Период новогодних продаж — это «золотое время». За декабрь зоомагазин может реализовать товара столько, сколько продаёт его в течение полугода, а то и больше. Владельцы животных в праздничные дни покупают много – они делают подарки на Новый год не только друзьям и родственникам, но и своим питомцам. Что влияет на новогодние продажи, как зоомагазину стать частью праздничного волшебства – в нашем предновогоднем обзоре.
Текст: Александр Колчин, Александра Полева
Почему в праздники покупают больше
Важность новогодних продаж для бизнеса подчёркивает пословица, что день год кормит. На цены в этот период покупатели обращают меньше внимания. Спрос же, начиная с ноября, в зависимости от категории продуктов может вырасти в два-четыре раза.
Справка:
По данным Европейской комиссии, в 2023 году средние расходы на рождественские покупки в странах ЕС составили около €500 на человека. По данным Национальной федерации розничной торговли США (NRF), в 2023 году средний американец потратил около $1000 на праздничные покупки.
В Китае празднование Лунного Нового года является временем массовых покупок и подарков. По данным Министерства коммерции Китая, в 2023 году розничные продажи в период праздника превысили 1 трлн юаней.
В России Новый год является главным праздником, и расходы в это время традиционно высоки. Согласно исследованию компании Deloitte, в 2023 году средний россиянин потратил ₽17 тысяч на новогодние покупки.
В чём же секрет новогоднего ажиотажа?
Праздничная атмосфера привлекает внимание покупателей к зоомагазину и стимулирует к совершению покупок. Создают такую атмосферу с помощью новогоднего декора входных групп и торговых залов, музыкального и светового оформления, праздничной одежды продавцов, оформления полок и товаров с символикой праздника. Также проводятся специальные праздничные акции и промо. Такой антураж создаёт у покупателей ощущение приближающегося праздника, в этот момент люди находятся в приподнятом настроении и тратят больше, чем обычно.
Новогодняя атмосфера оказывает серьёзное влияние на потребительское поведение.
Эмоциональное воздействие. Новогоднее оформление зоомагазина вызывает положительные эмоции, прилив энергии, ассоциации с приятными моментами жизни. Создаётся чувство радости и ожидания праздника, что способствует увеличению времени, проводимого в магазине, и повышает вероятность совершения покупки.
Снижение критичности. В праздничной обстановке покупатели менее критично относятся к ценам и более склонны к импульсивным покупкам, особенно если товары представлены в привлекательной «новогодней» упаковке.
Увеличение среднего чека. Покупатели склонны тратить больше в праздничный период, приобретая не только товары ежедневного спроса, но и дополнительные аксессуары или подарки для своих питомцев. Праздничные скидки, акции и специальные новогодние предложения могут увеличить продажи и привлечь новых клиентов.
Повышение лояльности. Зоомагазины, создающие праздничную атмосферу, кажутся клиентам более внимательными к их потребностям, что повышает лояльность покупателей и вероятность повторных посещений.
Справка:
По данным Центра питания и благополучия животных, в 2023 году число питомцев в России достигло 74,8 млн. 42% владельцев кошек и 34% хозяев собак считают своих домашних животных членами семьи. По данным исследования Mars Petcare, проведённого в 2021 году, 91% владельцев питомцев проводят Новый год со своими хвостатыми друзьями, и больше половины хозяев собак и кошек (54%) дарят им подарки.
Новогодние магазины
Что же готовят новогодние зоомагазины для четвероногих друзей?
Игрушки. В период новогодних продаж владельцы охотно покупают игрушки в стилистике праздника. Очень популярна фигурка Деда Мороза (он же Санта-Клаус, Баббо Натале и Йоулупукки), которую можно погрызть. Погрызушки в виде новогоднего леденца (буквой Г) — тоже в топе продаж. Конечно же, пользуются спросом игрушки в форме самой ёлочки, пряничных человечков, рождественских веночков на дверь (!), уток и гусей в новогодних нарядах. Неизвестно, имеют ли собаки повышенный интерес к новогоднему дизайну, но владельцы подолгу задерживаются у таких полок и оставляют в кассе серьёзные суммы.
Некоторые компании к Новому году выпускают карнавальные костюмы для питомцев, мешочки для подарков и шапки Деда Мороза для животных и их владельцев.
Лакомства. Традиционные лакомства производители часто переупаковывают в новогодние пакеты, например, в виде рождественского оленя Рудольфа. Часто сами угощения делают в виде новогодней ели, звёзд и зайчиков.
Стали популярны наборы новогоднего печенья для собак – оно выполнено в виде игрушек и звёзд, а сама упаковка оформлена в праздничной стилистике. Коробочки, кстати, могут быть и жестяными, такие владельцы животных после праздников любят оставлять на память. Сюда же можно отнести наборы лакомств и игрушек, упакованные производителем в коробки в виде ёлок или каких-то других символов Нового года.
