имитирует оформление традиционного корейского напитка соджу – истинно восточное внимание к деталям.

Идею создания зоотоваров с национальным колоритом могли бы взять на вооружение и в других странах, и тогда на каждой отраслевой выставке мы бы знакомились с продуктами, транслирующими культурный код через заботу о животных.

С другой стороны бизнес-зону окружала зона новинок. Мне понравилась идея такого расположения. Занимает минимум места, и очень удобно рассматривать новинки. Давайте пройдёмся по новым продуктам вместе.

Полезное с приятным

После посещения выставки наша группа перешла к следующему этапу знакомства с Южной Кореей. Вроде это не совсем про зообизнес, но рассказы нашего замечательного гида Андрея и посещение исторических и культовых мест дали нам представление о взглядах на жизнь и привычках корейцев. И стало понятно, почему они так относятся к своим питомцам. Очеловечивание – общий мировой тренд, но к людям, и даже к себе, отношение в разных странах отличается. В Корее культ красоты, ухода за собой переносится и на домашних питомцев.

Нам было интересно, как корейцы при такой любви к собакам продолжают употреблять их в пищу. Но, во-первых, как раз во время нашего пребывания там был принят закон о постепенном (до 2027 года) внедрении запрета на поедание собак. Во-вторых, как нам объяснил Андрей, собак в последние годы ели далеко не все, и то всего раз в год в каких-то ритуальных целях.

Три дня мы наслаждались экскурсиями. Посетили дворцы, крепости, буддийские храмы, этнодеревню. А последний день посвятили современному центру Сеула – самой высокой башне в Азии – Лотте тауэр, памятнику танцу Gangnam Style, К-поп-аллее.

Разумеется, вечера мы проводили в местных ресторанах и на оживлённых торговых улицах. Непрерывное общение тоже стало значительной частью деловой поездки.

Впечатлений масса. Не знаю, приведёт ли работа на выставке в этом году к новым партнёрствам, время покажет. Но, как минимум, появятся новые идеи, которые рано или поздно помогут развитию нашего зообизнеса.