Наполнители для кошачьего туалета: российский рынок. Часть 2

Наполнители для кошачьего туалета — большой и стабильный сектор зообизнеса. Даже сейчас ему ничто не угрожает, во всяком случае, тут не штормит, как в кормах. Причины этого — малая доля импорта готовых продуктов, не критически большая доля импортного сырья и растущее число кошек в домохозяйствах. Однако же перемены и в наполнителях налицо. О том, что происходит на этом рынке, мы спросили у российских производителей с разной глубиной переработки сырья — от полного цикла до полностью контрактного производства. Все они единогласно оценивают происходящее, имеют схожие прогнозы и делают однонаправленные выводы.


Начало статьи про рынок наполнителей читайте здесь.


«Компания «Орис»

ООО «Компания «Орис» (ТМ «Зооник») производит наполнители для кошачьих туалетов более 20 лет, её продукция широко представлена по всей стране, а также в ближнем зарубежье. Компания имеет собственный карьер бентонитовой глины с подтверждёнными запасами более 7 567 000 м3, ежемесячная выработка около 3,7–6,75 тысячи м3 (в зависимости от сезонного спроса).

Фирма выпускает древесные, впитывающие, комкующиеся, силикагелевые (из отечественного сырья) наполнители. Наиболее популярны комкующиеся и впитывающие (68% от всех продаж). Особое внимание компания уделяет непрерывному совершенствованию системы контроля качества на всех этапах производственного цикла — ежегодно вся продукция проходит добровольную сертификацию для подтверждения высокого качества и безопасности. С 2008 года все наполнители также проходят добровольную экологическую сертификацию.

Среди последних тенденций в производстве наполнителей — древесно-комкующийся наполнитель, который ароматизирует воздух и подавляет развитие микрофлоры.

«Волжский минерал»

В 2017 году астраханская компания «Волжский минерал» получила лицензию на добычу полезных ископаемых, через два года приступила к добыче минерального сырья на основе цеолита, а в прошлом году — к производству на его основе наполнителей для кошек под ТМ CAT BOSS (1 тысяча тонн в месяц). Компания имеет собственный карьер с запасами 2 913 000 м3. Реализуется большая программа по увеличению масштабов выпуска продукции — идёт перевооружение добывающих и перерабатывающих мощностей. В следующем году планируется производить 3 тысячи тонн в месяц, к 2030 году — до 20 тысяч тонн.

Руководители компании уверены, что минеральные впитывающие наполнители на основе цеолита могут соперничать по популярности с древесными, поскольку сопоставимы с ними по цене и значительно превосходят по потребительским свойствам.

«Компания Виталайн»

Древесный наполнитель ТМ «VITALINE» производится с 2000 года на собственном оборудовании, которое постоянно модернизируется. В технологию производства вносятся новые решения, в соответствии с современными тенденциями. Производственные мощности обеспечивают процесс полного цикла: от поступления сырья до упаковки готового продукта в палеты.

На предприятии производится ассортиментная линейка наполнителей: «ЭКО №1», «Гранулированная фракция», GR-6, Firwood, «Муррыся», «Гранула гипоаллергенная», а также выпускается продукция под СТМ партнёров.

Сейчас ведётся работа по созданию древесного комкующегося наполнителя для кошачьих туалетов, он появится в ближайшее время.

Завод выпускает в среднем 1,5 тысячи тонн древесных впитывающих наполнителей в год и работает исключительно на российском сырье и оборудовании.

Корпорация «Тавела»

Корпорация «Тавела» (юридическое лицо ООО «Ритейл Трейд», г. Барнаул) производит наполнители с 2010 года (ТМ «Питомец», ТМ «Хочу Еще»). Начинала компания с импорта силикагелевых наполнителей из Китая, несколько лет входила в число пяти крупнейших импортёров этого сырья. Также компания импортировала бентонитовые глины из Китая и Индии. В 2012 году после значительного изменения курса рубля было принято решение на отказ от импорта.

В 2021 году началась реализация экологической стратегии – постепенное сокращение использования бентонита и силикагеля и увеличение доли отечественных продуктов собственного производства. Также в рамках этой стратегии компания переходит на использование бумажной упаковки.

