Высокочувствительный ДНК-тест является основным инструментом проверки соответствия состава корма заявленному на упаковке. Им пользуются государственные ведомства для контроля ситуации с наличием незарегистрированных ГМО* в продуктах и добросовестности производителя. Насколько такие тесты точны и стоит ли им доверять, мы спросили у технолога Ольги Левцовой.
* Согласно ответу РСХН на вопрос «Зооинформа» о методах исследования компонентного состава продукции — ДНК-тест выбран из-за сочетания его относительной универсальности, высокой точности и скорости. Он хорошо поддаётся стандартизации. Последнее очень важно для государственного контроля, особенно в рамках не одной страны, а сразу нескольких (например, в ЕАЭС, ЕС), и на международном уровне. Проводится качественная оценка. Исследования проводятся методом ПЦР.
Полимеразную цепную реакцию (ПЦР) изобрёл в 1983 году Кэри Мюллис, получивший за это изобретение Нобелевскую премию. Метод молекулярной биологии, основанный на увеличении малых концентраций определённых фрагментов нуклеиновой кислоты (а именно ДНК) в биологическом материале (пробе), достаточных для визуальной детекции.
– «Зооинформ»: В последнее время число сообщений о том, что в том или ином корме не обнаружили ДНК основных ингредиентов, например, курицы или рыбы, увеличилось. Чаще всего ищут и не находят ДНК кролика. Это часто становится шоком и для производителей, которые уверяют, что технологию не нарушали, и для потребителей, которые после таких сообщений чувствуют себя обманутыми. Что происходит, на ваш взгляд, — это усиливающаяся халатность заводов или несовершенство метода?
– Ольга Левцова: К сожалению, я тоже сталкивалась с ситуацией, когда абсолютно точно сырьё в продукт было положено, и это показывали промежуточные тестовые исследования образцов, а ДНК-тест не обнаруживал ингредиент, который в составе корма должен был быть в большом количестве.
Ольга Левцова, биофизик, выпускница биофака МГУ, кандидат физико-математических наук, член Американской академии ветеринарного питания
ДНК-тесты делаются на определённый «кусочек» ДНК. Выбор этого кусочка — ключевая вещь. Этот отрезок ДНК должен быть очень стабильным. Результат будет зависеть от того, в какой части ДНК находится этот «кусочек», от того, какова чувствительность метода и как изначально разрабатывался тест. Например, тесты могут плохо показывать сырьё после термической обработки, если его содержание было небольшим.
Тесты, которые сделаны хорошо и ответственно, должны демонстрировать высокую точность: показывать даже вещества, содержание которых минимально. На этом основано огромное количество анализов для диагностики заболеваний человека. Скорее всего, когда результат нас удивляет, мы имеем дело с некачественными тестами: есть случаи, когда определённое сырьё обнаружили только тогда, когда его в продукте было заложено более 50% от всего состава.
— Всегда ли только некачественный тест — причина плохого результата?
— Списывать со счетов безответственность не стоит. Существует человеческий фактор: на складе перепутали сырьё. Если это мука, то внешне вы не отличите говядину от курицы, а курицу от индейки.
— Почему в составе кормов выявляют ингредиенты, которые не заявлены производителем?
— Многие производители мясо-костной муки делают на одном заводе продукт, например, из курицы, говядины и баранины. Останавливать линию из-за перехода с одного сырья на другое, всё перемывать — это лишние расходы. Поставщик включит затраты на мытьё оборудования в стоимость сырья, а производитель корма, купивший такую муку, переложит их на потребителя.
Нужен ли конечному покупателю «идеальный» продукт из индейки, куда не попало ни одной молекулы куриного белка? Если ему важно, чтобы была только индейка, потому что у его питомца аллергия на курицу, тогда нужно покупать специализированный корм — ветеринарную диету, которая делается, например, на заводах, где такие рационы изготавливаются на отдельных линиях. Потребителю с домашним животным, которое не страдает от аллергии на курицу, не стоит платить дополнительные деньги за абсолютную чистоту продукта. ДНК-тесты, если они сделаны правильно, помогают ответить на вопрос, содержится ли заявленный изготовителем компонент в составе корма. Однако попытка доказать нарушение рецептуры через детекцию посторонних компонентов имеет мало смысла по двум причинам. Во-первых, ДНК-тест не может сказать, сколько именно было того компонента, ввиду его чрезвычайной чувствительности можно обнаружить самое минимальное загрязнение. А во-вторых, изготовители перед лицом подобных проверок просто начинают добавлять надпись о том, что продукт может содержать следовые количества всех тех видов сырья, которые они обычно используют.