Поиск
зоотоваров

И снова CIPS – Китайская международная выставка зоотоваров

С 7 по 10 декабря в Шанхае проходила вторая в 2023 году выставка зоотоваров China International Pet Show (CIPS). Первая — состоялась в мае в Гуанчжоу. Она получилась довольно скромной, однако её преимуществом было то, что она стала первым отраслевым мероприятием после долгого закрытия Китая из-за пандемии. Декабрьское мероприятие дало возможность посетителям и экспонентам, не приехавшим в мае, нагнать упущенное.

Текст и фото: Алексей Золотарёв

Эксперимент с такой частотой проведения выставки вышел не очень удачным, с точки зрения организаторов оба раза было недостаточно и участников, и посетителей. Поэтому было принято решение – в 2024 году CIPS состоится один раз в ноябре в Гуанчжоу — и её площадь будет в четыре раза больше, чем в декабре.

Сказать, что выставка зоотоваров стала провальной, тоже было бы неправильно. На ней можно было найти немало интересных новинок, пообщаться после длительного перерыва с партнёрами и «сверить часы» по части мировых трендов и их отражения на азиатском рынке. А ещё надо упомянуть о большом желании местных производителей наладить тесные связи с представителями российского рынка – многие экспоненты искали партнёров именно из России.

зоотоваров

Как раз тренды и бросались в глаза больше всего. Если бы потребовалось выбрать слоган для мероприятия, мы бы предложили девиз компании Zeze — Be Funny! У неё был один из самых креативных стендов. Количество ярких, забавных и милых товаров и персонажей на CIPS было максимальным. Всё, начиная от мягких мест и когтеточек и заканчивая лежанками, переносками, одеждой, мебелью и аксессуарами, радовало разнообразием цветов и нешаблонным дизайном.

Зоотовары и праздники

Очень много было новогодних товаров, аксессуаров для Хэллоуина, стилизованных продуктов для Дня святого Валентина и других праздников. Эти зоотовары появились не случайно, они являются отголосками глобального тренда на «очеловечивание» домашних животных. Люди готовы тратить свои деньги на создание атмосферы праздника, в том числе и для питомцев. Для зообизнеса в этом открылась новая возможность. Если раньше мягкое место или домик приобретались один раз и служили, «пока не развалятся», то теперь клиент может купить несколько комплектов аксессуаров с разной стилизацией. Ну и, наконец, такие товары заметно оживляют интерьер магазина, помогают создать в нём праздничную атмосферу и повысить настроение как клиентам, так и сотрудникам.

Другая положительная сторона этого явления – гораздо большая привлекательность таких товаров для поколений Y, Z и даже надвигающейся Альфы. Привычный хомяк в клетке не сможет конкурировать за внимание ребёнка со смартфоном, но если сделать его клетку маленьким дизайнерским шедевром с использованием модных цветов, то шансы заметно повышаются. Если и это не помогло, попробуйте продать замороженный корм для рыб, задействовав «тян» из аниме или компьютерной игры.

Глобальный тренд на «очеловечивание» проявлялся и в других зоотоварах. К примеру, с каждой выставкой увеличивается выбор специализированных колясок для кошек и собак, и в Шанхае уже были представлены сотни моделей и вариантов. Некоторые из них выглядят так хорошо, что многие мамы с удовольствием согласились бы прокатить в них своих детей.

Технологичные товары для животных

Большим количеством технологичных новинок выставка похвастаться не могла, но один продукт она окончательно «закрепила». Речь о вакуумных контейнерах для корма. Первые образцы появились пару лет назад. В Европе и США они пока доступны у двух-трёх производителей. На CIPS эти контейнеры были почти на каждом стенде с технологичными зоотоварами.