В мае прошлого года запущено производство наполнителя из российского растительного сырья, который заменяет китайский тофу (ТМ «Антизапах»).

«ХИТПРОД»

pussy cat наполнительОсновной бренд компании наполнитель Pussy-cat производится на собственном предприятии. Выпускается линейка наполнителей ТМ Pussy-cat премиум-класса, такие виды, как «Силикагель», «Тофу» и «Комкующийся с отдушкой».

При производстве нескольких продуктов используется импортное сырьё. В настоящий момент есть сложности с его закупкой из-за проблем с логистикой. Несмотря на это, на сегодняшний день спрос на рынке на наполнители, выпускаемые компанией «ХИТПРОД», удовлетворяется полностью.

«ЦеоТрейдРесурс»

ООО «ЦТР» производит наполнители для кошачьего туалета с 2013 года. Использует как минеральное (природные цеолиты, бентониты, трепел, опока и другие), так и растительное сырьё (дерево, кукуруза). Сырьё закупается только у отечественных поставщиков, наполнители выпускаются под ТМ «ЦЕОСАН» и «Т для Кота». В этом году, помимо продуктов среднего ценового сегмента, запущена в производство серия эконом-наполнителей. В разработке линейка наполнителей премиум-класса.

Компания имеет собственные фасовочные мощности, прошедшие модернизацию в прошлом году. Благодаря линии повышенной производительности предприятие оказалось хорошо подготовленным к работе в сложившихся рыночных условиях.

Около 10% всех производимых наполнителей приходится на СТМ для розничных торговых организаций.

«Экософт»

Компания «Экософт» одна из первых в России начала выпускать наполнители для кошек, используя для них российское сырьё. В настоящий момент ассортимент компании включает 26 видов наполнителей четырёх ТМ «Мурзик», «Снежок», «Найси» и «Экософт» из различных видов природных и искусственных сорбентов. Самым популярным брендом является ТМ «Найси».

Масштабы производства — около 600 тонн в месяц. Компания продолжает разработку новых видов продукции: двух- и трёхкомпонентных наполнителей из различных сорбентов.

Наполнители на контрактных производствах

«АММА»

Компания «АММА» относится к числу крупнейших производителей наполнителей для кошачьих лотков, хотя и не имеет собственных сырьевых ресурсов. Наполнители выпускаются под двумя ТМ: CAT STEP и Gamma. В Китае по заказу производятся силикагелевые наполнители и растительные (из тофу). Последний вид наполнителей пользуется повышенным спросом у покупателей, и компания испытывает некоторый его дефицит. Впрочем, китайские партнёры в новых обстоятельствах гарантировали определённые объёмы отгрузки. После того, как логистические цепочки перестроятся на новые графики поставок, выпуск таких наполнителей компанией «АММА» увеличится. С силикагелевым сырьём сложностей больше, и они начались ещё в прошлом году — это касается объёмов закупок, выросшей стоимости сырья и сроков доставки. Компания ищет альтернативных поставщиков.

Из Турции «АММА» импортирует комкующиеся бентонитовые наполнители. Здесь тоже проблемы с увеличением стоимости и сроков поставки.

Несмотря на многочисленные сложности с импортом, компания остаётся верна своим стратегическим целям — производить продукты, в которых сочетаются высокое качество и доступная цена.

«Белком»

Компания «Белком» пять лет выпускает наполнители для туалета для кошек Fresh Cat.

Силикагелевые наполнители производятся на китайском заводе, с которым у компании многолетние партнёрские отношения. Это позволяет сохранять объёмы и сроки поставок даже в настоящее время, и значительно меньше, чем в среднем по рынку, повышать цены. Они выросли с апреля 2021 года лишь на 20%.

Бентонитовые наполнители компания производит в Турции. Используется сырьё высокого качества с глубокой обработкой, в том числе ионизация серебром.

Несмотря на суперпремиальное качество продукта, компания сохраняет цены на премиальном уровне.

В ближайшее время компания начнёт реализацию своей продукции в продуктовом ретейле, таким образом охватив все каналы продаж.

