Кормов нет… но вы держитесь!

9

Текст: Александр Колчин

Запрет импорта кормов — одна из острых проблем зообизнеса. Как повлияет это на отрасль, можно ли противостоять негативным изменениям и как рынку жить дальше?

Импорт кормов в Россию под запретом

На кормовом рынке России почти паника. На сегодняшний день Россельхознадзор ввел запрет импорта кормов из 11 стран, многие из которых входят в топ-10 импортёров продукции для непродуктивных животных.

За более чем 30-летнюю историю зооиндустрии в России какие только проблемы и кризисы не сотрясали рынок товаров для домашних животных. Но столь сильную «турбулентность», которую он испытывает сейчас, за все эти годы никто из старожилов отрасли и не припомнит. Ковид заставил зообизнес изменится в течение одного года, что потребовало от него серьёзных усилий и ресурсов. Новые принципы работы, перенос акцента на другие каналы сбыта принесли части бизнеса плюсы в виде увеличения продаж. Минусами стали потеря доли специализированного канала на зоорынке, снижение маржинальности продаж и жёсткая конкуренция с маркетплейсами.

Свой вклад в нестабильную ситуацию на рынке добавила демонстративная борьба Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору против ГМО в кормах для животных, что привело к закрытию поставок уже из одиннадцати стран. Обнаружив в продукции одного или нескольких предприятий (не всегда даже имеющих отношение к зооиндустрии) следы ГМО, регулятор закрывал поставки со всех предприятий страны. За одного «битого» наказывали всех «небитых» разом.

Но является ли забота ведомства об исключении продуктов с ГМО из рациона домашних любимцев — истинной причиной?

Дело не в ГМО

Кирилл Дмитриев, председатель комиссии по зообизнесу «Опоры России», предполагает, что закрытие поставок кормов для непродуктивных животных из ряда стран не связаны с ГМО. Вероятнее всего российский регулятор пытается воздействовать на ветеринарные службы других государств, добиваясь от них преференций для российских производителей. Или лоббирует интересы производителей отечественной продукции, а также структур, которые увидели перспективы для себя на кормовом рынке России. Это подтверждается и тем, что после критики абсурдности причин закрытия импорта в СМИ и социальных сетях, Россельхознадзор сменил тактику. Последние «закрытия» ведомство аргументировало уже не наличием ГМО, а неудовлетворительными результатами проверок в онлайн-режиме и плохим контролем производств со стороны соответствующих ведомств.

«Доктрина продуктов без ГМО принята не только в России, но и во многих странах мира. Заводы, которые закрыты для России по причине обнаружения в продуктах ГМО-компонентов, продолжают поставлять свою продукцию по всему миру. И к ним, со стороны соответствующих ведомств, нет никаких претензий, — говорит Кирилл Дмитриев. — Действия РСН разрушают отрасль. Рвутся связи российской зооиндустрии, которые дистрибьюторы выстраивали десятилетиями, с высокотехнологичными производствами Европы и Северной Америки, предлагающими инновационные продукты.

Кирилл Дмитриев:

«Нужно отделять, не на словах, а на деле, нашу отрасль от сельского хозяйства и животноводства.
Мы индустрия заботы и доброты, у нас другая направленность и нам нужны свои регламенты и законы. Этого всего также невозможно добиться в одиночку.
Все вместе мы делаем одно дело — развиваем в стране ответственное отношение к животным, укрепляем pet-friendly культуру в обществе, о которой в последнее время у нас много говорят на всех уровнях, включая главу государства, и нам нужно консолидироваться для защиты интересов индустрии и владельцев животных».

Локализация – быть или не быть?

Видя проблемы в регуляции рынка, многие из импортёров кормовой продукции всерьёз задумались о локализации производства: строят заводы в России, размещают заказы на продукты на существующих предприятиях. Но это не быстрые действия, нельзя организовать их по команде. Да и локализация в нашем глобальном мире не может быть 100%-ной. В России недостаточный рынок сырья, нет необходимых мощностей, — продолжает Кирилл Дмитриев. — Пока отечественный потребитель не очень доверяет местной продукции. А западный производитель не доверяет рынку, чтобы прийти сюда со своими инвестициями, технологиями и рецептурами».

Безусловно, процесс локализации и развития российского кормового производства, по словам Кирилла Дмитриева, должен быть поддержан государством. Но сейчас важно сохранить сам зоорынок! Запрет на импорт высококачественных суперпремиальных кормов может привести к «банкротству» специализированного канала продаж — зоомагазинов, к увольнению компетентных профессиональных продавцов. Серьёзно пострадает онлайн-торговля. Именно в этих каналах продаётся основная часть премиального, лечебного продукта. Без него зоомагазины просто не выживут.

Потеря зоорынком этого канала станет фатальной для всех, потому что даже у крупных производителей он занимает не менее 30%. А когда локализация достигнет своего пика и российские заводы начнут выпускать хорошие суперпремиальные корма, то продавать их будет уже негде — зооканал к тому времени просто умрёт без импортного продукта.

Один в поле — не воин…

Большинство проблем разрешимы. Вот только отстаивать интересы компаний в одиночку перед ведомствами — дело безнадёжное… Открыть один завод в закрытой для импорта стране сложно, потому что ведомство требует действий и гарантий не столько от производства, сколько от ведомственных структур страны.

23 июня в РСН состоялось совещание с представителями сельхозиндустрии и зообизнеса. На нём чиновники Россельхознадзора продемонстрировали понимание сложности текущего момента и не отрицали возможности диалога с зооиндустрией. Буквально на следующий день участники совещания получили письмо от РСН с просьбой отраслевым союзам, ассоциациям и объединениям предоставить Россельхознадзору консолидированную информацию по кормовым добавкам и витаминам. Ведомство не готово рассматривать отдельные заявления участников зооиндустрии, но приветствует консолидированную информацию от отраслевых объединений.

Очень многое в этом диалоге будет зависеть от заводов–производителей закрытых стран, от оперативного предоставления ими как документов в РСН, так и актуальной информации о происходящих процессах Кириллу Дмитриеву, что даст возможность координировать работу с государственным ведомством.

«Я много лет говорю, что нужно бизнесу объединяться в масштабах всей зооиндустрии, — считает Кирилл Дмитриев. — Сегодня нет отраслевого союза или ассоциации, которая могла бы представлять интересы всех участников отрасли перед государством, выходить на отраслевые объединения других стран. У нас отдельно существуют и решают свои проблемы крупные производители, малый и средний бизнес — импортёры и производственники, микробизнесы — розница, ветклиники. Дистанцировалось от зооиндустрии ветеринарное сообщество. Отдельно существуют кинологические и фелинологические ассоциации и организации, объединения владельцев домашних животных. Владельцы — мощная сила в масштабах страны, у нас 70 миллионов «родителей» домашних животных. Это значительная часть электората, которые могут высказать своё мнение, в том числе и по поводу отсутствия в продаже импортных продуктов, необходимых животным для здорового питания, лечения или даже спасения жизни».

Перейти на страницу автора

Оценить материал
Нравится
Нравится Поздравляю Сочувствую Возмутительно Смешно Задумался Нет слов
9
Теги

Подписка на журнал

Зообизнес 5/2021 читать на зооинформ.ру

Зообизнес в России


Первый российский журнал для тех, кто работает в сфере торговли зоотоварами и услуг для животных. Здесь печатаются аналитические материалы, информация о современных технологиях производства товаров для животных, сообщения о новых продуктах, событиях отрасли, статьи о фирмах, обзоры зарубежных профессиональных журналов и многое другое.


Оформить подписку

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Close