Поиск
зообизнес

Зообизнес в России: трансформация продолжается

Для зообизнеса, да и для экономики в целом 2023 год оказался трудным, но результативным. Опрос, проведённый Telegram-каналом «PROЗообизнес», показал, что почти 70% представителей зоорынка оценивают его как успешный. В том числе 8% предпринимателей признались, что ушедший год стал одним из самых прибыльных в истории их бизнеса. Только 15% бизнесменов оценили год как крайне неудачный в плане экономической ситуации. Зооиндустрия вновь продемонстрировала устойчивость и поразительную адаптивность.

зообизнес

Экономика

Результаты опроса Telegram-канала «PROЗообизнес» косвенно подтверждают данные аналитической компании INFOLine: 19% российских предпринимателей заявили, что их выручка в 2023 году по сравнению с предыдущим годом стала больше на 25% и более. Почти 30% респондентов заявили, что она увеличилась в диапазоне от 10 до 25%, а у 15% её рост не превысил 10%. Ещё 14% опрошенных рассказали, что показатель остался на уровне 2022 года, и только 23% респондентов сообщили о его падении.

Экономическая ситуация в течение года была разнородной: отрасли и регионы развивались неравномерно. Изменилось потребительское поведение покупателей.

В 2023 году, по данным аналитиков INFOLine, которые анализировали статистику ФТС, Минэкономразвития и собственные источники, в стране вырос объём импорта: было ввезено товаров на $310 млрд, а экспортировано на $460 млрд. Год запомнится дефицитом федерального бюджета в ₽2 трлн, ослаблением рубля и повышением Центральным банком ключевой ставки до 16%, «токсичностью» доллара и евро и их дефицитом, серьёзным ростом издержек экспортёров и импортёров на транзакции. Годовая инфляция зафиксировалась на уровне 7,5% (INTERFAX).

По данным INFOLine, в прошлом году 42,1 млн человек имели кредиты в банках, общая сумма которых достигла ₽35 трлн. 54% от всех кредитов – ипотека. В среднем на одного жителя России приходится 2,3 кредита, а на человека в возрасте от 25 до 30 лет – 2,7 кредита. Число неплательщиков по кредитам с 2021 года увеличилось на 3,7 млн и достигло 17,7 млн человек. В стране сейчас 8 млн невыездных должников, в 2021 году их было 4,6 млн. Банки снизили «выдаваемость» кредитов: одобрение заявок происходит только в 26% случаев (33% в 2021 году). При этом вклады населения достигли ₽41 трлн.

INFOLine оценил оборот розничной торговли (без учёта продажи автомобилей, мотоциклов, ГСМ) в 2023 году примерно в ₽40,5 трлн.

Онлайн-продажи

По данным Data Insight, объём продаж на рынке e-сommerce в 2023 году ожидается на уровне ₽7,9 трлн (+38% к 2022 году), 54% от этого объёма принадлежат шести маркетплейсам (Wildberries, Ozon, «Яндекс.Маркет», «Мегамаркет», AliExpress, KazanExpress). Количество выполненных заказов достигнет 4,5 млрд. На указанные платформы приходится 75% от этого числа.

Экономическая ситуация такова: основной рост интернет-торговли связан с увеличением продаж на маркетплейсах. Доля Wildberries и Ozon в доставке товаров достигла 82%, 11% заказов доставляют собственные службы магазинов, 7% – логистические компании.

e-сommerce

Общий объём складских помещений в России составляет 44,2 млн кв. м, 65% из них – в Москве и Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области. 51% спроса на складскую недвижимость формирует онлайн-торговля в целом. 12% складских площадей в стране занимают логистические операторы, что составляет приблизительно 4,49 млн кв. м. Загрузка их площадей в 2023 году достигла 94%.

Объём сделок со складской недвижимостью в России в 2023 году достиг 5 млн кв. м, 60% из них приходится на маркетплейсы (данные IBC Real Estate). Wildberries занимает 23% рынка складских помещений среди онлайн-ретейлеров в России. В регионах компания владеет 2,16 млн кв. м складских площадей и строит ещё 1,48 млн кв. м. В Москве у неё 756 тысяч кв. м, с планами ввести в эксплуатацию 345 тысяч кв. м.

Ozon предпочитает столичный рынок, управляя 1,115 млн кв. м складов и строя дополнительно 540 тысяч кв. м. В регионах у компании 1,32 млн кв. м, готовящихся к вводу в эксплуатацию — 1,3 млн кв. м.

Медианный стаж интернет-покупок в России составляет пять лет, что свидетельствует о формировании стабильных потребительских привычек покупать товары онлайн. Потребители в среднем приобретают три-четыре товара в месяц, что указывает на экономный режим потребления.

В 2023 году покупатели активно приобретали товары повседневного спроса, наиболее популярными категориями оказались: одежда, обувь, аксессуары – 62,7%, косметика и парфюмерия – 44,9%, продукты питания и напитки – 40,6%. Среднюю популярность показала категория зоотоваров 28,1%.

Покупатели

По данным аналитической компании «РОМИР», проанализировавшей экономическую ситуацию на рынке России, (Источник: «М-пульс», потребительская панель «РОМИР», ноябрь 2023 года), индекс потребительской уверенности* покупателей в 2023 году постоянно менялся от минуса к плюсу и обратно. Однако по сравнению с 2022 годом он значительно вырос, а конец 2023 года продемонстрировал положительные значения.

* Обобщающий (композитный) индекс – индекс потребительской уверенности – рассчитывается как среднее арифметическое значение пятичастных индексов: произошедших и ожидаемых изменений личного материального положения, произошедших и ожидаемых изменений экономической ситуации в России, благоприятности условий для крупных покупок (сайт rosstat.gov.ru).

Индекс потребительской уверенности выше в азиатской части страны и ниже в европейской. Мужчины «увереннее», чем женщины, а основными категориями населения, демонстрирующими позитивное отношение к тратам, стали россияне в возрасте от 18 до 24 лет, от 35 до 44 лет и 60+. Самые уверенные покупатели – с доходом от ₽120 тысяч и те потребители, в число информационных источников которых входит телевидение.

Уровень стресса населения снижается, но остаётся на довольно высоком уровне: в январе 2023 года стресс фиксировался у половины опрошенных, в ноябре – у 39%.

По данным «РОМИР», покупатели готовы отказаться от крупных и дорогих покупок, но сохранят потребность в приобретении, например, товаров для животных и не намерены сокращать траты на эту категорию. В ноябре 2023 года уверенность в покупке таких продуктов возросла: в России категория «товары для животных» на восьмом месте в рейтинге необходимых трат, в Москве и Московской области — на шестой позиции.


Подробный портрет покупателя зоотоваров – в материале компании IPSOP (смотрите в журнале «Зообизнес в России» №1/2024, стр. 40)


Выводы

Текущая экономическая ситуация характеризуется высокой инфляцией, значительным увеличением расходов бизнеса на поддержание продаж и, следовательно, увеличением цен на продукцию. Наблюдается высокая закредитованность населения и рост числа неплательщиков.

Поведение покупателей продолжает трансформироваться: располагаемые расходы стали больше, выросла покупательская уверенность, однако экономия и сохранение средств остаются главной стратегией потребителей на рынке. 

Маркетплейсы продолжают экспансию на рынке и увеличивают свою долю в продажах онлайн-игроков.