«Зооконтинент»

Эта многопрофильная компания приобрела федеральные масштабы во многом благодаря СТМ, в том числе наполнителей для туалета. Основные продажи приходились на силикагелевые, производимые по контракту в Китае (ТМ «Шурум-Бурум»). Вплоть до последнего времени компания продавала около 250 тонн силикагелевых наполнителей в год. Сейчас такие продукты теряют популярность из-за выросшей цены, которую компания всеми силами старается сдерживать.

Выпускаются древесные наполнители под той же торговой маркой, сырьё используется местное, фасуется оно на собственных производственных мощностях. Объёмы продаж в тоннах, и тем более в рублях уступают продажам силикагелевых наполнителей. Реализация древесных наполнителей ведётся только в собственном регионе, в другие возить невыгодно. Компания предлагает рынку и популярные продукты из тофу.

Ещё относительно недавно компания занималась и минеральными наполнителями (ТМ «Ой!»), однако отказалась от этого направления работы, проще и выгоднее стало продавать чужой раскрученный бренд, пользующийся хорошим спросом.

Несмотря на подорожание китайского силикагеля, «Зооконтинент» продолжит его импорт, возможно, в меньших объёмах. Зато ожидается рост объёмов продаж древесных наполнителей.

Прогнозы

Все опрошенные нами компании ожидают, что в 2022 году продолжится рост рынка наполнителей для кошачьих туалетов как в натуральных объёмах, так и в рублях. Несколько компаний отметили особенно хорошие перспективы наполнителей из растительного сырья (тофу и другие), в том числе российского. Такие продукты имеют преимущества — удобство пользования, хорошую эффективность, экологичность, широкий ценовой диапазон. Самое время производителям экспериментировать.

Рынок минеральных наполнителей тоже, вероятно, будет увеличиваться, в том числе по причине прихода потребителей из других сегментов.

Рынок древесных наполнителей находится под влиянием двух противоположных факторов. С одной стороны, спрос повышается благодаря сравнительно низким ценам. С другой — сказывается пересмотр покупателями важнейшего критерия «цена — качество», где всегда острая конкуренция.

Наполнители премиального уровня — силикагелевые, растительные и минеральные (в первую очередь, иностранные бренды) пострадают в 2022 году из-за внешних факторов. В течение 2019–2021 годов их маржинальность помалу съедалась дорожавшими поставками из Европы и Китая, компании сдерживали цены за счёт прибыли, чтобы не терять клиентов. Но в результате очередного падения рубля и других последствий спецоперации сдерживать цены далее стало невозможно. Премиальные наполнители переместились в сегмент суперпремиальных (по цене), а у тех объёмы продаж и в хорошие времена были самыми скромными, теперь же, очевидно, сожмутся ещё больше. Тренд на постепенное смещение потребительских предпочтений в сторону более высокого качества закончился.

Наши собеседники, работающие с конечным покупателем, говорят о смятении в его рядах, о поиске им новых видов наполнителей, новых брендов, о пробных покупках, разочарованиях и радостных находках.


Благодарим за помощь в подготовке статьи
компанию Zoki (Киров), Корпорацию «Тавела» (Барнаул).


Читайте по теме:
Жара «подогрела» спрос на наполнители для кошачьего туалета
Борец с минеральными наполнителями Cats for Future номинирован на премию
Лучшие наполнители для кошачьего туалета назвали специалисты в Германии

Подпишитесь на наш телеграм-канал и получайте важные отраслевые новости в удобном для вас формате.
Оценить материал
Нравится
Нравится Поздравляю Сочувствую Возмутительно Смешно Задумался Нет слов
Теги

Подписка на журнал

Зообизнес в России

Зообизнес в России


Первый российский журнал для тех, кто работает в сфере торговли зоотоварами и услуг для животных. Здесь печатаются аналитические материалы, информация о современных технологиях производства товаров для животных, сообщения о новых продуктах, событиях отрасли, статьи о фирмах, обзоры зарубежных профессиональных журналов и многое другое.


Оформить подписку

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Close