По сути, это обычный пластиковый контейнер для хранения корма, но в него встроена автоматическая воздушная помпа, которая отсасывает воздух после закрытия крышки и создаёт внутри пониженное давление и бедную кислородом среду. Хранение рациона в таких условиях заметно «продлевает жизнь» его наиболее ценным компонентам, жирам и белкам. Это отличный продукт, полезные свойства которого делают его продажу достаточно простой. Другой способ применения такого устройства – хранение развесных кормов в торговых точках, которые всё ещё практикуют такую форму продажи.

На некоторых стендах мы были свидетелями активных переговоров представителей российского бизнеса с производителями этих контейнеров, так что будем надеяться, что скоро они станут доступны для отечественных потребителей.

Если говорить о представленности разных групп зоотоваров на выставке, то доминировали аксессуары. Пластик, мягкие места, игрушки, амуниция – всего этого было в избытке. А вот кормов было немного. Тем не менее, и тут проявились глобальные тренды – были и производители насекомых и рационов из них, были и high-end корма, freeze-dried и air-dried.

зоотоваров

Товары для зообизнеса

На CIPS было представлено оборудование для бизнеса. Мы посетили стенды нескольких интересных производителей товаров для груминга, стоек для рыб, животных и птиц (к сожалению, категорически несовместимых с последними требованиями российского законодательства). На выставке была компания, выпускающая «капсулы» для содержания кошек и собак в магазинах и гостиницах для животных, но которые также не подходят под требования законов России, которые вступят в силу этой весной.

Аквариумистика

Выставка CIPS

Китайская выставка зоотоваров не обманула ожиданий в отношении аквариумистики. Кажется, что охлаждение интереса к этому хобби в Европе и Северной Америке до Азии ещё не докатилось – ассортимент по-прежнему широк, стенды оформлены шикарно и дорого, а значит, производители пока не чувствуют на себе упадка и кризиса. В конце концов, не может быть проблем у отрасли, нанимающей для работы на стенде косплей-моделей!

Если говорить о разнообразии зоотоваров внутри этой группы, то тут есть традиционная китайская специфика и ориентация на внутренний рынок, который всегда сильно отличался от европейского и российского. Однако некоторые продукты этого направления могут быть интересны и нам, например, крупные фасовки кормов и препаратов для рыб, которые могут заменить некоторые ушедшие из России бренды. И это как раз тот случай, когда китайскому качеству можно доверять – ведь за спиной у китайских аквариумистов тысячи лет опыта и долгий путь по превращению карася в золотую рыбку.

Традиционно на CIPS проводился конкурс аквариумных рыб. Организаторы решили «дистанцироваться» от предыдущей выставки в Гуанчжоу, где соревновались араваны и скаты, здесь прошла битва между разными видами золотых рыбок, гуппи и петушков.

Концепция pet-friendly в Китае

Поделимся интересной находкой по зоотематике, обнаруженной за стенами выставки зоотоваров. Концепция pet-friendly не является чем-то новым и особенным, но китайский вариант реализации нас впечатлил. Маркетологи не просто сделали один из моллов в городе Нингбо «дружелюбным для питомцев», но и посчитали это достойным быть «главной фишкой» своего торгового центра. При этом они не ограничились простым допуском кошек и собак на торговые площади, а постарались создать для их владельцев дополнительные удобства: специальные боксы для питомцев, в которых их можно оставить при входе, коляски, в которых можно возить своего четвероного друга во время шопинга, ну и, конечно, в молле есть питьевые фонтанчики и небольшие снэки для перекуса. Опять пресловутое «очеловечивание», но уже на новом уровне.

На наш взгляд, идея эта интересная на фоне кризиса концепции торговых центров и проблем с их позиционированием. Можно выходить с предложением на такую специализацию и в России.

Ну и, конечно же, кроме pet-friendly моллов за пределами CIPS ждала разнообразная китайская кухня, целая вселенная интересных товаров на полках магазинов и «похорошевшие» и ставшие более чистыми после ковида китайские мегаполисы. Для общения и решения мелких бытовых нужд очень рекомендуется освоить AliPay и WeChat. В общем, «многое непонятно, но очень интересно», и о поездке на такую выставку совсем не жалеешь.