Маркетплейсы в 2022 году стали главными площадками, где потребители искали товар по более доступный по цене, чем в офлайне. Этот сегмент рынка электронной коммерции показал самый впечатляющий рост объёмов продаж: +80% к году.
Стремительный рост
Россияне в прошлом году совершили 2 млрд заказов на маркетплейсах: на 85% больше, чем в 2021-м. В денежном выражении продажи на этих площадках увеличились на 80% – до 2,7 трлн рублей.
Средний чек на универсальных онлайн-площадках в прошлом году снизился, но незначительно – на 3%, до 1370 рублей.
Лидеры рынка
Главной платформой интернет-продаж в 2022 году стал Wildberries (WB). Эта площадка вошла в топ-10 маркетплейсов мира по количеству посещений – в среднем 280 млн в месяц. Половина денежного прироста российской онлайн-коммерции пришлась на WB.
Прирост E-com в 2022 году (источник: данные Data Insight)
Вторым крупнейшим российским маркетплейсом по итогам прошлого года стал OZON. Он занял долю в 23% от прироста e-com. В июне две трети онлайн-заказов совершались на этих двух площадках, а в ноябре – 75%.
Продавцы маркетплейсов
В прошлом году у 64% селлеров на маркетплейсах выросли продажи. Среди специализированных интернет-магазинов такую тенденцию отметили только 46%.
Площадка с самым большим количеством продавцов – это Wildberries. Там зарегистрировано 840 тысяч аккаунтов селлеров (июль 2022 года). Среднемесячный объём продаж у половины из них составляет менее 500 тысяч рублей. «Миллионной» выручкой может похвастаться треть продавцов.
Почти 50% селлеров на маркетплейсах являются дистрибьюторами, то есть посредниками между покупателем и производителем.
Главные категории
Самая популярная категория на маркетплейсах – товары для дома и дачи. На крупных площадках (Wildberries, OZON, Aliexpress, «СберМегаМаркет», «Яндекс.Маркет») их предлагает треть продавцов. На Wildberries 28% селлеров продают одежду и обувь. Автотовары чаще всего встречаются на «Яндекс.Маркете». На «СберМегаМаркете» больше, чем на других площадках, представлены электроника и детские товары.
Логистика
Крупные маркетплейсы используют внутренние логистические ресурсы для доставки товаров. Собственными сервисами Wildberries и OZON в октябре–ноябре 2022 года отправлено 79% онлайн-заказов в России. В 2021-м этот показатель составлял 62%. Большинство заказов покупатели маркетплейсов забирают из пунктов выдачи заказов (ПВЗ) или постаматов. На WB 98% покупок приходится на самовывоз, а на OZON – 90%.
Логистика на рынке E-com в октябре–декабре 2022 года (источник: данные Data Insight)
Зоотовары на маркетплейсах
С марта по октябрь 2022 года количество SKU сухих кормов для собак и кошек выросло в 4 раза. Количество влажных рационов для кошек увеличилось в 1,5 раза, а для собак – в 2 раза.
Согласно исследованию Data Insight, более 60% продавцов зоотоваров на маркетплейсах зафиксировали рост продаж за последний год. Меньше продавать стали 24% селлеров в этой категории.
На Wildberries интерес к зоотоварам сильно увеличился осенью: на 90%. Самыми популярными категориями стали сухие (+81% к году) и влажные (+53% к году) корма. Всего в 2022 году владельцы животных купили на WB 39 млн зоотоваров.
В недалёком будущем
Маркетплейсы обеспечат основной рост российской e-com в 2023 году. В Data Insight предполагают, что приток клиентов на эти площадки продолжится. В объёме сетевых продаж Wildberries и OZON будут занимать 53%, а доля заказов вырастет до 77%.