Поиск

E-commerce в мире и в России в 2022 году

E-commerce

Текст: Ксения Лашкова

В 2022 году рынок e-commerce в стране приблизился к 6 трлн рублей, траты покупателей в сети выросли на треть. Продажи зоотоваров в онлайне выросли на 66% по отношению к 2021 году. 

Мир: лидеры e-com 

Сегодня Китай – лидер мировой онлайн-торговли. В 2022 году китайцы совершили интернет-покупок на $2,13 трлн. У ближайшего «преследователя» – США – объёмы e-commerce в прошедшем году составили $916 млрд. Далее следует Япония с $200 млрд.

Электронная коммерция быстрыми темпами проникает в развивающиеся страны: Филиппины (+26%), Индию (+26%), Индонезию (+23%) и Бразилию (+22%).

Самым быстрорастущим онлайн-рынком остаётся Россия: +38% к 2021 году.

Главные цифры в России

Онлайн-торговля в нашей стране в прошлом году составила 14% рынка ретейла. В денежном выражении размеры российских интернет-продаж увеличились до 5,7 трлн рублей. Это почти на 40% больше, чем в 2021-м. Россияне стали заказывать товары в интернете на 64% чаще. В 2022 году совершено 2,8 млрд заказов.

Кто пользуется e-com

Больше трети жителей России посещают интернет-магазины ежедневно, а 73% – хотя бы один раз в месяц. Основная аудитория площадок электронной коммерции – это люди в возрасте от 25 до 44 лет. Среди них больше половины заходят в онлайн-магазины каждый день. Покупки в сети постепенно осваивают и люди старшего поколения. Самый высокий прирост в 2022 году был среди людей от 55 до 64 лет и у пользователей 65+.

Прирост на площадках интернет-торговли в 2022 году по возрасту (данные Data Insight)
Возрастная группа Прирост в %
12–17 лет +16%
18–24 лет +14%
25–34 лет +17%
35–44 лет +23%
45–54 лет +38%
55–64 лет +57%
65+ +50%

Средний чек

Средний чек интернет-покупок в России, несмотря на общий рост рынка, снизился на 16%, до 2010 рублей. Показатель падает с 2018 года. Исследователи Data Insight эту тенденцию объясняют тем, что в стране меняется структура онлайн-продаж: россияне покупают в интернете товары повседневного использования, которые стоят дешевле одежды, электроники и других non-food категорий. В 2022 году на среднюю стоимость покупок повлиял уход из страны зарубежных интернет-магазинов и перемещение клиентов на более «дешёвые» маркетплейсы.

Динамика среднего чека

Самые покупающие регионы

Лидерами по доле онлайн-заказов и объёму продаж остаются Москва и Московская область. На эти регионы приходится треть всех российских покупок в сети. За столицей следуют Санкт-Петербург (8%), Краснодарский край (4%) и Свердловская область (3%).

Кто и как доставляет

В России меняется система каналов логистики. В прошлом году доставлено 2,5 млрд отправлений – в полтора раза больше, чем в 2021-м. Этот рост обеспечивается сервисами доставки магазинов и маркетплейсов. По итогам года доля собственных логистических служб ретейлеров на рынке увеличилась на 88%. Количество заказов у специализированных логистических компаний падает: рост составил всего 14% в 2022 году.

Самым удобным способом доставки для россиян оказался самовывоз: его выбирает больше половины клиентов онлайн-магазинов. Покупатели предпочитают забирать покупки из пункта выдачи заказов: 30% выбирают этот вариант всегда, а 37% – в большинстве случаев. Треть – всегда оформляет самовывоз из одного и того же ПВЗ.

Зоотовары в онлайне

Долю онлайн-продаж зоотоваров на рынке товаров для животных в 2022 году оценивали от 11% до 13%. По данным NIQ – в прошлом году в онлайне продавалось 46% всех кормов для собак и 16% кормов для кошек.

Интернет-магазины товаров для животных – это часть сегмента eGrocery. В него входят специализированные онлайн-площадки и службы доставки продуктов. Всего в этой категории в 2022 году совершено 402 млн заказов на 553 млрд рублей (+66% к 2021 году).

Главные источники трафика для онлайн-магазинов зоотоваров – это органический поиск и прямые переходы. Около 12% посещений сайтов, где продают товары для животных, заканчиваются приобретением. Более высокая конверсия только в сегменте продуктов питания. Средний чек на покупку продукции для питомцев, по данным New Retail, в 2022 году снизился на 5,9% и составил 4083 рубля.

Опубликованное в августе исследование Data Insight показало, что за предшествующие 12 месяцев продажи выросли у 42% владельцев онлайн-магазинов зоотоваров. Изменений не произошло у 21% опрошенных, а сокращение выручки отмечалось у 36% участников зообизнеса в интернете.

Рынок услуг для животных

Услуги, связанные с уходом за животными, занимают 1% рынка С2С. В этом сегменте e-com исполнителями являются 80 тысяч частных лиц.

Объём рынка всех услуг в России составил 2,6 млрд рублей (+13% к 2021 году). Количество исполнителей в 2022 году снизилось на 9%, до 8,6 млн. Сейчас в сфере микроуслуг задействована почти одна десятая населения России от 18 до 64 лет.

Тренды «онлайновой» торговли 2022

  • Покупатели экономили и меньше покупали вещи из премиальных сегментов.
  • Традиционный покупательский всплеск в декабре оказался слабее, чем в предыдущие годы.
  • Произошёл «взрывной» рост маркетплейсов.
  • Падение среднего чека усилилось из-за ухода зарубежных интернет-магазинов.
  • Увеличилось значение локальных и небольших российских брендов.

Что ждать в 2023 году?

Data Insight прогнозирует на 2023 год рост объёма продаж на площадках e-commerce до 7,4 трлн рублей (+30%). Продолжится увеличение количества заказов. Ожидаемый объём – 4,6 млрд (+64%). Средний чек, предположительно, снизится ещё на 20%. В прогнозах – сокращение общего количества заказов в непродовольственных магазинах и продолжение оттока клиентов на маркетплейсы.