Новый тренд в новогодних подарках для питомца, который будет пользоваться популярностью в зоомагазине — адвент-календари в виде бокса с пронумерованными ячейками. Обычно их количество соответствует числу дней в декабре. Каждый день до наступления Нового года обладатель календаря открывает по одной ячейке и получает сюрприз, в случае с домашними животными – это лакомства и небольшие игрушки. Целый месяц владелец может регулярно взаимодействовать с питомцем и выстраивать с ним эмоциональные отношения.
Праздничные столы теперь накрывают не только для людей, но и для четвероногих любимцев. Рынок предлагает широкий выбор «праздничных» лакомств, таких как шампанское, пиво, шоколад для собак и мармелад для кошек.
Домики и когтеточки. Новогодние домики и когтеточки – вероятно, история не такая понятная, как с лакомствами и игрушками. Продать владельцу кошки под Новый год когтеточку в виде ёлочки или домик в виде снеговика для продавца не составит особого труда. К этому есть все предпосылки. Интересно, что владелец такого новогоднего аксессуара будет делать потом, когда снег растает, а у него в квартире всё ещё будет стоять неубиваемая когтедралка в виде ели из сезаля? Впрочем, тут вопрос вкуса – в России многие и живые-то ели выбрасывают лишь под 8 Марта, так что и для этого сегмента аксессуаров есть перспективы.
К популярным товарам перед Новым годом относятся также одежда, миски, украшения для животных. Часто производители выпускают специальные «капсульные коллекции» или ограниченные серии с новогодним декором и оформлением. Такие вещи привлекают особое внимание, и получить нужное количество товара от поставщика не всегда возможно – спрос часто выше предложения. Эти товары вызывают ажиотаж в торговом зале и сметаются с прилавков, как новые iPhone. Нужно это использовать для повышения лояльности клиентов и создания атмосферы праздника: ведь только раз в году владельцы могут купить своему питомцу миску с изображением ёлочек и Дедов Морозов.
Новогодние лайфхаки
Как же зоомагазинам угодить покупателям и получить прибыль?
Дарите подарки сами. Предложите клиентам небольшие бесплатные подарки при покупке от определённой суммы: игрушки, лакомства или аксессуары. Пусть это будут подарки от души, упакованные в новогодние пакетики – возможно, с пожеланиями питомцам и их владельцам. Хозяевам животных можно дарить мандарины – российский символ Нового года, в качестве благодарности за лояльность.
Создайте новогодние наборы. Упакуйте в красивые коробки лакомства, игрушки и праздничные аксессуары для питомцев. Это удобно для клиентов, которые хотят сэкономить время и ищут готовые подарки. Наборы должны быть разнообразными по ассортименту, а не однотипными.
Запустите фотозону с новогодним антуражем. Установите уголок с ёлкой, гирляндами и аксессуарами для фото с питомцами. Разместите информацию в соцсетях и приглашайте клиентов за выгодными покупками и яркими впечатлениями!
Проведите новогодний конкурс или розыгрыш. Например, «Лучший новогодний образ для питомца» или «Расскажи о своём любимце». Победителю вручите приз из ассортимента магазина.
Разработайте «Праздничный календарь акций». Каждый день декабря предлагайте новую скидку или подарок. Это стимулирует покупателей приходить чаще и устроить настоящую «охоту за скидками».
Включите новогоднюю музыку. Распылите новогодние ароматы. Рождественская и новогодняя музыка, вроде Jingle Bells, лёгкий аромат хвои, мандаринов или корицы создадут праздничную атмосферу. Исследование Института нейромаркетинга показало, что ароматы могут увеличить продажи до 20%. Запахи – это мощный инструмент, который воздействует на эмоции и поведение клиентов. Используя ароматизацию пространства, можно повысить продажи, лояльность и положительные ассоциации с зоомагазином.
Активно работайте в соцсетях. Запускайте рекламные кампании, публикуйте контент с новогодним оформлением, рассказывайте о подарках и акциях. Зовите покупателей в гости. Используйте яркие фото и хештеги.
Подарочные сертификаты. Продавайте сертификаты на определённую сумму. Это идеальный вариант для тех, кто не знает, что подарить питомцу своих знакомых.
Новогодние коллаборации. Объединитесь с груминг-салонами или ветклиниками для совместных акций. Например, скидка на груминг при покупке товаров в вашем магазине, а в груминге могут предлагать скидку на товары в вашем зоомагазине при стрижке.
…И праздник вернётся
Новый год и Рождество – это время, когда каждый ищет радости, чуда и исполнения желаний. Люди хотят делиться теплом и заботой не только с близкими, но и со своими питомцами. И зоомагазин может стать местом, где все мечты сбываются!
Праздничное оформление, особенные акции и подарки, улыбки продавцов, настоящий Дед Мороз или Снегурочка создадут уникальную атмосферу, которая привлечёт новых клиентов, укрепит лояльность постоянных покупателей и подарит радость каждому гостю.
Когда в вашем магазине сияют гирлянды, звучат новогодние мелодии, а на полках – яркие новогодние товары, это не просто увеличивает продажи, но и делает ваш бизнес частью ежегодной волшебной сказки. Все счастливы: питомцы получают заботу, владельцы – радость, а вы – рост выручки и довольных клиентов. Дарите праздник – и он обязательно вернётся к вам!