Гуманизация и пет-френдли культура – это тренды, которые будут определять развитие зообизнеса в ближайшие годы. Владельцы стали человечнее относиться к своим питомцам и охотнее тратить свои средства на обеспечение им достойной, здоровой и интересной жизни. Многие хозяева считают домашних животных членами семьи. Но «многие» – это сколько?
Текст: Анна Каминская
Фото: Freepik
Аналитический центр НАФИ недавно провёл исследование, в котором выяснил отношение людей к питомцам. В опросе участвовали 4790 человек – мужчины и женщины старше 14 лет из всех субъектов Российской Федерации.
Справка:
Аналитический центр НАФИ – исследовательская компания широкого профиля, основанная в 2006 году. Центр специализируется на изучении общественного мнения, маркетинговых исследованиях, рыночном анализе и бизнес-консалтинге. География исследований охватывает российский рынок, большинство стран СНГ и Восточной Европы. НАФИ входит в топ-3 самых цитируемых российских аналитических агентств и имеет более 200 упоминаний в Российском индексе научного цитирования (РИНЦ).
Больше половины опрошенных – 51% – воспринимают домашних животных как членов семьи. Отсюда и желание позаботиться о них в соответствии с этим статусом, предоставляя по мере возможностей качественное питание, психологическое благополучие и увлекательный досуг. 9% респондентов сообщили, что для них собаки, кошки, кролики и черепашки – всё равно что дети, которых нужно опекать и окружать безусловной любовью. 13% участников опроса считают питомцев своими друзьями, что тоже говорит о стремлении проявлять внимание и чуткость. Лишь 7% не испытывают особых эмоций к домашним животным, а у 18% респондентов их вообще нет.
Таким образом, 73% опрошенных россиян относятся к питомцам как к близким людям, что даёт зообизнесу возможность переосмыслить, поменять или дополнить свою деятельность с учётом этой «зоосоциокультурной» трансформации.
Примечательно, что исследование НАФИ рассматривает восприятие домашних питомцев людьми с разных ракурсов – и везде получает примерно один и тот же результат. Кто же считает животных членами семьи?
По полу:
- 56% опрошенных женщин и 46% мужчин.
По возрасту:
- 45% людей в возрасте до 24 лет;
- 50% — в возрасте 25–34 года;
- 57% — в возрасте 35–44 года;
- 56% — в возрасте 45–54 года;
- 53% — в возрасте 55+ лет.
По региону:
- 62% — жители Дальневосточного федерального округа (ФО);
- 56% – Приволжского ФО;
- 55% — Уральского ФО;
- 54% — Северо-Западного ФО;
- 52% – Центрального ФО.
В Южном, Северо-Кавказском и Сибирском ФО этот показатель немного меньше – 43%, 41% и 47% соответственно. Можно предположить, что в этих регионах собак, например, исторически воспринимают скорее как охранников или пастухов – помощников в быту и на службе. Кошек считают в первую очередь охотниками на животных-вредителей.
По уровню образования:
- 56% людей со средним профессиональным образованием;
- 51% – с высшим;
- 48% – со средним.
По уровню достатка:
- 51% людей с ежемесячным доходом менее 30 тысяч рублей;
- 60% — с доходом от 30 до 60 тысяч рублей в месяц;
- 49% – от 60 до 100 тысяч рублей в месяц;
- 53% — с доходом более 100 тысяч рублей в месяц.
Такое единодушие говорит лишь об одном: отношение к животному как к члену семьи – не модное веяние, а настоящее и будущее зооиндустрии. Питомцам от этого сплошная польза, хозяину – удовольствие. Владельцы стремятся выбирать для своих мохнатых, пернатых и чешуйчатых любимцев только самое лучшее. А это значит, что вырастет спрос на премиальные рационы, качественные игрушки и аксессуары, увеличатся затраты на ветеринарное обслуживание и совместный досуг с питомцем. В современном мире многое быстро меняется, но семья по-прежнему главное, на что стоит тратить свои ресурсы.