Кирилл Дмитриев: «Зообизнес и маркетплейсы: действовать сообща»

зообизнес

Текст: Александр Колчин
Фото: Freepik

Несмотря на то что маркетплейсы представляют собой необозримое поле возможностей для зообизнеса, многие предприниматели ждут подвоха от работы с ними. О претензиях бизнеса к крупнейшим электронным площадкам и о том, как можно обернуть рост маркетплейсов на пользу отрасли, «Зооинформу» рассказал президент Национальной ассоциации зооиндустрии (НАЗ) Кирилл Дмитриев.

Сопротивление бесполезно

Ни для кого не секрет, что e-com как способ реализации товаров и услуг уже плотно вошёл в нашу жизнь и представляет собой один из самых перспективных каналов сбыта. Согласно исследованиям последних лет, продажи на маркетплейсах растут рекордными темпами:

    • По данным Data Insight, в 2022 году объём рынка крупных российских маркетплейсов показал рост 80% и составил 2,7 трлн рублей.
    • В июне 2022 года совокупная доля двух крупнейших российских маркетплейсов, Wildberries и Ozon, впервые в истории превысила 2/3 от всех онлайн-заказов и составила 69%. В ноябре была достигнута максимальная доля Wildberries и Ozon за год — 75%.

Такие показатели не оставляют возможностей для возражений и протеста. «E-com-лихорадка» охватывает владельцев домашних животных, которые привыкают покупать зоотовары в интернете, в первую очередь — на маркетплейсах:

    • По данным NielsenIQ, в конце 2022 года 11% всех продаж зоотоваров приходилось на долю онлайн-площадок.
    • В феврале 2023 года онлайн-канал демонстрировал максимальный на зоорынке рост продаж по отношению к февралю 2022 года – 35,1%.

Несмотря на перераспределение каналов продаж товаров для животных, представители зообизнеса неоднозначно воспринимают работу с маркетплейсами.  Опрос «Зооинформа» в Telegram-канале «PROЗообизнес» показал, что только 29% участников отрасли довольны работой с ними. В то время как одни пытаются извлечь выгоду из такого партнёрства, другие обвиняют маркетплейсы в демпинге и разрушении традиционной торговли.

зообизнес

Предмет для обсуждения

В реализации зоотоваров через маркетплейсы действительно много спорных моментов. Главная проблема – это полное отсутствие правового регулирования, ведь до сих пор законодательно не определено, что такое маркетплейс и кто регламентирует его деятельность.

Члены Национальной ассоциации зооиндустрии несколько последних месяцев ведут работу по определению первоочередных задач и выявлению проблем, с которыми сталкивается зообизнес при взаимодействии с маркетплейсами. Их можно разделить на три категории:

    • Технические проблемы, которые следует решать с представителями маркетплейсов.
    • Системные и стратегические: налаживание механизмов взаимодействия маркетплейсов, владельцев торговых марок и продавцов.
    • Вопросы дальнейшего расширения возможностей использования маркетплейсов в зооиндустрии.

Вопрос репутации

Несмотря на техническое совершенство маркетплейсов, одна из главных проблем – отсутствие цифровой базы данных с информацией о продуктах, к которой могли бы обращаться селлеры для составления карточек зоотоваров.

Сейчас один и тот же корм может быть представлен у нескольких продавцов по разной цене и с разным описанием. Это не только вводит в заблуждение покупателя, но и наносит ущерб имиджу производителя: неприглядные кустарные фото товара и неверные характеристики сводят на нет колоссальную работу создателей продукта.

«Устраняясь от решения вопроса, зооиндустрия только усугубляет эту ситуацию. Нам необходимо поддерживать диалог с маркетплейсами и убедить их в необходимости технически ограничить распространение недостоверной информации о товарах для домашних животных», — уверен Кирилл Дмитриев.

Угроза или возможность?

На данный момент маркетплейсы представляют собой огромный и неконтролируемый сегмент экономики. Основная претензия бизнеса к ним это демпинг цен.

демпинг цен

«С одной стороны, каждый продавец имеет право назначать ту цену, которую считает справедливой, – это закон рыночной экономики. С другой, нужно разбираться, почему и каким образом кто-то может себе позволить продавать товар ниже его себестоимости.
Авторизованному продавцу, например, федеральному поставщику товара, нет никакого смысла демпинговать на маркетплейсе, потому что он реализует товар и в спецканале – зоомагазинах. Но демпингом могут заниматься независимые недобросовестные селлеры – и это реальная угроза для зооиндустрии», — считает Кирилл Дмитриев.

Ещё один момент – торговля на маркетплейсах ветеринарными препаратами без лицензии, о чём регулярно говорят и НАЗ, и Россельхознадзор, в силах которого оштрафовать или вообще заблокировать площадку в случае выявления несанкционированных продаж лекарственных средств. Таким образом, маркетплейсы тоже заинтересованы в налаживании механизма правового регулирования.

НАЗ стремится к скорейшему решению вопроса, поэтому выступила с инициативой создания пилотного проекта официального сотрудничества отрасли и самого большого маркетплейса страны – Wildberries. В рамках Совета регионов «ОПОРЫ России», проходившего в июле в Рязани, НАЗ, Wildberries и Ассоциация «НП “ОПОРА”» подписали соглашение о сотрудничестве. Это рамочный документ, который позволяет отрасли оперативно взаимодействовать с площадкой для решения задач.

Соглашение предусматривает, в частности, обучение предпринимателей особенностям работы в онлайн-сегменте и консультации по эффективному старту продаж на Wildberries. В дальнейшем НАЗ планирует заключить аналогичные соглашения и с другими российскими маркетплейсами.

зообизнесМиллионы возможностей для зообизнеса

Какие же перспективы для зообизнеса открывает сотрудничество с маркетплейсами? На июльской встрече рабочей группы по инициативе НАЗ члены ассоциации и представители компании Wildberries высказали свои идеи по созданию принципиально новых продуктов, которые могут продаваться онлайн и с большой долей вероятности будут востребованы у владельцев домашних животных. Среди них:

    • сертификаты на приём у специалиста, вакцинацию и диспансеризацию;
    • страховой полис;
    • вызов ветеринарного врача на дом;
    • абонемент на посещение лечебного учреждения;
    • услуги груминга.

Можно дополнить этот список курсами по дрессировке, услугами передержки, благотворительными проектами и задействовать в работе с маркетплейсами практически все направления зооиндустрии.

Дорогу осилит идущий

Нет ничего удивительного в том, что предприниматели воспринимают маркетплейсы в штыки: новшества всегда встречают сопротивление и несут с собой вызовы. Но, с точки зрения здравого смысла, чем раньше представители зообизнеса приступят к конструктивному диалогу и начнут принимать решения, тем быстрее сложится схема работы, которая будет удобна для всех.

«Прогресс нельзя остановить. Маркетплейсы – это новый сегмент, новая, по большому счёту, экономика, интегрированная теперь в экономики всех отраслей. Поэтому тем, кто настроен негативно, я бы посоветовал поскорее принять этот факт и начинать работать с теми реалиями, которые сейчас определяют бизнес», — говорит Кирилл Дмитриев.

Наступил тот момент, когда зообизнесмены могут повлиять на развитие маркетплейсов в части продажи зоотоваров: через диалог, обмен экспертизой, участие в рабочих группах, инициируемых НАЗ. Посредством обсуждения, достижения компромиссов между ключевыми электронными площадками и специализированным каналом, поиска совместных решений проблем зооиндустрия получит новые знания и идеи, а также возможности для развития бизнеса и роста экономики отрасли.